В рассказе про тайский бокс нужно начать с красивых ног директора издания Агнии Лойка. Если бы вы видели ее ноги вживую, вы бы поняли мотивацию. Агния занимается муай-тай уже полгода. И когда она надевает короткие шорты, жизнь в редакции останавливается. Мы думаем: как так? Она бьет людей перчатками, но получает в виде бонуса точеную форму лодыжки и бедра! Предложение этой боевой женщины влиться в ряды тренирующихся и походить в клуб «Патриот» мы восприняли на ура и отправились выбирать бинты в магазин.
Вообще, вопросы женственности – самые главные, когда упоминаешь тайский бокс в связи с дамой. Ходить в качалку и фоткаться в туалетах спортклуба с поднятой над животом майкой в мире соцсетей считается нормальным. Есть даже термин «фитоняша», которым определяют девушку, держащую себя в форме, чтобы нравиться мужчинам. Иное дело – бойцовские виды спорта. Увлечение тайским боксом напрягает сексистов, и в миру ходят мифы о том, что эти виды спорта разрушают красоту и нежность. «Должно быть, у них очень послушные мужья и бойфренды» – видели остроумные комментарии? И крыть было бы совершенно нечем, если бы перед носом не было примера – Екатерины Вандарьевой, трехкратной чемпионки мира, которую называют Барби. Ее фигура, лицо и цвет волос доказывают, что даже профессиональный тайский бокс не обязательно превращает живого человека в машину для убийств – чай не штанга и не метание ядра.
Тренер, который готовит чемпионов
Тайский бокс в Беларуси появился в начале 1990-х, когда бывшие боксеры и каратисты начали тренироваться в подвалах. Понятно, что техники смешивались, и удивительным образом у беларусов получилась своя методика, которая сегодня помогает нашим ребятам бить всех в мире. Даже самих тайцев, где воспитание чемпионов поставлено на конвейер, и дети живут в специальных школах, тренируясь с утра до ночи. Сборная Беларуси впервые опередила Таиланд на чемпионате мира в 2005 году. Тренеры ту победу называют исторической. Как бы парадоксально ни звучало, тайский бокс стал в Беларуси почти национальным видом спорта.
Первым чемпионом мира по муай-тай среди профессионалов из стран Восточной Европы был Дмитрий Пясецкий (Италия, 1996 год). Ныне он вице-президент Белоруской федерации кикбоксинга, тренер и основатель клуба «Патриот», куда KYKY и записался половиной женского состава. Вообще, Дмитрий тренирует чемпионов. Его ученики – Виталий Гурков, который за всю карьеру получал чемпионский титул 12 раз, а также Денис Гончаренок, который шесть раз становился чемпионом мира по муай-тай среди любителей. Гончаренок так говорит про своего тренера: «Дмитрий Борисович для меня авторитет. Он тренер, отец, друг. Я многому у него учусь как боец. И также по жизни обращаюсь к нему за советами». Приятно сознавать, что все эти люди росли на «мешках» и матах намоленного клуба «Патриот».
Почему надо выбирать не зал, а тренера
По вечерам зал «Патриот» забит битком. Несмотря на то, что находится в подвале хрущевки по улице Волгоградской. На самом деле, все, кто имеет отношение к клубу, постоянно извиняются. Говорят, у них потолок проваливается, и дверь входная старая. Риторика звучит следующий образом: клуб клевый, и тренеры самые лучшие, но страшненький.
На самом деле, в «Патриоте» есть атмосфера. Это не гламурный спортзал, а общественное объединение, где тренируются чемпионы бок о бок с простыми пацанами с района. А потому то, как выглядит там душевая или потолок – вообще не важно. Знатоки уверяют, что именно «правильная атмосфера» и отличала еще самый первый тайский клуб в Беларуси под названием «Чинук», основанный в 1992. Наш тренер Дмитрий Пясецкий – воспитанник именно этого клуба. Свой собственный клуб-объединение «Патриот» он основал в 2009 году.
Вообще, тайский бокс – это модно. А потому самым логичным для федерации было бы арендовать новое помещение, сделать там роскошный ремонт, взвинтить ценник на одну тренировку и заниматься с ребятами на BMW и «Лексусах». Дмитрий Пясецкий понимает, что деньги нужны. Да и модель бы сработала. И вместе с тем говорит, что от своего «подвала» отказываться нельзя. «Здесь нахоженное место, понимаете? Переезжать нельзя. Сюда столько шпаны их окрестных домов ходит – пусть «Патриот» будет».
Ему вторит и Виталий Гурков, который пообещал отправить деньги, собранные на его поездку на чемпионат мира через крауфандинг, на ремонт зала. Напомним историю: когда Минспорта отказалось финансировать чемпиона, людям так понравилось, что не чиновники, а они сами могут отправить в Швецию самого Гуркова, 68 миллионов были пожертвованы за пять часов. «Моим решением было отдать собранные деньги в свой родной клуб «Патриот». Ремонт мы решили делать своими силами: что-то своими руками, что-то с привлечением специалистов. Нам нужен электрик – мы не сможем сделать это самостоятельно, в отличие от такой черновой работы как вывоз мусора или подготовка стен к отделке. По-максимуму хотим сделать всё сами. Зал хоть и небольшой, но состояние, в частности, комнаты с рингом, удручающее», – говорит ныне 12-кратный чемпион мира.
Кратко о технике муай-тай
Главное отличие занятий муай-тай от обычной качалки в том, что тайский бокс абсолютно не зануден. Упражнения меняются очень часто, и ни мозгам, ни мышцам не успевает осточертеть однообразие приёмов. При этом нагрузка колоссальная: за две недели сбрасываешь пару кило, дальше – больше. Через месяц превращаешься в ту самую «фитоняшу», правда, способную зарядить обидчику ногой в подбородок. Что касается непосредственно боя и свойственной ему агрессии, которая якобы не красит девушек, то техника тайского бокса скорее напоминает игру в пятнашки. Главное, чему ты учишься, – уворачиваться от ударов и одновременно наносить свои.
Например, нужно умудриться наступить противнику на ногу, стоя с ним в паре и держа друг друга за плечи. Первые 15 минут тренировки надо прыгать на скакалке, затем, например, – вспомнить и отточить «удар пыром» – тот самый, который знают все мальчишки во дворе. Когда тренирующиеся надевают перчатки, градус агрессии повышается. Да, ты можешь пропустить удар, и будет больно. Но нос сломают вряд ли, потому что перед лицом еще на первых занятиях учишься ставить блоки. Скорее, прилетит в голень, останется гематома или синяк на ноге – придется носить темные колготки. Вот она, главная расплата для новичка.
Так или иначе, тайский бокс добавляет уверенности. Вот идешь ты такая по станции минского метро после тренировки – чувствуешь себя супергероем. Остальным людям неведомо это знание, а ты только что учила удары ногами – тиб (прямой), тае тад (боковой) и лоу-кик (в бедро). Кстати, от лоу-кика защищаются, подняв колено – удар приходится на голень. Эффективны удары локтями – их используют, чтобы завершить поединок, рассечь сопернику лоб или бровь.
Впечатления неофитов о тайском боксе
Алиса Петрова: «За неделю до начала занятий Агния скинула в фейсбук видео с тренировки с подписью: «Знакомьтесь с вашей будущей группой по муай-тай. Готовьтесь морально». В зале была куча мужиков, которые колотят друг друга или боксерские груши, слышны звуки ударов и резких выдохов. На мгновение у меня появилась мысль все отменить: ведь расшибут и не заметят. К счастью, сильные женщины просто так не сдаются. 1 августа, которое символично выпало на понедельник, мы пришли на нашу первую тренировку. К ней подготовились основательно: купили специальные трусы, что априори гарантирует половину успеха в зале. Тренировка начинается с бодрой разминки. Прорабатываются все мышцы – от шеи до пальцев ног (в буквальном смысле). А после надо пройти квест «завяжи на пальцы бинты». Занятие это невыносимое – я до сих пор плохо это делаю. Дальше ты выбираешь партнера – естественно, мы встали в пару с Сашей Романовой. Когда случайно зарядила ей с ноги по уху, чуть со стыда не умерла.
Самое большое испытание меня ждало на третью тренировку – в пятницу. Разминаю по очереди шею, руки, позвоночник, ноги. Время идет. Ни Агнии, ни Саши, ни тренера Дмитрия Пясецкого нет. Стою посреди зала и чувствую себя жутко неловко, потому что я единственная девушка здесь, а партнера нет, потому что кому понравиться проводить спарринг с неумехой? Через 15 минут тренировки набралась смелости и подошла ко второму тренеру: «А Дмитрий Борисович придет?» – «Боюсь, что уже нет». У меня паника: «И что мне делать?» – «Будем ставить основные удары». Я спросила тренера, как могу к нему обращаться. Он сказал: «Великий мастер». Все оставшееся «Великий мастер» учил меня правильно делать удары ногами. Кажется, даже что-то стало получаться. В тот день я поняла про муай-тай следующее. Ценность тренировок в адреналине и созидательной злости. То есть ты не злишься на окружающий мир (после тренировки как раз его любишь), на себя или дом Чижа. Злость – это просто источник энергии, который заставляет выжиматься на максимум. Хотя это не значит, что со стороны ты не выглядишь как пятилетняя девочка в песочнице».
Саша Романова: «Я пошла на тайский бокс потому, что разочаровалась в беге. Почти год наяривала круги вокруг бывшей ЦК Партии, добегалась до воспаления надкостницы – так, что дотронуться до ноги было больно – а результата ноль. На самом деле, бег здорово повышает аппетит, а вот лишние калории сжигает плохо. В результате постоянные голодовки приносят тебе физические страдания. Поделившись болью с опытными коллегами, я поняла, что нужно качать мышцы.
Чем сильнее проработано твое тело, тем больше калорий оно может переварить. Итак, меня ждали железки в качалке. Я даже выбрала место – зал «Моби Дик» на Октябрьской. Только не знала, что делать с тренером – вдруг маньяк попадется, который не будет знать, что делать с моими многочисленными травмами, и я снова сорву себе что-нибудь и попаду в больницу? А потому когда Агния посоветовала тренера с медицинским образованием в «Патриоте», я выдохнула.
Первые впечатления были противоречивые. Казалось, если Дмитрий Пясецкий умудрится разбудить во мне агрессию, он и котика, и обезьянку научит ставить удар.
А уже после третьей тренировки процесс пошел. В фильме «Отряд Самоубийц» была сцена, в которой Уилл Смит, будучи заключенным, молотит «мешок» в камере, сделанный из свернутого в трубочку пароллона. Актер мокрый как мышь, пот заливает ему брови, и ровные квадратики на прессе блестят.
И вот теперь я очень хорошо понимаю, что чувствует герой в этот момент. Мне кажется, красивое тело делают удары. Точно не бег и не сто приседаний в день. А потому отныне моя цель – суперженщина».