Сейчас как никогда актуальна тема национального единства. Эксперт Beroc Дарья Урбан решила разобраться в этом вопросе – поговорила с местными активистами и выяснила, кем считают себя беларусы: кто для них «свои», а кто – «чужие». А также какой будет жизнь в Беларуси через 30 лет, и почему наша разобщенность может отбросить страну в очередную яму кризиса. KYKY сделал краткий пересказ этого исследования.
Желание принадлежать к социальной группе – одна из базовых потребностей человека. Самые доступные варианты – семья и рабочий коллектив, но по мере развития личности добавляется идентификация с определенной нацией. Кем себя и других считают беларусы, а также, кто нам ближе: россияне или прибалты? Давайте разбираться.
При проведении исследования Beroc воспользовался методом, основанным на теории личностных конструктов Келли. Респонденты отвечали на вопросы о национальной идентичности в контексте себя и нации. Этот набор личностных стереотипов позволил определить различия между «своими» и «другими», получить актуальный портрет беларусов сегодня и в перспективе 10 лет. В исследовании приняли участие 10 женщин и 11 мужчин. Это лидеры мнений и социальные активисты, которые создают локальный информационный контекст. Вся дальнейшая информация в этом тексте – результат рефлексии над их ответами.
Беларус считает себя немножко хуже и несчастнее, чем прибалт
Беларусы думают, что находятся в одной «социальной лодке» с украинцами и жителями Восточной Европы. Нам далеки нравы и уклад жизни скандинавов, выходцев из Северной Америки и Западной Европы – эти нации беларусы определяют как одну социальную группу и немного завидуют их уровню жизни. А вот россияне и американцы были признаны отдельными социальными группами. Причем с россиянами мы себя не отождествляем.
Респондентов ради иследования попросили составить три портрета. Давайте разберем каждый.
Портрет первый. О себе как о нации
Первый – рассказ о себе как о нации. И здесь беларусы были суровы в оценках. Оказалось, что нам присуще нытье и инертность мышления – любим полагаться на других, сильно зависим от государства, но законопослушны. Также беларусы аполитичны (напоминаем, исследование проводилось до президентской кампании-2020 – Прим. KYKY) и считают свою страну незначительной на мировой арене. Тем не менее, мы постоянно пытаемся выбрать между ЕС и Россией. Но есть и хорошие моменты: наша нация толерантна, трудолюбива, ответственна и уделяет большое внимание локальным проблемам, однако часто не проявляет инициативы. У нас нет имперских замашек, но есть большое наследие советского прошлого.
Портрет второй. О себе как о личности
Второй портрет – это рассказ о себе, как о личности. И здесь получилось более позитивно – у беларуса, когда он оценивает себя отдельно, есть собственное мнение, эмпатия и индивидуальность. Беларус знает себе цену, решает проблемы, а не избегает их. У него нет амбиций «к построению империи», но есть вайб советского наследия. Он ориентирован на решение локальных, а не глобальных проблем. Самодостаточен, толерантен и уверен в себе, ощущает себя на вершине прогресса. Стремится к самоидентификации и европейским ценностям.
Портрет третий. Сводный результат первых двух
Третий портрет был составлен на основании двух предыдущих. Вот каким он получился: у беларусов нет идеи подчинить весь мир, но есть опыт жизни в тоталитарном государстве. Беларус политически пассивен, привык заниматься локальными проблемами, решение которых приравнивает к успеху. У него мало денег, но он законопослушен. Быстро учится новым профессиям и думает, что не может влиять на политику своей страны (напоминаем, исследование проводилось до президентской кампании-2020 – Прим. KYKY).
Интересно, что разная тональность, с которой беларусы описывали себя и нацию в целом, свидетельствует о раздробленности общества. Лидеры мнений не идентифицируют себя с обобщенным портретом беларуса. Скорее, им ближе образ жизни прибалтов, который является некой «беларуской мечтой». Прибалтов лидеры мнений описали так: ответственные, толерантные, разделяют западные ценности, хотят решать локальные, а не глобальные проблемы, без имперских амбиций.
В целом, портреты прибалта и беларуса схожи, но есть и разница в риторике: описывая другую нацию, беларусы употребили намного больше положительных прилагательных, чем когда говорили про самих себя – это нонсенс. Например, у прибалтов и американцев представления о своей нации были лучше, чем о других.
Кто не очень нравится беларусам
По мнению беларуских лидеров мнений, россияне за слепой любовью к стране не видят реальности. Они, в представлении респондентов, неаккуратны, агрессивны, бедны, безынициативны, коррумпированы, не уважают личное пространство и закон. Среднестатистический россиянин – в душе немного «император», которому все должны. Это такой «старший брат» для беларусов, который приравнивает успех к мировому политическому влиянию.
Возможно, такой портрет получился в том числе потому, что составляли его во время переговоров об углубленной интеграции Беларуси и России. Но не исключено, что беларусы в целом негативно относятся к России и ее политике.
Также беларуские лидеры мнений негативно охарактеризовали жителей Азии и Арабских стран, но градус негатива в их сторону был ниже, чем в случае с Россией. Вот их паттерны мышления: выходцы из Азии не уважают личное пространство других, но чтут преемственность и нацелены на сохранение собственного, а не общего благополучия. Они беспринципно используют людей, чтобы заработать денег, неаккуратны, нетерпимы, не либеральны и религиозны. Не умеют расслабляться и не доверяют западной культуре, но очень сильно почитают свою.
Какими беларусы будут к 2030-му
Один из самых важных моментов исследования – составление портрета беларуса 2030 года, который показывает уровень лояльности и доверия к власти. В целом большинство сошлось во мнении, что в Беларуси не нужно ждать катастрофы. Но и глобальных позитивных изменений ждать тоже не стоит. Тем не менее, среднестатистического беларуса греет мысль, что качество жизни станет чуть ближе к странам Балтии.
Беларус через 10 лет – это человек, который все еще не избавился от наследия СССР, зависим от государства и склонен жаловаться на жизнь. Он остается недоверчивым, иногда демонстрирует несамостоятельность и безынициативность. Все еще приравнивает успех к решению локальных проблем. Но при он ответственный, трудолюбивый и стремится к прогрессу. Доброжелателен, законопослушен и не хамит другим. Разделяет европейские ценности и знает себе цену.
Если подводить итог, то по мнению активистов в Беларуси существует два общества: одно аполитичное и безынициативное, а второе находится на вершине прогресса и стремится менять страну к лучшему. К последнему обществу относят себя лидеры мнений, которые находятся в меньшинстве и не стремятся стать большинством. Возможно, поэтому им хочется соотносить себя с «другими» – жителями Балтики, где жизнь кажется привлекательнее. С одной стороны, это не проблема – активисты ведь остаются в Беларуси и продолжают менять ее к лучшему. С другой – социально-ментальный разрыв неумолимо ведет к разграничению на «своих» и «чужих» в одной нации. У сторон так или иначе может возникнуть агрессия и желание доказать друг другу, кто прав и виноват. Если не перестать проводить черту и топорно делить нацию по такому принципу, мы окажемся в ситуации разобщенности. И в конце концов она может вызвать как политический, так и экономический кризис.