Ровно четыре года назад мы опубликовали текст, в котором видные люди Минска гадали на будущее по книге Алексиевич. Это происходило в честь того, что крауд-площадка Ulej выпускала многотомник Светланы Александровны. Сегодня мы перечитали тот материал с «гаданиями» на страницах книг — и были потрясены. Как оказалось, многое, над чем мы хохотали в 2018-м, оказалось пророческим. Поэтому KYKY вспоминает, что нагадали себе беларусы, еще не зная, что их ждет революция и даже война (полную версию того текста читайте прямо по этой ссылке).
Что за «гадания»? Что тут происходит? Краткая предыстория
В марте 2018-го в центре Минска еще работал бар Svobody.4, и вся страна краудфандила не на помощь репрессированным и политзаключенным беларусам, а на печать сборника книг Светланы Алексиевич на мове (и делала это на площадке, основанной Эдуардом Бабарико). Чтобы привлечь внимание к литературе, в баре собрались именитые беларусы и решили почитать отрывки из произведений нобелевского лауреата.
Были там и Виктор Бабарико, и его сын Эдуард вместе с девушкой Александрой Зверевой, которая сейчас является членом команды BYSOL. И гимнастка Мелитина Станюта, и философ Валентин Акудович, и Анна Чистосердова, которая тогда была куратором арт-галереи «Ў».
Редакция KYKY прошлась по гостям с книгой Светланы Алексиевич и попросила задать вопрос и загадать страницу и строку, на которой будет ответ. Как оказалось, литература действительно способна видеть сквозь годы.
Что нагадала книга Алексиевич
• Пожалуй, самым пророческим было гадание тогда еще председателя правления «Белгазпромбанка» Виктора Бабарико. Он спросил у книги: «Будет ли в Беларуси президентом женщина?». На выбранной странице и строке оказалось только одно слово: «Маці». На что Виктор сквозь смех произнес: «У нас только так». Знал бы он, на что гадает!
• Не менее удивительным было гадание Анны Чистосердовой, она спросила: «Когда на исторических беларуских территориях люди перестанут ныть и займутся делом?». В книге попалась вот такая строчка: «Бамбяць, а сястра шэпча мне: «Перастануць бамбіць, і я буду слухацца маму. Заўсёды буду слухацца маму».
• Сын Виктора, Эдуард Бабарико, тоже решил заглянуть в будущее и спросил у пятитомника Алексиевич: «Изменит ли декрет о ПВТ лицо Беларуси?». И получил вот такой ответ от книги: «Праязджалі па сонных вулачках Кабула, поуз знаёмыя плакаты у цэнтры горада: «Светлая будучыня – камунізм». Услышав это, Эдуард улыбнулся и сказал нам: «Значит всё будет хорошо».
• Продюсер Инна Радаева, даже не подозревая, каким актуальным в 2022-м будет ее вопрос, решила узнать: «Когда наступит мир во всем мире?». И услышала в ответ: «Пачалася фінская вайна, раз-пораз уцякала на вайну». Думаем, не стоит уточнять, где на самом деле началась война.
• Гимнастка Мелитина Станюта, которая сейчас живет в Испании и подыскивает себе работу через фейсбук, в 2018-м задала вот такой вопрос: «Хорошо, давайте узнаем, какой будет Мелита Станюта через семь лет — что меня ждет?». И получила вот такой ответ: «Ніводзін ў мой бок не паглядзеў, як быццам мяне не было».
• Многократный чемпион мира по муай-тай Виталий Гурков, который сейчас служит в Украине бойцом территориальной обороны, решил задать книге очень короткий вопрос: «Что потом?» — «Да вайны яшчэ паспела выйсці замуж, нарадзіла дачку». Уточним, что на момент начала марта 2022-го никаких публичных заявлений о вступлении в брак Виталий не делал. Пожалуй, пока это единственных промах в гаданиях по книгам Алексиевич.
• Историка и поэта Владимира Орлова в 2018-м интересовало следующее: «Чарнобыльская катастрофа не толькі сусветная тэхнагенная катастрофа, гэта яшчэ і сустветная злачынства, якое здзейсняла раней савецкая ўлада і якое і цяпер працягвае здзейсняцца ў Беларусі. Дакуль гэта будзе адбывацца?». Книга ответила ему так: «Раптам прыходзяць, уручаюць позву і кажуць, што ўнізе ужо чакае машына».
• Беларуский поэт и переводчик Андрей Хаданович в 2018-м решил узнать: «Калі ўрэшце ў нашай краіне пачнуцца заўважныя еўрапейскія палітычныя змены?». Ответ из книги был таким: «Яна адна ляжала на траве пад старой грушай…Старыя жанчыны сядзелі побач і гладзілі яе рукі…». На что поэт заявил тогда: «Думаю, нічога ў бліжайшы час не зменіцца», — и ошибся, изменилось буквально всё.
• Гадала тогда и пиарщица Антонина Яцук, которая после 2020-го эмигрировала в Украину, застала войну в Киеве, а сейчас волонтёрит во Львове. Еще будучи в Минске она решила задать очень простой вопрос: «Будет ли 2018 год счастливым для Беларуси?». И получила от книги следующий ответ: «Яна падыходзіць да мяне бліжэй, абдымае. Астатнія пачынаюць плакаць».
Выводы, как говорится, делайте сами. А мы решили не останавливаться на воспоминаниях и решили — раз книги Алексиевич действительно способны предугадывать будущее, нужно провернуть тот же эксперимент. 15 марта 2022-го мы взяли в руки произведение нобеля «Последние свидетели» и спросили у него: «Беларусь и Украина станут свободными?» — на что книга ответила: «Девятого мая мы проснулись утром оттого, что в подъезде кто-то очень сильно кричал. Было еще совсем рано. Мама пошла проверить, прибежала растерянная: «Победа! Неужели победа?». Это было так непривычно: война кончилась, такая долгая война».
Готовы положить руку на что угодно — в ответ на наш запрос книга Алексиевич на 24 странице, 2 строке действительно выдала вот этот многообещающий абзац.