Много лет назад режиссер Антуан Фукуа снял «Тренировочный день», фильм, который не обласкал только ленивый. С тех пор ни одна из его работ не дотягивала до уровня той яркой полицейской драмы, за роль в которой Дензел Вашингтон получил Оскар. Так бы и перебивался Фукуа лентами, которые язык не поворачивается назвать ни плохими, ни хорошими, если бы в определенный момент не встретил Джейка Джилленхола.
Это Джейк
На сегодняшний день в мире не так много актеров, способных протащить на себе целый фильм, и Джилленхол до недавнего времени в этот список не входил. Конечно, не по причине отсутствия таланта. Просто как-то не выходило. Видимо, не было в задумке того или иного режиссера простора для монструозной харизмы этого доброго с виду парня с детскими глазами.
После «Врага» и «Стрингера» сомнений в актерских умениях Джилленхола не осталось, кажется, ни у кого. И «Левша» с самого начала выглядел идеальным вариантом чего-то нового в его послужном списке.
Сюжет «Левши»
Суть сюжета достаточно проста. Билли Хоуп – непобедимый чемпион мира в полутяжелом весе. Мудрая жена принимает все важные решения по бизнесу и семейным делам, милая дочь считает шрамы после каждого боя, промоутер следит за выгодными контрактами. Все на мази.
Однако в один не самый прекрасный момент Билли дает волю агрессии за пределами ринга, и мир вокруг него с катастрофической скоростью рушится: жена умирает, деньги уходят, дом изымают, дочь забирают социальные службы. Дальше по классике жанра начинается попытка подъема со дна к триумфальному камбеку темной лошадки на вершину мира.
Сложный жанр боксерской драмы
Можно справедливо ожидать от такой затеи разного рода пошлую ерунду. И чтобы не скатиться в пародию на благородный жанр боксерской драмы, режиссеру требуется два козыря: вменяемый сценарий без лишней драмы из ниоткуда и мощный актер на главную роль. Антуану Фукуа повезло с обоими пунктами.
Не поймите неправильно: рыдать в кинотеатре вы будете, и рыдать прилично. Просто обычно в подобном кино всегда проскакивают реплики, за которые сценаристу хочется надавать линейкой по рукам.
В «Левше» такой момент всего-навсего один (уверен, вы поймете, о чем я). Остальные неизбежные клише жанра поданы максимально аккуратно и как минимум не вызывают закатанных глаз зрителя.
Перед тем, как говорить об исполнителе главной роли, стоит отметить, что абсолютно весь каст фильма отработал выше всяких похвал. Каждому из них – от мэтра Фореста Уитакера до совсем еще юной Уны Лоуренс – был предоставлен бескрайний простор для переигрывания и кривляния в кадре, который они с достоинством проигнорировали. Это важное замечание, ибо господин Джилленхол крадет всего «Левшу» без остатка.
Перед нами новый голливудский монстр. Снаружи и внутри. После «Стрингера», в котором актер выглядел, как перестиранная простынь, он не накачал себе разве что уши.
С такой машиной не то что на ринге, но и на детском празднике оказаться нет никакого желания. Вместе со своей титанической внешностью Джилленхол разработал образ слабохарактерного психа, который способен всплесками эмоций проторить себе путь на самое дно и не останавливаться на достигнутом. Скептики скажут, что такие персонажи даются легко даже посредственным актерам, и будут отчасти правы. Оскар за «Левшу» актеру вряд ли светит, особенно после НЕ номинации за «Стрингера». Но трогаться умом так обаятельно в современном Голливуде кроме Джилленхола может разве что Кристиан Бэйл. Артисты такого калибра берут материал любой степени плоскости и магическим образом превращают его в нечто достойное.
Много лет назад режиссеру Антону Фукуа повезло получить на главную роль в «Тренировочном дне» Дензела Вашингтона, спустя 13 лет его новый фильм спас Джейк Джилленхол. И так и останется Фукуа второсортным режиссером, пока снова не подпишет актера подобного уровня, который сделает за него всю конфету. Так и живем.