Не все коту столица. Пять отличных художников, живущих не в Минске

Культ • Анна Карпенко, Антонина Серякова
Говорят, Беларусь — центростремительная страна, и все в ней устремляется в одну точку – город Минск. Особенно это касается искусства. KYKY нашел пятерых перспективных художников, которые живут и работают в Витебске, Сморгони, Гродно и Бресте.

Кирилл Демчев из Витебска

Несмотря на возраст (Кириллу Демчеву в этом году исполнилось 24), витебский художник уже много где засветился. Пусть практически все выставки Кирилла пока были в Витебске. Любимые материалы Демчева — это мусор, строительный инвентарь. Весь тот хлам, который мы с радостью выбрасываем из квартир и офисов.

Процесс создания работ, объемных объектов или картин довольно агрессивен: художник ломает, рвет, крошит или бьет друг о друга материалы. В результате даже плоская поверхность холста превращается в скульптуру, а каждая его работа напоминает экспресс-курс по психотерапии. Свою художественную позицию Кирилл Демчев описывает следующим образом: «Когда я делаю работу — отношусь к ней как к последней». Увидеть вживую работы Кирилла Демчева можно в Витебске в арт-пространстве на Толстого, 7, где молодому витебскому художнику выделили выставочный зал-мастерскую. Жители Минска смогут посмотреть работы Кирилла в ЦЭХу с 15 до 31 июля в рамках его персональной выставке «Карантин».

Владимир Позняк из Гродно

Этот молодой художник с 2012 года учится в Академии художеств в Варшаве на факультете Новых медиа и сценографии. В Беларуси Владимир Позняк известен, к сожалению, куда меньше, чем в соседней Польше. Его работы крайне интересны. Это концептуальный художник, для которого каждое произведение, будь то холст с маслом, графика, видеоинсталляция или арт-объект — это, прежде всего, исследование и высказывание. Его проекты всегда поднимают какие-то проблемы, и в лучших традициях Джозефа Кошута, искусство здесь выступает как продолжение философии. Вот одна из работ Владимира Позняка.


Увидеть его работы в Беларуси, к сожалению, очень сложно, да и сам Владимир не очень любит «coming out». Последняя его персональная выставка прошла в 2013 году в Гродно в галереи «Крыга», он также принимал участие в нескольких проектах в Польше.

Анастасия Гончарова из Витебска

Молодая художница из Витебска уже приезжала в Минск несколько лет назад, но выставка прошла практически незамеченной. А зря! Любимый материал Анастасии Гончаровой — это ткань. Широкие полотна, тряпки, узкие ленты, перевязанные тугими узлами и превращающие комнату в смесь паутины и лабиринта. Травматический опыт, работа с конкретным пространством, аффективная зрительская и художественная реакция — вот основные темы Анастасии Гончаровой. В 2015 году в Витебске на Толстого, 7, она создала инсталляцию «Дом, который».

Анастасия Гончарова. Дом, который

По словам художницы, одной из целей проекта было обратить внимание на историческую и эстетическую ценность состарившихся, обветшалых зданий. Зрителям можно было брать краски и кисти и дополнять композицию. 16 июля этого года Анастасия Гончарова проводит в Витебске перформанс-инсталляцию «Не всякое дерево растет прямо, но каждое — вверх». Используя ткани и гобелены, она будет «окутывать», «оплетать», «связывать» деревья в центре города. Раскрывая суть будущего проекта, Анастасия отмечает: «При прямолинейном и поступательном движении, при точке зрения самого идущего, кажется, что он идет вверх и вперед, а с точки зрения точки зрения истории — часто топчется на месте».

Андрей Анро из Сморгони

Андрей Арно. Игры памяти

В конце июня на Винзаводе в Москве открылась выставка молодого художника из Сморгони Андрея Анро «Игры памяти». Собственно говоря, как раз память и является точкой отсчета работ Анро. Профессиональный фотограф пришел к старой доброй живописи через проект Lost. Изучая некрологи и новости о людях, пропавших без вести, он стал рисовать мрачные, нарочно искаженные головы, обнаруживая в этом живописном дефекте лиц их подлинную драму. Несмотря на то, что Андрей Анро никогда не видел своих персонажей и знает их только по газетным некрологом, ему удается выстроить предельно честный рассказ о трагедии человеческих жизней. Проект Lost был показан в Минске в 2015 году в пространстве ЦЭХ.

Дмитрий Булдаков из Бреста

Дмитрий Булдаков. LOOK

Перефразируем знаменитую фразу: «Поп-арт умер! Да здравствует поп-арт!». Собственно, всем, кто испытывает любовь к яркими краскам, китчу, злой иронии и сарказму, обязательно понравятся работы художника из Бреста Дмитрия Булдакова. Фьюжн — так можно описать одним словом работы Дмитрия. На них вы найдете ироничный шарж на Карла Лагерфельда — «Мой дорогой Карл», список почти всех знаменитостей и любимую собачку художника. Иронией подвергается в буквальном смысле все. Например, вездесущая фраза «сделать look» оборачивается на его картине невозможностью любого изображение в принципе. Дмитрий часто выставляется как в Бресте, так и за пределами Беларуси.

Дмитрий Булдаков. Карл Лагерфельд

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Вайна і свет. Зачем переводить русскую литературу на белорусский язык

Культ • Ангелина Герус

Толстого и Маяковского переводят на мову, несмотря на то, что белорусы без труда могут читать их в оригинале. Пушкина на белорусский переводили Янка Купала и Якуб Колас, и продолжают переводить наши современники. Что это: русофобия или норма литературной жизни?