Денис Клевитский,
шеф-редактор журнала «Таймер»
Почему вы начали делать «Таймер» — это было обусловлено образованием соответствующей ниши или же просто удовлетворение собственных желаний, амбиций и интересов определенного пласта общества? Почему именно сейчас?
Я думаю, что несколько факторов сложилось воедино — потому мы все это и затеяли. Во-первых, к моменту запуска «Таймера» уже существовало 2 успешных проекта, «Yolife» и «Fashion Collection», и собралась хорошая команда, с которой мы решили делать что-то новое и интересное, чего еще не было. А что означает «ниша» я не очень понимаю.
Спрашивая о нише, я имела в виду следующее: например, когда в России запускался журнал «Interview», Алена Долецкая говорила о том, что его появление было обусловлено конкретной волной в российском обществе. Условно говоря, если бы журнал появился тремя годами ранее, он бы не прижился.
Несомненно, будь «Таймер» запущен 3-4 года назад, он бы провалился после первого номера. Сейчас его существование возможно и финансово, и благодаря появлению авторов, дизайнеров. Я думаю, что о существовании четких ниш можно говорить только с учетом развитого рынка — когда в городе сотни рекламных агентств и рекламодателей, а город большой.
Откуда такое название?
Ассоциация со словом «время», вернее с какой-то системой регистрации времени — что-то происходит, а ты стараешься это зафиксировать или отобразить. Чтобы потом стало понятно, почему все вышло именно так.
Для кого делается «Таймер»? Кто эти люди?
У нас небольшая команда, которая делает журнал, и нам интересно, как он выглядит и что в нем написано. Было бы глупо предполагать, что в Минске не наберется 50 000 тысяч человек, которые разделяют наши интересы. Это довольно маленькая цифра для города с населением в два миллиона. Очень сложно выделять целевую аудиторию, когда в городе существует 5-6 журналов. Я не думаю, что имеет смысл искать четкую ячейку и проводить границу — здесь только «наши», а те, кто за пределами — уже не наши. Я предполагаю, что журнал будет попадать в руки совершенно разным людям. А интересен он, в первую очередь, жителям столицы, среднего возраста, образованным, потребительски активным и интересующимся тем, что происходит вокруг.
5-6 журналов для Минска — это мало?
Я не знаю, что такое много или мало. Ситуация так складывается по внутренним творческим и рыночным законам. Это связано с традицией, волей конкретных людей, рынком — комплекс взаимосвязанных факторов. Например, в Будапеште, который отлично развит, тоже очень мало журналов. Зато есть много других хороших вещей.
Есть ли глобальная миссия — например, повлиять на общество, восприятие каких-то вещей? Или это невозможно?
Это возможно, оно именно так и происходит. С другой стороны, заявлять, что именно влияет и как, будет достаточно амбициозно и пафосно. И скорее задача — не повлиять, а отображать те перемены, которые происходят всегда и везде. Все разговоры о том, что ничего не происходит и не меняется, — от скуки и лени. Если вы чем-то занимаетесь — вы уже что-то меняете, расширяете определенный контекст. А ставить задачей изменение чьего-то вкуса — нечестно.
Сверхмиссии нет, мы просто посмотрели, что в городе нет хорошего издания про сам город. Я не люблю понятие «городской журнал» — не понимаю, что оно означает. Это затасканный маркетинговый штамп, который все почему-то употребляют. Я предпочитаю говорить «журнал про город» — так понятно, о чем идет речь. Журнал, рассказывающий о людях, которые живут в городе, об их проблемах, опирается преимущественно на локальный контент. Это то, чего у нас не хватает.
Тем не менее, главным героем первого номера был не локальный персонаж, а московский — Илья Осколков-Ценципер.
Для первого номера мне было необходимо высказывание, задающее общий тон. И, честно признаюсь, в Минске я не нашел такой фигуры, которая могла быть комфортной для всех. Какого-то голоса, который может сказать те вещи, которые мне бы хотелось, чтобы он проговорил.
Возникает вопрос — а есть ли местные герои, о которых можно писать?
Их бесконечное количество — второй и третий номера тому подтверждение.
Как происходит поиск тем?
Фишка в том, чтобы по-другому посмотреть на те вещи, которые лежат на поверхности и которые никто не подбирает. Беларусь — это страна, в которой есть огромные залежи информации для материалов. Например, в третьем номере мы выбрали темой IT. Я не помню никаких материалов про программистов, за исключением узкопрофессиональных статей, либо неожиданных высеров в блогах о том, какие они чудовища. А тема совершенно очевидная. То, что связано с IT, в Беларуси вообще неисчерпаемая штука. Или тема исторического наследия, если мы заговорим про город. Она тоже очевидна, но ее интерпретация обычно заканчивается либо политическими перебранками, либо вовсе обрывается.
А политические темы — ваш формат?
А какие темы политические? Писать про президента как-то неинтересно. Да и любая тема в каком-то смысле политическая. Даже если ты пишешь про рестораны и то, как их сложно открыть. Или рассказываешь, куда пойти — происходит выборка мест, ориентация на конкретных людей, которых связывают и определенные политические взгляды в том числе.
В Беларуси есть гражданское общество? Происходят ли какие-то перемены или все инертно?
Посидев два дня в Facebook и почитав ленту друзей, можно взять и сделать вывод: нарождается гражданское общество. Но это будет абсурдно. Я постоянно думаю об этом, но честно скажу, ответа не знаю. Я вижу и хорошие проявления, и апатию. Есть возможность сделать вывод только ретроспективно. В этом и радость — ничего не понятно, ты рискуешь и, кажется, что все меняется к лучшему. Невозможно представить, что 4 года назад можно было сделать коммерческий журнал, а не издание, существующее на грант, и вынести на обложку что-то, связанное с проблемами города. А сейчас это нормально и никого не смущает. Я говорю про номер с Астаповичем.
Но вот, например, журнал «Афиша» или lookatme.ru повлияли каким-то образом на Москву. Есть ли ставки такого рода у «Таймера»?
То, как они повлияли, понятно только сейчас. Когда читаешь воспоминания, колонки. А когда все появилось, ничего не было ясно. Воспринималось как что-то новое, интересное, люди что-то делают. Это же не происходит по схеме «о, сейчас мы сделаем хипстеров, а потом сделаем из них людей на Болотной». Самое ценное — это процесс, а не пафосные заявления и цементирование какой-то истины — мы делаем это, а значит будет так. Хотя это хорошо бы смотрелось в интервью — можно было бы сделать яркой вырезкой.
Табу для «Таймера». Есть ли то, про что журнал никогда не напишет?
Про скучное. Например, про голливудских звезд. Если меня какая-нибудь из них заинтересует, в хорошем случае я прочитаю про нее в журнале «Esquire», в плохом — на каком-нибудь желтом сайте. Делать в Беларуси журнал о таком скучно. Еще никогда не будет вещей, запрещенных уголовным кодексом. Можно сказать, что в журнале «Таймер» никогда не будет порнографии и скуки. Опасно зарекаться от чего-то, к любой теме можно найти нетрадиционный подход — и про урожай можно написать хорошо. Нельзя сказать, что про это мы будем писать, а про то — не будем. Мы будем писать и про социальные темы, и про развлечения. Мне кажется хорошей идеей сочетать потребительские развлекательные рубрики и острые социальные материалы.
Почему печатное издание, а не digital?
Во-первых, сейчас на уровне нашей команды понятно, как сделать печатный проект финансово выгодным. Мы знаем, как создавать красивый и интересный журнал, писать о том, о чем хотим. Есть определенный формат печатных журналов, который вряд ли когда-то умрет. Дело не в тематике, а в искусстве приема и качестве — я имею в виду дизайн, качество печати. Всегда будет ряд рекламодателей, которым интересно поддерживать проекты, которые можно пощупать руками. Можно смотреть кино в кинотеатре, можно дома. И то, и другое очень здорово, просто это разные вещи. Вымрут новостные вещи, привязанные к сегодняшнему дню — ежедневные газеты, например. Ежемесячный журнал вполне жизнеспособен.
Вы не переосмысливали опыт «КГ»? Была же городская газета, которая тоже пыталась найти интересный ракурс, делать тематические номера, но все продолжалось недолго. Почему так вышло?
У «КГ» был совсем другой формат. Насколько я знаю, «КГ» не был коммерческим проектом и по ряду причин не мог им быть. «Таймер» — все же какой-то бизнес. Есть рекламодатели, мы живем за счет того, что они покупают у нас макеты, спецпроекты. Стандартная бизнес-модель.
Говорят, что люди сейчас гораздо лучше потребляют визуал, нежели читают тексты. Вы думаете об этом, когда делаете «Таймер»?
Я слышал много высказываний насчет этой тенденции, но не видел ни одного серьезного исследования. Мы хотим, чтобы в журнале эти вещи были нераздельны. Не так, что есть отдельно буквы, текст, а отдельно картинки. Мы пытаемся все это совместить. Это единый посыл информации — и текст, и картинки.
Как планируете дальше развивать журнал?
Делать кучу интересных номеров. Хотя я не могу сказать, что будет через 3-4 номера. Может, нам стукнет в голову и мы все переделаем. Такое возможно — мы так делали несколько раз в «Yoga+Life». Сейчас мы где-то изобрели, а где-то подсмотрели довольно живой и здоровый формат — у нас есть постоянные рубрики и есть сердцевина, блок материалов, которые постоянно меняются. Это поле для экспериментов. Тексты могут быть связаны между собой тематически, как в номере про программистов. А могут быть и не связаны — например, большой репортаж и фотоистория, или большое интервью и репортаж.
Сейчас будем устраивать активности за пределами журнала и запустим сайт, о котором я из-за суеверия не буду пока говорить. Могу только отметить, что это будет не визитка журнала, а нелинейное продолжение того, что на бумаге.
Тарас Куба,
арт-директор журнала «Таймер»
Зачем вы делаете «Таймер»? Стоит ли за этим глобальная миссия — например, через лаконичный дизайн немного повернуть вкусовое восприятие горожан? Дать им понять, что и в Беларуси возможно делать стильно и не аляповато?
Я много лет занимаюсь веб-дизайном, интерфейсами, и для меня «Таймер» — это возможность попробовать себя в чем-то новом, серийном, сильно растянутом во времени, том, что можно потрогать в реальной жизни. Думать о глобальной миссии мне некогда. Мы не пытаемся кого-то воспитывать — наши читатели вполне себе люди со вкусом.
Если вы съездите в Киев, то увидите, что подавляющее большинство их журналов по аляповатости дадут нашим сто очков вперед. У них, конечно, есть и хорошие стильные журналы, но в Беларуси это просто вопрос времени, когда издатели поймут, что журнал это не набор букв и фотографий между рекламными макетами.
Сколько человек трудится над дизайном «Таймера»?
Над дизайном работает два человека. Есть несколько постоянных иллюстраторов, и в каждый номер мы приглашаем иллюстраторов со стороны, например, замечательную Анну Редько из Бреста, к которой стоит очередь, но в ней нет ни одного журнала из Беларуси, кроме нас. Обложку для последнего номера делал Иван Тузов — питерский художник, рисующий в стиле pixel-art. У нас очень много фотоматериалов и они формируют значительную часть визуального стиля, поэтому тут же я бы упомянул фотографов — Александра Васюковича, Егора Гарая, Сергея Гудилина, Яна Карпова.
Как вырабатывался стиль журнала, верстка? «Таймер» очень похож на московский «Большой город», особенно с точки зрения дизайна. Вы ориентировались на опыт этого издания перед тем как запустить минскую газету?
Я не первый раз об этом слышу — значит в этом что-то есть. Но никто пока не смог мне ответить, чем именно мы похожи. Тогда ответить прийдется мне: Таймер печатается в той же финской типографии, что и «БГ» — это единственный вариант, который нас устраивал с позиции качества. Только там есть бумага, которая нас устраивает, нигде ближе ее просто нет. Еще у нас с «БГ» почти один формат — такая газета-журнал. Конкретно на «БГ» мы не ориентировались, в Европе много схожих изданий, вплоть до районных газет (я имею в виду район города), сделанных в похожем формате.
Что вы могли бы назвать отличительной чертой «Таймера» с точки зрения дизайна. Какая самая запоминающаяся фича? И нужно ли это изданию такого формата, на ваш взгляд? Или тут важнее содержание, обличенное в лаконичную форму?
Конечно, в журнале важно все — и макет, и шрифты, но содержание для меня все-таки на первом месте. Мы стараемся делать минимум дизайна — порядок снимков в фотоистории важнее, чем цвет подложки или размер шрифта, и занимает во много раз больше времени. Заметной отличительной чертой я вижу то, что мы не маскируем рекламные материалы под видом редакционных. Все промо- материалы маркируются соответствующим образом и на них не ставится колонтитул. Мне очень важно то, что средства оформления не используются для обмана читателей.
Мне, как потребителю, кажется, что вы делаете несколько плохо воспринимаемых вещей. Например, переносы слов неадекватные. Теряется смысл, и фразу приходится заново перечитывать. Как находить компромисс между комфортным типом потребления и желанием, например, использовать странный шрифт или верстку?
С точки зрения правил русского языка у нас все переносы правильные. Многие издания заголовки вообще не переносят, я думаю, что просто боятся. В русском языке слова длиннее, чем в английском, например, и часто набрать что-либо крупным кеглем не получится, если не перенести. Мы не используем какие-то особенные странные шрифты — это все работы известных шрифтовиков, в том числе шрифты Дениса Серебрякова. Он же и сделал «Таймеру» логотип.
Есть ли у вас желания, которые хотелось бы реализовать на страницах «Taймера»? Как вы планируете развивать его в будущем, что добавлять, а от чего избавляться (с точки зрения дизайна)?
Скоро начнем делать инфографику в каждый номер. Хотелось бы больше иллюстративного материала. От переносов избавляться не собираемся.
Как вы считаете, каким будет цикл жизни «Таймера»? Сколько просуществует журнал?
«Таймер» – коммерческий проект. Сколько он будет жить, покажет интерес к нему читателей и рекламодателей.