1. Прежде чем стать артисткой бурлеска, я закончила философский факультет МГУ, а потом пару лет работала учительницей (английский и танцы). Но никогда не была счастливее, чем сейчас.
2. Многие мои коллеги из бурлеск-мира имеют гуманитарное образование, некоторые – бывшие режиссёры, архитекторы, дизайнеры. Но есть и врачи, экономисты, юристы, программисты и т.д. Стать дивой бурлеска может любая, главное – пахать как не в себя.
3. На самом деле, в бурлеске собственно выступлениями на жизнь мало кто зарабатывает. Многие плюс к ним ещё преподают, продают фотки на патреоне или сувениры, работают моделями, продюсируют шоу, шьют костюмы и так далее.
4. Большинство артисток бурлеска выступает под псевдонимами. Не знаю, почему, так исторически сложилось, но это красивая традиция. Очень много артисток с похожими «фамилиями» – DeVille, Fatale, Noir, etc – и «именами» – Missy, Lily, Kitty, Kiki, Rose… Павлова – не моя настоящая фамилия, я взяла её как псевдоним, когда начала выступать на Западе, потому что хотела сохранить русскую идентичность. Мою настоящую фамилию «Караваева» никто не мог произнести. Ударение здесь ставят на О, «ПавлОва».
5. Бурлеск – это, конечно, искусство и свобода самовыражения, но, как и любой фриланс, иногда бывают ситуации-шок и заказчики из ада. Вот я, например, однажды танцевала с веерами на барной стойке под Lady Marmalade в столице Ливана. За приличные деньги, конечно.
6. Бурлеску нигде толком не учат, и почти все в нашей индустрии – самоучки, которые пришли сюда на одном энтузиазме. Есть бывшие балерины, но они, как правило, не очень умеют работать сольно, без художественного руководителя, хореографа, костюмера, агента и так далее.
7. Чтобы сразу развеять мифы о том, что у нас не жизнь, а праздник, сразу скажу, что 60% времени ты сидишь за компом/клеишь стразы, 10% куда-то тащишься с чемоданом, 10% тренируешься одна, 15% чего-то ждёшь в гримёрке и 5% реально веселишься/выступаешь.
Несколько раз, на заре карьеры, мне приходилось переодеваться на кухне ресторана, в кладовках с алкоголем или туалетах для инвалидов. Вместо зеркала, например, выключенный телевизор.
8. Попасть в бурлеск просто – нужно всего лишь подготовить классный номер, а лучше два (в шоу каждая артистка обычно показывает два номера в двух отделениях), записать хорошее видео, разослать его во все шоу и надеяться на лучшее. Повторять, пока не возьмут.
9. Бурлеск только для девочек? Нет, дядьки у нас тоже есть, и это называется бойлеск. В России пока нет, но я всё жду. Бойлеск – жанр сатирический, рефлексирующий и насмехающийся над парадоксами современной маскулинности. Ну и в целом, бурлеск – это большая красивая игра с гендерными стереотипами. Вот, например, Король Бойлеска-2017 – биологически женщина, но выступает в мужском образе. И это просто «вау».
10. Среди артистов бурлеска примерно 70% женщин и 30% мужчин. Из этих мужчин 70% – геи. Расходимся, девочки.
11. В бурлеске не бывает полной наготы, в отличие от стриптиза. Всегда остаются трусы и пэстис (наклейки на соски). Последние обычно стоят конских денег и клеятся на гримёрный клей (мастику) или ковровый скотч из строительного магазина. И иногда, если жарко, отваливаются на сцене. Они появились в Америке в 30-е в ответ на закон, запрещавший наготу в кабаре. Ну и остались как красивая традиция. Вот так выглядят пэстис, с лица и со спины (после того, как служили мне верой и правдой полтора года). Ну, и на мне.
12. Бурлеск – история для «сильных и независимых», потому что приходится самой делать всё. Просто всё. Ставить свет, вести соцсети, разбираться в перьях и тканях, сводить музыку, вести бухгалтерию, делать макияж и причёски, делать из дерьма конфетку…
13. Вопреки стереотипам о женском коллективе и фильму «Шоугёлз», в бурлеске никто не грызёт глотки, не кидает друг друга с лестницы. Наоборот, все няши, если что – помогут надеть костюм, одолжат колготки и подадут веера во время номера.
14. Средний возраст профессиональных артисток бурлеска – 30-45 лет, совсем молоденьких девочек (и мальчиков) почти нет. Это Tempest Storm. Ей сейчас 90. Она активно выступала до конца 1990-х (то есть до 70 лет), но и теперь тусуется, фотографируется с фанатами и выглядит лучше, чем многие из нас в свои 30.
15. Большинство шоу – это ангажемент на один вечер, максимум – два, поэтому иногда приходится как Бейонсе: три города за выходные, отдохнуть пару дней, и снова в бой – и так месяцами. Поэтому же многие работают на работе, а в выходные выступают, чтобы столько не ездить.
16. Больших шоу, в которых задействован бурлеск, не так много. В Европе – Cabaret Clara Morgane (Франция), Let's Burlesque, Firebirds, Petit Fours, Freaks (Германия), Absinthe (Лас Вегас), The Burlesque Show (Атланта). Вроде всё. Ну, и шоу Диты Фон Тиз. В России (а также Украине и Беларуси) бурлеска никогда, в общем-то, не было (во времена НЭПа что-то шевелилось, но когда это было-то!), пока он не стал тихо-тихо появляться в Москве лет 10 назад. И только последние года два внезапно попёрло.
17. Вообще, сейчас в бурлеске нужно серьезно вложиться в номера, чтобы началась какая-то отдача, особенно в Европе. Быстрее всего «отбиваются» белые веера из перьев страуса и большие бокалы мартини, потому что их хотят все корпоративы. Бокала у меня лично пока нет, потому что а) негде хранить эту дуру на 100500 литров, б) у меня нет водительских прав, чтобы его везде возить. Но, конечно, хочется.
18. В современном бурлеске есть разделение на два стиля: «классический» бурлеск (платья, стразы, веера, блёстки, вот это всё) и «нео-бурлеск» (экспериментальный жанр, где и политические номера, и кровью обливаются, и костюм Биттлджуса).
Задумайте любой, самый смелый, образ. Ну, допустим, Дональд Трамп или курица. С большой вероятностью на эту тему будет нео-бурлеск-номер.
Женщина, мужчина или человек из другой части гендерного спектра там будет раздеваться на сцене, изображая этого персонажа. А ещё бывают целые косплей бурлеск-шоу. Например, Empire Strips Back по Звёздным Войнам или Dames of Throne по Игре Престолов.
19. Есть ещё sideshow, где красивые женщины заколачивают гвозди в нос, ходят по битому стеклу и так далее.
20. Бурлеск традиционно шоу 18+, но не из-за наготы (на пляже примерно так же), а из-за сексуально заряженной атмосферы. Но однажды я вышла на сцену и увидела в первом ряду ребенка лет семи. Было довольно странно. А вот в Швейцарии и Германии, наоборот, часто смотришь в зал на бурлеск-шоу – и большая часть зрителей – 65+.
21. Главное правило для зрителей на бурлеск-шоу – орите, свистите, хлопайте и топайте! Это не филармония, где можно вежливо похлопать в конце. Это праздник жизни, на котором выражать свои эмоции можно и нужно!
22. Самый восторг – выступать для такой громкой аудитории, что иногда не слышно музыки. Самый отстой – выступать для стены телефонов, за которыми не видно лиц, потому что люди зачем-то снимают видео. На большинстве шоу снимать фото и видео запрещено.
23. Однажды я выступала на новогоднем корпоративе какого-то подразделения «Газпрома», где артистов было больше, чем гостей, шоу длилось часов пять и его никто не смотрел. Но за такое обычно очень хорошо платят, поэтому никто не в обиде.
24. Иногда, особенно на корпоративах и частных вечеринках, просят показать номер без раздевания до пэстис (или просто танец с веерами, например, в длинном платье). Это называется «Бостонская версия» номера.
25. После шоу мужчины подходят знакомиться редко, мне кажется, потому что боятся. При этом большинство моих коллег замужем или в отношениях, некоторые с детьми. Я всегда после шоу стараюсь спуститься в зал и поболтать с публикой, потому что на бурлеск всегда приходит много очень интересных образованных людей. Будущего мужа, кстати, встретила именно так.
26. Бурлеск-шоу и мастер-классы часто заказывают на девичник, потому что это очень весело – прибухнуть шампанского с подружками и научиться красиво снимать лифчик или помахивать боа из перьев.
27. Красиво снять с себя можно что угодно, от горнолыжного костюма до ростовой куклы гориллы. Исключение одно – колготки.
28. Фильм «Бурлеск» – это не про бурлеск совсем. Зато один из номеров оттуда (I am a good girl) взят из репертуара кабаре Crazy Horse. Самый реалистичный фильм о бурлеске (особенно американском) – это «Турне» Матьё Амальрика, где артистки играют самих себя. Он совсем не весёлый, но зато про жизнь.
29. Сценический макияж, особенно для бурлеска – это всегда блёстки на блёстках, огромные накладные ресницы, всё яркое и огромное. Главное правило – чем больше, тем лучше, потому что сценический свет съедает вообще всё лицо. Тело тоже покрывают макияжем (поэтому костюмы изнутри часто выглядят совершенно чудовищно) и блёстками.
Любимое занятие всех в гримёрке – мазать блёстки кому-то на попу, очень объединяет!
30. Глиттер, кстати, раз войдя в вашу жизнь, останется в ней навсегда, потому что прилипает намертво и не смывается. Мы иногда смеемся, что глиттер – как герпес: легко получить, невозможно избавиться. Герпес не пробовала, глиттер правда во всех моих вещах навечно.