Коллекция портретов Радзивиллов была обнаружена два года назад в Баварии во дворце Шиллингcфюрст специалистами музея «Замковый комплекс «Мир». В Германию коллекцию перевезла в конце ХІХ века княгиня Мария Гогенлоэ, потомок Радзивиллов по женской линии. В настоящее время портретами владеет князь Константин Гогенлоэ, наследник боковой линии, 1949 года рождения, по образованию — инженер. Дворец Шиллингсфюрст достался ему в наследство от дальнего родственника, в обход своей кузины, так как у Гогенлоэ, как когда-то у Радзивиллов, основное наследство до сих пор передаётся по мужской линии. Князь постоянно проживает в Вене, сфера его профессиональных интересов связана с компьютерными технологиями, он посетил Мирский замок 16 мая, приехав на открытие выставки. Вот некоторые из портретов Радзивиллов:
Князь Николай Христофор Радзивилл Сиротка (1549–1616)
Неизвестный художник, ХІХ век, холст-масло, 107 Х 79
Старший сын князя Николая Радзивилла Черного, канцлера великого литовского и воеводы виленского, и графини Эльжбеты Шилловецкой. Один из крупнейших землевладельцев ВКЛ. Согласно легенде, прозвище «Сиротка» Николай Христофор получил в детстве, когда великий князь литовский Сигизмунд Август увидел ребенка в одной из комнат дворца и приласкал со словами: «Ах, ты мой бедный, всеми забытый сиротка!» Николай Христофор был воспитан в протестантизме, от которого отказался в 1566 году под влиянием впечатлений от визита в Италию. Верностный католик, деятель контрреформации, в 1583–1584 годах князь совершил путешествие по Ближнему Востоку. В Палестине он подарил золотые и серебряные вещи церквям, вступил в Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского. Оттуда князь переправился в Египет, где осмотрел пирамиды и попытался вывезти на Крит две мумии, но выбросил их в море во время шторма. На Крите Сиротка сел на венецианскую галеру, на которой добрался до Италии, а 2 июля 1584 года вернулся в Несвиж, где и описал свое путешествие в дневнике, изданном на латыни в 1601 году. Также по возвращении князь начал строительство в Несвиже: так, он построил первое здание в стиле барокко на территории Восточной Европы — костел иезуитов в Несвижском замке. Перестроил и сам Мирский замок, придав ему черты стиля Ренессанс. Для работ князем был приглашен итальянский архитектор Бернардони.
Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька (1702–1762)
Неизвестный художник, ХІХ век, холст-масло, 231 Х 138,5
Сын великого канцлера Кароля Станислава Радзивилла и княгини Анны Екатерины из рода Сангушко. Несвижский ординат, гетман великий литовский, меценат, основатель первых на территории ВКЛ мануфактур по производству предметов роскоши: фаянса и слуцких поясов. В 1726 году приступил к восстановлению Несвижского замка, разрушенного шведами в 1706 году. После кончины короля Августа II Михаил Казимир выступил противником Станислава Лещинского, одним из организаторов Краковской конфедерации и одним из авторов «Декларации доброжелательности» —
обращения к русскому правительству о «защите вольностей и Конституции», которое стало официальным поводом для вмешательства в дела Речи Посполитой. Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька — отец князя Кароля Станислава Пане Коханку, дед князя Доминика, прадед княжны Стефании. Сохранилось много портретов Рыбоньки, в том числе и очень похожих на портрет из коллекции Шилленгсфюрста. Надо сказать, что князь прославился своим жизнелюбием, за что заработал прозвище: именно так он любил обращаться ко всем, особенно к женщинам.
Францишка Урсула Радзивилл из рода Вишневецких (1705–1753)
Неизвестный художник, ХІХ век, холст-масло, 109 Х 80
Первая женщина-писатель в Беларуси и Польше, с 1725 года — жена князя Михаила Казимира по прозвищу Рыбонька. Единственная дочь каштеляна краковского, воеводы виленского и краковского Януша-Антона Вишневецкого, последняя представительница рода Вишневецких. Писала письма мужу, часто уезжавшему из Несвижа, в стихах на польском языке. Основала в Несвиже профессиональный театр, первый в Речи Посполитой, переделывая французские комедии и трагедии и используя сюжеты славянских
преданий, а также сборник арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Мать князя Кароля Станислава Пане Коханку (1734–1790) и княгини Теофили Констанции (1738–1818), Моравской. Произведения Францишки Урсулы Радзивилл переводили на белорусский язык Андрей Хаданович, Наталья Русецкая, Наталья Гордиенко, Жанна Некрашевич-Короткая. Известно достаточно много портретов Францишки Урсулы. На этом ошибочно закреплена наклейка с надписью «Эльжбета Шыдловецкая, жена князя Николая Радзивилла Черного.
Анна Людвика Радзивилл (1729–1771)
Неизвестный художник, ХІХ век, холст-масло, 230,5Х138,5
Вторая жена Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки, на которой он женился 2 января 1745 года, после смерти Францишки Урсулы. Дочь каштеляна калишского и познанского Мацея Мыцельского, бабушка князя Доминика.
Портрет неизвестной
Художник Викентий Слезинский, 1884 год, 110Х84
Возможно, на портрете княгиня Эльжбета Эуфимия Радзивилл из рода Вишневецких (1569–1596) — жена князя Христофора Радзивилла Сиротки с 1584 года. Единственный подписанный портрет из всей коллекции вызывает больше всего вопросов при атрибуции. На оборотной стороне надпись «Wilno. 1884 r. m. Wincenty Sledzinski». Рядом — бумажная наклейка, свидетельствующая, что на портрете изображена Эльжбета Эуфимия. Очевидно, что автор создал собирательный образ. При сопоставлении с гравюрами «Icones» выявлено большое сходство
с изображением Софьи Анны Радзивилл, дочери Николая Старого и Софьи Монивил. С этой гравюры художником была взята диадема на голове и воротник. Изображению княгини Эльжбеты Эуфимии соответствует форма серег и нитка жемчуга на воротнике. Лицо женщины на портрете сильно отличается от изображенных на обеих гравюрах. Надо сказать, что этот портрет кисти виленского Викентия Слезинского является самой поздней картиной в коллекции.
Вся коллекция создавалась специально для одного большого парадного зала. Одно из ее главных достоинств — целостность.
По словам директора музея «Замковый комплекс «Мир» Ольги Попко, кандидата исторических наук, организация выставки заняла почти полтора года, в ней были задействованы сотрудники Генерального консульства Республики Беларусь в Мюнхене и Института имени Гете в Минске. «Мы признательны князю Гогенлоэ — благодаря его доброй воле реликвии Радзивиллов, пусть и на время, вернутся в Мирский замок», — говорит Ольга Попова. Под ее авторством недавно был выпущен альбом «Портреты Князей Радзивиллов». Увидеть работы из коллекции князя Константина Гогенлоэ вживую можно до 16 ноября 2014 года в музее «Замковый комплекс «Мир» (Гродненская область).