Табаков был актером без амплуа – в каждом новом своем фильме он играл персонажа, абсолютно не похожего на предыдущего. Он был любовником, писателем, смышленым американским мальчишкой и даже противной женщиной. Его фильмография гигантская: там более 120 фильмов и еще столько же театральных постановок. Табаков открыл собственный успешный театр, который зрители и театралы ласково называют «Табакерка». Да и человеком он был неординарным, например, рассказывал журналистам, что, будучи школьником, вступил в тайное общество по образу декабристов, а в 2011 году заявил, что ненавидит Ленина и Сталина. Он признавался, что мог бы стать клоуном, потому что умеет смешить людей, выступал против запрета неканонической постановки оперы «Тангейзер» в Новосибирске и в поддержку подвергающегося уголовному преследованию режиссера Кирилла Серебренникова. В 2015 году Табаков негодовал из-за того, что Минкульт Украины составил «черный список» российских артистов. Но какое значение это имеет сейчас, если от актера остаются его шедевральные и такие разные роли?
Трусливый любовник из фильма «Москва слезам не верит»
Третья по счету картина СССР, получившая «Оскар», рассказывает историю о трех девушках, которые приехали покорять Москву, но все в их жизни пошло не по сценарию. Одна, Екатерина, «не поступила» и пошла работать на завод, вторая, Антонина, – устроилась маляром, а третья, Людмила, – сначала пытается выйти замуж за успешного москвича, а потом - развестись с уже алкоголиком. В этой картине Олег Табаков играет женатого любовника Екатерины, которая уже успела родить ребенка. Первый мужчина соблазнил героиню под культовую «Besame mucho», видимо, по режиссерской иронии Меньшова, второй тоже пытался обаять героиню под эту музыку. И у него получилось. Герой Табакова в этом фильме наглый и немного трусливый: он водит Екатерину в квартиру жены, когда той нет дома. В ту же квартиру приезжает его теща, и Володя (так зовут героя Табакова) начинает вести себя как провинившийся школьник. Катерина его бросает. К слову, в конце фильма Екатерина становится директором завода. А Володя? Да бог его знает.
Бомж в тельняшке из фильма «Ширли-мырли»
В 90-х в России умели снимать кино. Темную сторону сущности этого времени отлично передает Балабанов или Бодров, а вот светлую, высмеивающую реалии, может представить картина Меньшова. «Ширли-Мырли» – фарсовая комедия, в которой за градом шуток режиссер Владимир Меньшов поднимает глубокие темы. В этой ленте 1995 года Олег Табаков сыграл алкоголика, дебошира и мелкого воришку – вечно пьяного бомжа в тельняшке с «фингалом» под глазом. Сыграл убедительно и смешно. Настолько, что персонаж запоминается, даже несмотря на то, что появляется в картине лишь эпизодично. Образ Суходрищева (так зовут героя Табакова) сочный и не оставляет без улыбки, он харизматично называет американского посла пи**ром и рассказывает, что видел, как тот в Химках торгует деревянными фаллосами. Светлый фильм, ни грамма пошлости.
Расист и сексист из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»
Драму сняли по мотивам нескольких повестей и рассказов Антона Павловича Чехова и сняли хорошо: картина получила Премию «Золотой Хьюго» в Чикаго и приз «Большая золотая раковина» в Сан-Себастьяне. Это история о соседях-помещиках, которые ходят друг к другу на обеды, где мило улыбаются в лицо, но сквернословят и изменяют мужьям и женам за спиной. Естественно, однажды герои узнают правду. Некоторые из них падают в депрессию, другие – в реку. Ну а Табаков в картине играет неслучайного гостя Павла Тимофеевича Щербука. Громогласного, растрепанного и довольного мужчину, который без стеснения флиртует и танцует с дамами (по-сексистски называя их лохудрами) и постоянно поправляет свой фрак. Расист, сексист и кулакофоб – вот такой у него тут персонаж.
Человек с идеальной выправкой из фильма «Семнадцать мгновений весны»
В культовом сериале «Семнадцать мгновений весны» Табаков сыграл прямого начальника Штирлица – бригадефюрера СС Вальтера Шелленберга. Даже председатель КГБ Андропов после первого закрытого показа высоко оценил игру актера, заявив, что так играть бригадефюрера СС – безнравственно. Но в этой роли Табаков смог обаять даже будущего генсека. После выхода сериала на экраны Табаков получил открытку из Германии от родственников настоящего Шелленберга. Его племянница отметила поразительное сходство актера и прототипа – и внешнее, и в характере. «Спасибо вам, что вы были так же добры, как был добр дядя Вальтер», – писала девочка.
Кудрявый Акакий Назарыч из фильма «Ах, водевиль, водевиль…»
Это художественный музыкальный фильм 1979 года, снятый по мотивам водевиля-шутки Петра Григорьева «Дочь русского актера». По сюжету актеру Михаилу Лисичкину, сыгранному Михаилом Пуговкиным, дают отставку, чем наносят глубокое оскорбление. Актер решает отвадить свою дочь Верочку от театра и удачно выдать её замуж за дважды вдовца и отставного гусарского прапорщика Акакия Ушицу, которого и сыграл Табаков. Герой Табакова не молод, одинок, ходит в протезе. Свет в конце тоннеля – жениться снова на очаровательной юной Верочке. Но девушка мечтает только о сцене, заручившись помощью служанки Катеньки. Девушки на пару дурачат немолодого жениха и убеждают отказаться от планов жениться на Верочке Лисичкиной. Он, кстати, будучи прапорщиком, обещает девице сгубить ее дружка в Сибири – чтобы ему было проще присвоить себе леди.
Марк Твен из фильма «Марк Твен против...»
Этот советский фильм – некое подобие на большое интервью, которое мог бы дать неугомонный Марк Твен Нью-Йоркским газетчикам в 1906 году. Для тех, кто не помнит сюжет: главный герой Сэм, которого играет Олег Табаков, оказывается на мели и, чтобы хоть как-то заработать, при помощи заведомо ложных сведений о своем опыте работы в журналистике устраивается в бульварную газету «Энтерпрайзиз». Парень под псевдонимом Марк Твен, не жалея пера, начинает писать юморески на тему города и его жителей, которые нравятся, но не всем: по большей части его статьи высмеивали статусных людей города, которые готовы были буквально прибить их автора. В этом фильме у зрителя есть шанс увидеть Табакова и в молодом возрасте в озорной жилетке, и седовласым при галстуке. «Единственное, что прочно на этом свете – это безвестность», – говорил один пьяный наборщик» – Табаков идеально выполнил роль чрезмерно саркастичного Марка Твена.
Мисс Эндрю из фильма «Мэри Поппинс, до свидания»
Пожалуй, нет в мире ребенка, родившего в СССР, который бы не смотрел киноверсию по книге Памелы Трэверс о самой лучшей няне Мэри Поппинс. 1980-е годы, Англия, Лондон, Вишневая улица. Традиционные во всех смыслах родители находят для своих отпрысков с виду милую и нежную няню, которая, как оказывается, не так проста. На удивление детей, Мэри может понимать язык животных, заставить мясника запеть оперным голосом, оживить статую и утихомирить «гарпию», а точнее – мисс Юфимию Эндрю. Собственно, эту леди и играет в фильме Олег Табаков. Несносная тетка с ужасным смехом и мехом лисы на плече, которая готова вынуть душу из таксиста, лишь бы не переплатить. Табаков смог просто великолепно передать характер этой героини: чего стоит только мимика и интонация, с которой она неутомимо возмущается и жалуется на жизнь. Пожалуй, без такой героини вторая серия фильма была бы до одури скучна.
Не великий король из фильма «Д'Артаньян и три мушкетёра»
«Игру престолов» средневековья по роману Александра Дюма в 1978 году снял режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Сложно выделить лучшее ленты: в ней прекрасен и горячий, но бедный гасконский дворянин Д'Артаньян (хотя бы за эту роль мы должны любить Боярского), слишком часто вздыхающая королева Алиса Фрейндлих и, собственно, три бравых мушкетера, которые, по сценарию, борются за честь престола в самом сердце Франции в начале 18 века. Когда после экранизации прошло несколько лет, режиссер Хилькевич вспоминал, что еще во время написания сценария решил, что Олег Табаков в этом фильме получит роль Людовика XIII. Режиссеру уже тогда показалось, что лучше этого актера никто не сыграет роль карлика, который смог стать королем, но, увы, не стал великим.
Красавец-мужчина из фильма «Красавец-мужчина»
«Красавец-мужчина» – мюзикл, снятый Маргаритой Микаэлян в 1978 году по мотивам пьесы Александра Николаевича Островского. Олег Табаков играет главного героя Аполлона Евгеньевича Окоемова — помещика, того самого красавца-мужчину, который хочет жить богато и ни в чем себе не отказывая. Однажды в Москве Окоемов проигрывается в карты и влезает в долги. Тогда, чтобы исправить свое пострадавшее материальное положение, персонаж Табакова решает воспользоваться московской миллионершей Оболдуевой. Вернее, ее приданым. Оболдуеву, кстати, играет Людмила Гурченко – и химия между актерами в кадре куда заметнее, чем, например, в позорных «50 оттенках чего бы то ни было».
Владелец салуна из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»
«Человек с бульвара Капуцинов» — советская комедия-вестерн 1987 года, которую сняла режиссер Алла Сурикова по сценарию Эдуарда Акопова. В этом фильме Олег Табаков сыграл владельца салуна и бармена Гарри Маккью. По сюжету Гарри Маккью – владелец салуна, который главный герой картины арендует для показа фильмов. Со временем Маккью вынужден продавать в своем баре молоко вместо алкогольных напитков, из-за чего страдают его доходы. И хотя герой Табакова любит синематограф, он понимает, что такие убытки могут его разорить. Поэтому Гарри и местный пастор Адамс пытаются помешать главному герою фильма в его открытии немого кинотеатра. Помните, как он произносит роковую мудрость: «В нашей стране только деньги могут сделать джентльмена человеком»? К сожалению, этот культовый фильм уже стал «памятником» нескольких невероятно крутых актеров.