«Бедные и закрытые общества не сражаются за свою свободу, а уж тем более за свободу других». Немецкая газета Frankfurter Allgemeine Zeitung опубликовала колонку беларуского писателя Саши Филипенко, от которой у многих может случиться баттхёрт — она о том, почему идея лидеров ЕС запретить выдавать визы, как минимум, «неумная», как максимум — лицемерная. KYKY публикует полный перевод этого текста.
«Запрет на выдачу виз — подарок для Путина»
В Европе все громче звучат призывы прекратить выдачу шенгенских виз россиянам. Десять стран ЕС уже фактически не делают этого — записаться в консульство Испании в Москве невозможно, итальянцы выдают слоты только на ноябрь. Озвученную президентом Зеленским инициативу тотчас подхватили премьеры Эстонии и Польши, последний предлагал лишить русских шенгенских виз еще весной. В Латвии же русским хотят продлевать вид на жительство только в исключительных случаях.
Для чего это делается? По версии президента Зеленского, если люди не смогут ездить в Европу — они будут отчаянно сражаться с режимом Путина дома. Вторит ему и премьер-министр Литвы Габриэлюс Ландсбергис, который заявил, что запрет поможет сохранить оппозицию внутри России: «Когда мы говорим, что в России могло бы быть 5-10% людей, выступающих против конфликта, то речь бы уже шла о миллионах. Вы хотите, чтобы эти миллионы были внутри России или за ее пределами?».
Если усталость и раздражение Зеленского, чью страну шесть месяцев атакуют российские войска, очень и очень просто понять, то позиция европейских дипломатов и функционеров вызывает, как минимум, несколько вопросов. Большинство европейских стран по-прежнему потребляют российский газ — никогда раньше Россия не зарабатывала так много на энергоресурсах, как с начала этой войны. После падения в мае, товарооборот между Россией и Европой опять растет.
Российские танки и другая военная техника на 30-70% состоят из европейских и американских комплектующих, сообщает The Moscow Times со ссылкой на нескольких военных экспертов, которые отказались назвать свои имена. На вооружении российской армии состоят более 800 образцов техники, в которой используются детали американского и европейского производства, а также беспилотники, совместного израильско-российского производства. Как утверждается, в большинстве российских бронемашин стоят американские двигатели. Только в одном гиперзвуковом ракетном комплексе «Кинжал» 133 компонента — произведены за рубежом, а в производстве других ракет России помогает Япония. В российской военной технике столько иностранных комплектующих, что иногда кажется, что эту войну Россия ведет, используя западное оружие.
Измученный войной Зеленский говорит: «Пусть россияне живут в своем мире, пока не изменят свою философию. Они избрали этих людей и теперь с ними не борются, не спорят с ними и не кричат на них. Русские, которые публично выступают против войны, — это единичные случаи, и эти люди сидят в тюрьмах. Но пусть русские едут домой, пусть все едут в Россию». Повторюсь, гнев Зеленского оправдан и понятен, но как быть с тем, что в данный момент только в Москве проживает 400 000 украинцев? После 24 февраля все эти люди ни разу не вышли на массовые протесты, они продолжают работать и платить налоги в России. Что делать с этими людьми, если они захотят поехать в Европу?
Нужно ли выдавать шенгенские визы жителям Крыма, Херсона и других оккупированных Россией городов, которым насильно выдали российские паспорта?
До недавнего времени европейские дипломаты с улыбкой отправляли их за визами… В Киев.
Зеленский говорит, что все русские виноваты, потому что проголосовали за Путина, но за Путина проголосовало 54 миллиона человек и, по разным подсчетам, от 10 до 17 миллионов бюллетеней были вброшены. Это треть Россиян, в отличие от Украины, где еще недавно половина страны поддерживала пророссийского президента Януковича, как быть с этими людьми? Зеленский абсолютно прав в том, что большинство россиян ведет обычный образ жизни, не замечая войны. Заставит ли запрет на выдачу шенгенских виз миллионы россиян вдруг выйти на улицы — вопрос спорный. Полагаю, что нет.
Во-первых, заграничные паспорта и возможность выезжать имеют лишь 30% россиян — и большинство из этих людей исповедуют как раз либеральные ценности, выступая против Путина. Электорат Путина в Европу не ездит и никогда не поедет, таким образом, на большинство россиян этот жест не повлияет и оно все равно останется за Путина. Во-вторых, как мы помним, пик антипутинских протестов в России пришелся на его возвращение после «Медведевского периода» в 2012-м, когда россияне как раз максимально часто путешествовали по Европе, а не наоборот. Россия стала такой авторитарной как раз потому, что люди стали меньше путешествовать — ведь если они своими глазами не видят Европу, то скорее поверят пропаганде. Запрет на выдачу виз на самом деле является подарком для Путина и его пропаганды.
К слову, до революции в 2020 году многие беларусы часто ездили в ЕС, учились и работали в европейских странах, что существенно изменило беларуское общество. Тесные отношения с Европой — одна из причин пробуждения некоторой части белорусов. В эти дни Зеленский не требует запрета на выдачу шенгенских виз для нас — несмотря на то, что ракеты в Украину летят и отсюда. Хотя было бы логично и нам, беларусам, запретить въезд в Европу, ведь если руководствоваться его логикой, мы тоже проиграли борьбу Лукашенко. У нас, выходит, перед Украиной тоже коллективная вина. При этом Зеленский, кажется, единственный европейский лидер, который до сих пор не встретился с Тихановской. Почему?
Потому что он считает допустимым в собственных интересах закрывать глаза на репрессии в Беларуси и поддерживать отношения с диктатором. Ничего личного — политика.
К сожалению, история показывает, что бедные и закрытые общества не сражаются за свою свободу, а уж тем более за свободу других. В данный момент в России, как и в Беларуси, развернуты беспрецедентные репрессии. Всякое сопротивление войне тотчас карается. Как? Например, посредством техники для разгона демонстраций, которую уже после аннексии Крыма России поставляла Франция.
«Если на решительные меры не хватает смелости — борьбу нужно изобразить»
Почему же Зеленский и другие страны так долго и громко обсуждают меру, хотя она, в общем-то, мало на что повлияет, да и больше напоминает месть, на которую только Зеленский и имеет полное право? Потому что другие хоть сколько-нибудь действенные меры уже исчерпаны. Когда Германия постоянно находит причины, чтобы задерживать поставки тяжелого вооружения, когда отказаться от нефти и газа сразу не получается, а запчасти к российским танкам продавать всё ещё очень хочется — всё, что остается — заниматься популизмом. Если на решительные меры не хватает смелости — борьбу нужно изобразить.
Вместе с Европой в подобной ситуации оказались и США. В эти дни Вашингтон стоит перед дилеммой: когда почти весь инструментарий давления исчерпан, всё что остается, — объявить Россию государством-спонсором-терроризма, но в этом случае под очередные санкции автоматически попадет не только Россия, но и все страны, которые с ней торгуют. Могут ли США пойти на это? Кажется, нет, но признаваться в том, что на решительные меры никто не готов — никто не готов.
Стратегия антироссийских союзников, кажется, такова: мы не можем дать Путину победить, потому что в этом случае он почувствует силу и разгромит пол-Европы, но мы и не можем дать ему проиграть, потому что в этом случае, разъяренный, он опять-таки разгромит пол-Европы. Как результат, Европа собирается возвести всевозможные стены и опустить все на свете занавесы, оставив мелкие лазейки, через которые можно будет передавать товары и вооружение России, используя, например, третьи страны.
В продолжающуюся эпоху полумер Европа переходит к массированной атаке символическими жестами, и самое обидное, что жесты эти — неумные. Например, как мне кажется, было бы гораздо разумнее не перестать выдавать россиянам шенгенские визы, а в три раза повысив их стоимость сообщить, что 75% каждой визы идет на помощь Украине, но, увы…
К сожалению, какое бы решение в ближайшее время ни приняли бы европейские страны, ответ на вопрос: «Может ли русский путешествовать по Европе?» — будет прежним — «Да, если это газ».