Я хочу развить обе темы и поговорить подробнее о современных технологиях и выборе таких же современных родителей. Но «еще на берегу» хочу договориться, что выражаю свое субъективное мнение, никому его не навязываю и не пропагандирую – делюсь своим опытом, не более того. Многие даже не подозревают, насколько в наш техногенный век подобные инновации способны изменить жизнь и судьбу самого дорогого что у вас есть – вашего ребенка. Увы, наши люди до сих пор часто противятся прогрессу, крайне медленно и сдержанно принимают новые технологии и ищут проблемы там, где их нет и в помине. Климат тому виной или наша ментальность – я судить не берусь. Но уж если даже если наш президент после недавних «айфонау-плафонау» выучил слова «блокчейн, криптовалюта и майнинг», то давайте и мы будем пытаться соответствовать статусу «Европейского Сингапура».
Генетический паспорт ребенка – возможность выяснить, кем ему быть: пловцом или боксером
Начну с генетического паспорта человека. В нашем случае дело обстояло так. Карапузу нашему скоро будет три года, и я как весьма спортивный папа заранее обеспокоился вопросом его физического развития. Я уверен, что нет для сына лучшего примера, нежели отец, с которым он может вместе тренироваться, становиться сильнее, развивать дисциплину и силу воли. Фигура отца для сыновей, и ее роль в их жизни – та еще скользкая тема. Для своих сыновей мне предпочтительнее ролевая модель отца в тренажерном зале или на боксерском ринге. Лучше я буду обучать сына премудростям ремесла, а не полеживать на диване под «соловьева-киселева» с пивом после работы – «потому что папа устал» – либо прокачивать свой профиль в «танчиках» (хотя и сам в них иногда играю), потому что надо мозг разгрузить. Сыновья мгновенно все впитывают, перенимают поведенческие навыки и копируют отцов подсознательно, даже не замечая этого. Но об образовании мы сегодня речь не ведем. Хотя, разумеется, спорт – это тоже вполне себе образование.
Так вот, генетический паспорт. В нашей семье (сюда добавляется еще моя жена и старший сын) явными фаворитами считаются единоборства и тренажерка. Разумеется, мне бы хотелось продвигать ребенка в тех направлениях, в которых я сам ему смогу чем-то помочь или обучить, пусть только и на первых порах. Ну ведь круто же самому подстраховать своего спиногрыза в жиме лежа, когда он выжмет свою первую «сотню. А я ему буду говорить: «Давай-давай, дрыщ, не позорь батю! Жми!» Или на ринге подержать лапы, приговаривая: «Да что ты бьешь, как веган? У твоей матушки боковой и то плотнее!» Отцовские мечты, одним словом. Тут главное не увлечься и не попасть в ловушку, когда вы насильно будете заставлять его заниматься тем видом спорта, который нравится лично вам, но совсем необязательно понравится ему. В нашей стране сплошь и рядом эту картину можно наблюдать по родителям, пытающимся вырастить из своих чад хоккеистов или теннисистов. Это высокозатратные виды спорта, но отчаянные родители продолжают оплачивать дорогостоящие корты-площадки и персональных тренеров с топовой экипировкой, втайне просчитывая, что только в этих дисциплинах в нашей стране и можно нормально заработать. Глядя на контракты хоккеистов и призовые теннисисток они втайне надеются, что их усилия окупятся сторицей.
И тут родителей ждет главное откровение – их ребенок может быть элементарно генетически не приспособлен для этого вида спорта.
У него может быть неподходящее для этой дисциплины соотношение белых и красных волокон в мышцах (например, он по природе своей стайер, а его заставляют развивать разовое взрывное усилие: штанга, прыжки, метание ядра, забег на сто метров, к которому он совершенно не приспособлен). Или усвоение кислорода в его клетках не такое высокое, дабы можно было говорить о профессиональных спортивных перегрузках. Или его кости и связки недостаточно прочны (склонны к разрывам и переломам), чтобы справляться с запредельными для простых людей нагрузками. Конечно, волков бояться – в лес не ходить. И если уж выбирать между любительским спортом «для себя» и не-занятием им вообще, то выбор тут даже не стоит.
Конечно, заниматься надо. Это гораздо лучше, чем всю жизнь потом оправдываться: «Знаете, а я мог бы стать неплохим баскетболистом, но мои ахиллы и мениски слишком слабы для этого, поэтому сейчас я весь такой бодипозитивный». Посему, даже если противопоказания и будут – это отнюдь не приговор! Более того, для наступления негативных последствий необходимо слияние воедино нескольких факторов. Никто не утверждает, что это обязательно случится. Но помнить об этом стоит. «Предупрежден, значит вооружен». Зачастую это даже может послужить дополнительной мотивацией – есть такая категория людей, которым необходимо «жить вопреки».
Теперь переходим к технической стороне вопроса. У нас в Минске есть НИИ Цитологии и Генетики. На их сайте вы можете в любое время в разделе «услуги» записаться онлайн на интересующую вас процедуру. Вся она займет минут 15 от силы. Точность – 99,99%. Никаких уколов, только ватные палочки и ваша слюна. Этого достаточно для работы с вашей ДНК. Далее вы ждете две-три недели и приезжаете за результатом. Впрочем, его вам могут и почтой выслать. На руки вы получаете зеленую книжку (даже с переводом на английский), в которой базово и подробно описано всё. Но если есть конкретные вопросы – можно записаться к профессору на консультацию. Она бесплатна. Кстати, по поводу английского – он тут неспроста.
Дело в том, что в США и ЕС подобные исследования стоят несколько тысяч долларов против $300 у нас. Так что с введением пятидневного безвиза дисбаланс из наших граждан и клиентов из развитых стран заметно подравнялся.
Стоит упомянуть и о том, что генетический паспорт – это далеко не только «о спорте». В нем будут указаны гипотетические «риски» для вашего ребенка (впрочем, никогда не поздно и себе подобную вещь сделать). Вы узнаете склонность к сахарному диабету, вероятность развития гепатита, риск сердечно-сосудистых заболеваний, склонность к появлению болезни Альцгеймера и т.д. и т.п. Это весьма захватывающе и интересно. Только вот не надо ныть про «меньше знаешь, крепче спишь» и «лучше жить и не знать». Это слабая позиция. Гораздо хуже будет, если какая-то болезнь разовьется, а вы не сможете ее предотвратить, хотя и могли бы. Достаточно было лишь предпринять превентивные меры по ее купации на ранних стадиях, внеся минимальные изменения в свой образ жизни. Это совершенно несложно.
Сам по себе генетический паспорт – это комплексное исследование. Но есть и отдельные «пакеты». Например, «выявление генов спортивной одаренности». Либо «склонность связок и суставов к растяжениям и переломам». Благодаря им вы можете сохранить несколько лет, не водя насильно чадо на хоккей, просто потому что у него есть склонность к сотрясениям мозга, а кости недостаточно прочные (а не потому что он «ленивый бездарь»). Ведите его сразу на плавание! Не убивайте время, пытаясь доказать обратное и каждый раз гадая: почему мой Алеша такой хилый по сравнению с «этими лосями»?
Стволовые клетки из пуповины ребенка – новый способ восстанавливать тело, словно киборга
Теперь я бы хотел поговорить о стволовых клетках. Вернее, возможности их забора при родах и дальнейшей заморозке. Не секрет, что о них сегодня слышали практически все. Это «базовые клетки» человеческого организма, из которых можно в дальнейшем вырастить практическую любую замену своему собственному вышедшему из строя органу. Причем, риска отторжения этого органа нет, как при донорской трансплантации, поскольку клетки то уже свои, и организм их за антитела не принимает. Что это значит на практике? Например, гипотетически вы можете заменить свою убитую циррозом печень на новенькую розовую, только что выращенную в лаборатории. Или почки. Или вылечить рак крови и некоторые другие виды онкологий. Или спасти свой костный мозг. Вариантов масса, и каждым годом открытий в этой области все больше (шорт-лист Нобелевской Премии в области медицины и физиологии – наглядное тому подтверждение).
Максимальное количество этих клеток содержится в пуповинной крови новорожденного. И с течением жизни их количество в организме человека снижается. Поэтому прагматичные и дальновидные родители (излишне перестраховывающиеся, если хотите) имеют возможность заключить договор с крио-банком.
В день родов медсестра поместит в контейнер весь необходимый материал и передаст курьеру банка, который в холодильнике доставит его в крио-банк для последующей глубокой заморозки. В таком виде клетки могут храниться десятилетиями – чтобы при необходимости их разморозили.
Сколько фантастических фильмов позаимствовало этот прием с глубокой заморозкой и крио-сном, не правда ли? А ведь это будущее уже давно наступило. Первые клетки стали замораживать около 30 лет назад. И если лет 20 тому ученые могли лишь только омолодить организм при их помощи, то сегодня уже могут неплохо подлатать дыры в давшей сбой системе. Разумеется, о бессмертии никто здесь не говорит – слишком рано еще (да и у новорожденного малыша этих клеток маловато). Но вот технологии их мультиплицирования (размножения, другими словами) вышли сегодня на финишную прямую. А это значит, что скоро никто не будет мешать выращивать в лаборатории ваши новые и новые стволовые клетки – только платите за это деньги. И спасти они могут не только вас, но и всех ближайших прямых родственников. А это уже весьма нужная инвестиция в будущее, ибо когда, не дай бог, что-то случится, люди готовы платить любые деньги за новые методы и лекарства, чтобы получить хотя бы надежду. А здесь вы заранее себя очень сильно перестраховываете. А если не понадобятся – сделаете себе в 70 лет их комплексную инъекцию, и этот «эликсир молодости» омолодит ваш организм получше любого гормона роста.
Расскажу о нашем личном опыте. Мы заранее связались с представителями компании Genecell, оплатили контейнер, курьера и первый взнос и стали ждать день родов. В США это рядовая процедура. Практически все мои тамошние знакомые ей воспользовались. В Беларуси эта тема только-только набирает обороты. Американские медики технологию забора материала знают досконально. Курьер из родовой весьма оперативно повез наш «вклад» в свой банк. Спустя время мы оплатили еще десять лет хранения клеток. Платить можно как ежегодно небольшими частями (просто на почту приходит уведомление), так и сразу оплачивать большие сроки (в итоге так выходит дешевле). И потянулись эти годы. А мы с женой скрестили пальцы, и искренне надеемся, что на этот «вклад» никогда так нам и не понадобится. Но мы решили, что лучше это сделать, чем потом не суметь посмотреть в глаза своему ребенку: когда ты мог избежать чего-то очень плохого в его жизни, но не сделал этого, так как просто пожалел денег.