«Шестой день прошел, как пятый. Я занимался в зале даже на седьмой день: во время голодания умеренные физические нагрузки обязательны». Музыкант и сооснователь тренажерного зала и кафе Moby Dick Оганес Аванесян отказался от еды на семь дней. Он рассказал KYKY, зачем устроил голодовку и почему любителю фастфуда ни в коем случае не стоит повторять его опыт. Редакция публикует этот материал не как руководство к действию, а как личный опыт Оганеса. Как говорится, «не пытайтесь повторить это в домашних условиях».
KYKY: Голодание – это полный отказ от еды, когда в «рационе» есть только вода? Сколько дней можно вообще не есть?
Оганес Аванесян: Да, семь дней я пил исключительно воду. Это небольшой период: желательный срок голодания – от 14 дней и больше. Все зависит от того, какая степень очищения нужна организму, важно понять, насколько он «замусорен». И речь не только про лишний вес. Обычно в ранней молодости мы не думаем о здоровье, поэтому часто с возрастом обнаруживаем у себя заболевания, о которых и подумать не могли. От артрита до опухолей. Это неправильно: мы даже машины обслуживаем раз в полгода. А тело – нет, хотя это наш первичный инструмент, без которого сознание просто не сможет существовать. За его «параметрами» необходимо следить.
Эталон продолжительности голодания – 40 дней. Не зря во многих религиях пост длится именно такое количество времени. Но человек с большим содержанием жира в организме может прожить без еды дольше. Рекорд – 50 дней на воде. Но есть парень, который продержался без еды практически 382 дня: он принимал витамины и ел один раз в 40-50 дней. До голодания он весил 207 килограмм и похудел до 80 килограмм. Естественно, более худой человек столько бы не протянул – потеря 30 процентов от общей массы тела является критической для организма. Ведь когда голодание длится излишне долго, начинают страдать внутренние органы и нервная система. Аспектов много.
KYKY: Расскажите, что с вами происходило: как чувствовали себя в первый, второй день голодания?
О.А.: До семидневного голодания я практиковал отказ от еды на сутки, два-три дня, поэтому в первый день все происходило достаточно привычно и без проблем. На второй день появилось ощущение голода – не рекомендую во время отказа от еды прогуливаться около булочных (улыбается). Слабости в теле не было. В третий день случился ацидотический криз – когда организм понимает, что не получит пищу извне переходит на внутреннее питание, и изо рта человека начинает сильно пахнуть ацетоном. Я очень сильно ощущал этот запах, даже когда ванну принимал, вода пахла ацетоном. В этот период чувствовал себя неважно, но понимал, что нужно просто перетерпеть. На четвертый день голод вообще пропал, вернулась бодрость, появилась энергия. Я полноценно высыпался за шесть часов, при этом сон был глубокий. Если обычно спал на четверку, во время голодания – на девятку по десятибалльной шкале. Запах ацетона к пятому дню почти прошел, но появилось понимание, что резко вставать с кровати не стоит, иначе все начинает плыть перед глазами. А так как токсины из организма в основном выходят через легкие, мне хотелось подолгу гулять на свежем воздухе – запах в любых помещениях был неприятным. Курить при голодании нельзя: организм в этот период очень чувствителен к ядам, так что от одной затяжки можно потерять сознание. Шестой день прошел, как пятый. На протяжении всего голодания я занимался в зале, даже в седьмой день. Во время голодания умеренные физические нагрузки обязательны. Конечно, нельзя тягать железо и ложиться под большие веса, стоит делать кардио. Я занимался не так интенсивно, как обычно: пробежал 15 минут – пошел, присел. Когда сердце работает быстрее, качает больше крови, соответственно, токсины из организма выходят быстрее.
В целом чувствовал себя прекрасно, каждый день выпивал около двух литров воды. Наверное, мог бы пойти и на большее количество дней, но нужно было уезжать по делам. А так как выход из голодания длится столько же, сколько и голодание, мне пришлось закончить.
Вообще, когда человек начинает голодать, его язык покрывается белым налетом. Считается, что процесс очищения организма завершен, когда он пропадает. Обычно это происходит примерно за 24 дня.
KYKY: То есть голодание длится не семь, а по сути 14 дней? Как вы вернулись к еде?
О.А.: Сложно (улыбается). Проще вообще не есть, чем начать есть контролируемо. В первый день пил грейпфрутовый и апельсиновый сок, разбавленный в соотношении один к одному с водой. Естественно, не тот, что продается в магазинах, а свежевыжатый. Во второй день перешел на неразбавленный сок. На третий день сделал себе салат из морковки и капусты с лимонным соком – показалось, что это самый вкусный салат из всех, что я когда-то ел. Потом постепенно перешел на вареную пищу, ел пророщенные зерна – очень хорошая штука, в которой содержится куча полезных микроэлементов.
Важно понять, что во время голодания система пищеварения полностью отключена. Если запустить ее безграмотно, можно получить заворот кишок. Именно поэтому в период отказа от еды стоит избегать ее запахов – они тоже активизируют пищеварительную систему.
Я по своему опыту могу сказать, что на период голодания стоит брать отпуск. И не только потому, что постоянно хочется быть на улице. У меня происходили частые смены настроения: утром упадок сил и чуть ли не депрессия, а вечером уже нереальный взлет. При этом постоянно ощущал, как же быстро работает мозг – мысли как по маслу летели.
KYKY: Ради чего затевался эксперимент: увлечение биохакингом, сброс веса, просто челлендж на выдержку, религия? Какая у вас была мотивация?
О.А.: Я верю, что человек не является продуктом случая. Называйте это, как вам удобно: природа, бог, инопланетяне. Есть ресурс BioDigital, там представлена 3D-модель человеческого тела, при помощи которой можно посмотреть, как мы устроены. Когда видишь эту совершенную систему изнутри, понимаешь, что она абсолютно точно была придумала кем-то (или чем-то) намеренно. Но мое голодание не было связано религиозными мотивами: я понимал, что мне нужна медицинская помощь.
Три года назад на пике своего ожирения я весил 93 килограмма. Это не было обусловлено заболеваниями, я просто очень любил бургеры, колу и батон с кефиром. Около двух лет назад понял, что мне необходимо привести организм в порядок. Элементарная одышка и невозможность завязать себе шнурки – не те параметры, которые даны нам для нормального функционирования. Они появляются от невежества и неуважения к нашему же телу, когда человек не думает, что и для чего он ест. Я начал читать литературу, постепенно переходил на более здоровую еду – основу рациона составляли овощи, мясо. Относительно недавно пришел к выводу, что очень многие продукты в наших магазинах вообще не являются пищей. В том числе мясо – не наша видовая еда. Ведь у человека, в отличие от хищника, не появляется аппетит, когда он на кролика смотрит. Колбасы, сосиски, сахар – это вообще мусор, яд для организма, от которого надо избавляться. Люди все это потребляют, потому что банально привыкли к подобной пище на уровне менталитета. Голодание калибрует вкусовые приоритеты и дает возможность избавиться от зависимости №1 в мире – пищевой. Я сейчас воспринимаю торты, как, например, карандаши – мне не хочется их съесть.
Порой многие похожи на наркоманов: «Если я не съем сладкого – умру». Но ведь это не так. Чтобы избавиться от этих установок, человеку нужно перезагрузить организм, переключиться. Во время голодания происходит психическое и эмоциональное обнуление – его можно сравнить с перезагрузкой компьютера, который очень долго работал.
Я понимаю, что самая распространенная причина голодания – желание человека избавиться от лишнего веса. Но, поверьте, многих к этой процедуре подталкивают медицинские показатели. Проблемы со спиной, суставами, кожные заболевания, гипертензия – много всего. Еще в советское время в некоторых клиниках лечили людей голодом. Сейчас же метод вышел на совсем иной уровень. В 2006 году японский ученый Есинори Осуми получил Нобелевскую премию за открытие механизма аутофагии (с греческого – самопоедание). Это способность клетки самоочищаться, поедать накопленный внутри себя мусор. Когда человек употребляет пищу, этот механизм «спит», его запускает голодание. Он буквально вытягивает организм из аварийного состояния.
В моей жизни была ситуация, когда организм начал сдавать позиции. Врачи предлагали медикаментозное лечение, которое не помогало, а лишь снимало симптомы и еще больше усугубляло болезнь. Вы знаете, голодание помогло улучшить самочувствие: до и после отказа от еды я делал биохимический анализ крови. Было интересно, что за это время произойдет с организмом. В итоге показатели стали намного лучше – это и была моя основная цель.
Моя жена тоже изучала информацию о голодании, поэтому не была против этого. Наоборот, поддерживала меня. Но сама не экспериментировала. У нас трое маленьких детей, она – кормящая мама, а голодать во время лактации нельзя.
KYKY: Вы упомянули два момента, которые минские врачи как раз опровергают, говоря о голодании: посоветовали заниматься спортом и сказали, что настроение у вас было приподнятое. Врачи прогнозируют нервные срывы во время отказа от еды, и нагрузки на сердце категорически запрещают.
О.А.: Я не думаю, что врачи, утверждающие подобное, практиковали голодание. В любой профессии существует небольшое количество талантливых, мыслящих людей. Если это касается дизайна – не так страшно: плохой дизайнер лишь испортит внешний вид вашей квартиры. Страшнее, когда плохой архитектор строит вам плохой дом. Но люди привыкли слепо доверять тем, кто ставит им диагноз. Любую информацию нужно проверять. Особенно ту, которая касается вашего организма.
Я не советую обывателю подвергать себя голоданию без погружения в соответствующую литературу. Во-первых, это может быть воспринято как истязание: если человек не планирует отказываться от прежнего образа питания, голодание ему точно ни к чему. Я же себя не перебарывал, ведь понимал, что и для чего делаю. Голодание со стороны кажется невозможным, на деле же это достаточно элементарно.
Важно понимать, что каждый организм – особенный, и будет реагировать на отказ от пищи по-разному. Эта процедура требует внимания и подготовки – чем качественнее она будет, тем лучше пройдет ваше голодание. Где-то за месяц до продолжительной голодовки советуют устраивать суточные перерывы в питании раз в неделю. Это поможет легче перенести длительный отказ от еды. Еще один совет – полностью отказаться от пищи животного происхождения, это может наладить работу кишечника. И только когда вы войдете в эту тему, изучите самочувствие, стоить принимать решение: будете вы отказываться от еды на продолжительный срок или нет. И в первый раз даже не стоит замахиваться сразу на семь дней, вы просто не сможете. Стоить начинать с 2-3 дней – особенно если органы работают не совсем корректно. Желательно в процессе подготовки к голоданию провести обширные обследования. Сделать УЗИ, сдать кровь на гормоны и содержание витаминов и так далее. Если начинать меняться, то делать это грамотно.
KYKY: Развейте миф, что из-за внезапного отказа от еды на неделю не ускорится метаболизм: вы же не советуете голодание как способ быстро похудеть?
О.А.: Резко начинать голодать ни в коем случае нельзя. А про похудеть… За время голодания я сбросил 6,5 килограмм. Это много, но, учитывая, что полтора килограмма составляла жидкость, половину потерянного веса я буквально сразу же вернул. То есть голодание действительно хороший способ похудеть, но этот факт не должен быть основной мотивацией человека. Особенно, если он питается в фастфуде – вес не только вернется, возможно, с ним придет еще и гастрит с язвой.
KYKY: Я знаю, что в Минске люди сидят на интервальном голодании – не едят по 12,16 часов.
О.А.: Это, скорее, не голодание, а пищевая пауза. Есть, кстати, еще сухое голодание, когда человек отказывается не только от еды, но и воды. Оно радикальнее: считается, что один день сухого заменяет два дня классического голодания. Что касается пищевой паузы, она тоже полезна для организма. Ведь у наших предков не было холодильника, к которому можно когда угодно подойти и перекусить, поэтому для человека абсолютно нормально питаться интервально. Но если переходить на интервальное питание, нужно корректировать рацион, есть преимущественно живую пищу: овощи, фрукты, зерновые. Мясо? Я не совсем тот эксперт, который может категорично что-то разрешить или запретить, но мой опыт заключается в полном отказе от мяса.
KYKY: Я читала на Citydog материал про беларуса, который два месяца сидел на соках и, по его словам, отучился жевать. Вы хотите устроить себе подобный опыт? Планируете и дальше практиковать голодание?
О.А.: Я тоже часто на Youtube смотрю ролики, где самые разные люди рассказывают, что с ними происходит во время голодания. Много безграмотных, которые отказываются от еды, не понимая, зачем они это делают. Если все сделать правильно, после первого продолжительного отказа от еды организм начнет работать иначе. Мне сложно описать это чувство, оно не самое привычное для меня. Но качество жизни у меня точно улучшилось.
В моих планах нет полного отказа от еды. Но я хочу попробовать более продолжительный период голодания – 20 дней. Думаю, это будет примерно через полгода, потому что нужно заново подготовить свой организм. Однажды попробовав голодание, человек будет прибегать к этой процедуре еще не раз. Это дает ощущение эмоционального подъема – как наркотик, только в хорошем смысле.