Научиться разговаривать с иностранцами
Перед чемпионатом мира по хоккею в 2014 году многим сотрудникам госорганизаций, которые работают с людьми, предложили пройти курс английского языка. Но, по слухам, возможностью выучить иностранный воспользовались начальники этих работников. В итоге в минских госучреждения работники остались без явно нужных им языковых знаний. Так что если турист захочет приехать в страну самостоятельно, обязательно столкнется с этой проблемой на вокзалах, в ресторанах и при попытке объясниться с милиционером или дорожной службой – рассчитывать останется на помощь случайных прохожих лингвистов. Еще можно воспользоваться онлайн-переводчиком – так делают многие гости Китая, но мы же с вами привыкли думать, что живем в Европе. В провинции со знанием языка еще хуже, чем в Минске: в регионах люди вообще будто боятся чужой речи. Наиболее гуманные сотрудники сферы услуг призывают на помощь родственников или соседей, которые отучились в ИнЯзе. Остальные покидают иностранца в гордом языковом одиночестве.
Проблему двуязычного сервиса решают. Например, практически во всех музеях уже появились англоязычные аудиогиды. Но возник новый нюанс – туристы из Китая, к встрече с которыми готов разве что аэропорт с иероглифами на табло (а ведь их тут скоро будет очень много). Если обзвонить все музейные комплексы Беларуси, станет понятно, что аудиогид на китайском языке есть только в двух заведениях: Несвижском замке (но там даже есть гиды на французском и немецком языках) и Национальном музее (но только у десяти картин из всей постоянной экспозиции). В общем, безвиз с Китаем сделали, а удобства для гостей – нет. Даже китайский ресторан приличный в Минске еще не открыли: рестораторы сетуют, что сложно найти повара и привезти его из окрестностей Пекина.
Не бояться строить инфраструктуру
Беларусь богата на красивую природу и дворцы, до которых еще не добрались (или добрались, но не очень удачно) государственные реконструкторы. Например, Коссовский замок – шикарное наследие для страны, куда точно стоит отправиться вместе с хорошим экскурсоводом, они в стране есть. Только придется заранее подумать о том, где в окрестностях найти туалет – в приличном радиусе крутой достопримечательности полностью отсутствует инфраструктура. Придорожных кафе в Беларуси вообще мало, а в тех, что есть, по выходным празднуют свадьбы. Получается, турист должен объехать кучу мелких городов, чтобы просто съесть суп, ну, или выпросить у жениха и невесты отдельный стол. Из-за отсутствия сервиса случаются истории, когда компания из двадцати человек приезжает в ресторан национального парка, но его сотрудники говорят, что у них «обед».
Правда, потом предлагают поесть, но так как продуктов мало, обед будет состоять из одного вида салата, супа, горячего и компота на всю компанию. Про вайфай лучше не спрашивать.
У местных рестораторов есть логичный аргумент: спрос рождает предложение. Внутренний туризм в Беларуси только набирает обороты, еще пару лет назад к Коссовскому замку приезжал десяток туристов за целые выходные – какой смысл открывать заведение, где персонал будет чаще спать, чем обслуживать гостей? Вероятно, поэтому частный бизнес не рискует вкладывать свои инвестиции в заведение, которое заранее обречено на банкротство. А гранты, как известно, в Беларуси запрещены. Да и ПРОООН пока не готова финансировать объекты придорожного сервиса, хотя даже один успешный ресторан около любой достопримечательности может подтолкнуть беларусов к открытию других таких же. Соответственно, предложение пробудит спрос.
Просто Ивацевичевские рестораторы еще не поняли, что аккурат перед их носом золотая жила. Ведь класссические маршруты к Лидскому, Несвижскому и Мирскому замкам и Брестской крепости уже обросли дорогими кафе с официантами в национальным костюмах, общественными туалетами и сувенирной продукцией из дерева и соломы. Но последней лучше бы не было.
В регионах сложно найти энтузиаста-мотиватора, который объяснит соседям, почему стоит попробовать заработать на туристах. Очень часто в провинции люди – выгоревшие, они не хотят работать даже за приличные деньги. Работники агроусадеб, например, рассказывают, что часто сталкиваются с проблемой алкоголизма – люди в депрессии находят выход в запоях. Значит людей, готовых работать в деревнях и регионах мало: кому после 20-30 лет без приличного трудоустройства захочется снова выйти на смену?
Спорить с претензиями российского туриста
В Беларуси куча крутых обрядов и профессий, которые придумали наши праотцы много веков назад. Громницы, Дзяды, Сороки. Но все знают только про Купалье и Масленицу. Причем чаще всего последний праздник на усадьбах и госплощадках устраивают с безумным количеством алкоголя – даже не классических беларуских настоек типа медовухи, а обыкновенной водки. Возможно, организаторы думают, что трезвый человек на столб за сапогами не полезет – традиции гуляния будут не соблюдены. Каждые проводы зимы сопровождаются фольклорными песнями, игрой на гуслях и людьми в костюмах с претензией на беларуское историческое прошлое. Надо ли говорить, что у этих праздников ориентир явно кренится под желания запрос соседей?
Ну откуда в головах организаторов Масленицы берутся конкурсы типа «пробеги со сковородкой сто метров и не урони блин»? Вообще, из-за того, что российский турист долгое время был самым частым и щедрым в Беларуси, многие сотрудники сферы гостеприимства забыли, что к ним приезжают и из других стран и совсем другого менталитета. Но пока туристические зоны оформлены под стереотипного россиянина: медведь, сорок градусов и в конце праздника «Ленинград» вместо дуды.
Россияне же настолько полюбили спокойную Беларусь, что уже начали покупать жилье в беларуских регионах. Но если мы продолжим делать все, что так нравится восточному соседу, будем ориентироваться на него, превратимся в настоящую императорскую колонию. Экскурсовод Евгений Масловский рассказывал KYKY: «Я предлагаю русским туристам посмотреть Гродно, а они отвечают: «Ай, он какой-то не российский». Так что запросов у соседей много – но надо ли их все удовлетворять?
Не стесняться региональных праздников, но перестать делать агротрэш
В стране устраивают классные аутентичные фестивали, например, «Жураўлі і журавіны» с самой свежей клюквой в сахаре, «Мотальскія прысмакі», куда съезжаются лучшие повара беларуских агроусадеб, «Фестиваль куликов», где можно посмотреть на редких птиц – куча крутых на уровне идеи мероприятий, о которых вы, вероятнее всего, никогда не слышали. Даже отдельные усадьбы организовывают свои праздники, но как об этом узнать? Только по сарафанному радио. Справедливости ради, реклама и информация о праздниках публикуется на сайте министерства туризма и появляется в телевизоре. Так что те, кто смотрит, например, «ОНТ», в каком-то смысле знает про внутренний туризм куда больше, чем пользователи интернета.
Уровень региональных праздников очень местечковый. Организаторам еще никто не сказал, что даже самая вкусная колбаса, нарезанная в форме животного, не восхищает, а смешит иностранного гостя. Это как концерты Александра Солодухи: молодежь покупает билеты, но только чтобы увидеть фрика в почтенном возрасте. Пока в регионах люди не поймут, что пора завязывать с агротрэшем – ничего не изменится, нас будут воспринимать как фриков. Почему бы не выделить средства из бюджета на хорошего ивентера, который объедет Беларусь и пораздает указания местным фестивалям? Человек-профессионал сможет объянить, как показывать аутентику и «продавать» историю страны. К тому же разошлет релизы во все СМИ о предстоящем событии.
Парадокс, но иностранцы часто в восторге от того, что ну совсем не интересно беларусам. Многие туристы впечатляются сталинским ампиром, статуями Ленина, военной техникой и прочим. У людей каждой культуры есть свои особенности, их тоже стоит учитывать, но попытаться преподносить так, чтобы в итоге убить репутацию серпа и совка, которая закрепилась за Беларусью.
И тут проблема: инициатива в Беларуси не в почете. Например, в одном из беларуских заповедников работал молодой выпускник кафедры туризма. Он убил не один месяц, чтобы уговорить начальство позволить открыть ночную тропу по заповеднику.
В итоге там появилась экспозиция из огромных инсталляций беларуских божеств лесов и озер, по которой можно было побродить после заката. Мы там были, и остались в восторге. Когда распределение закончилось, молодой человек ушел и открыл свою турфирму, где «платят хорошо, а доказывать, что каждая твоя идея – хорошая, не надо». То есть хорошие кадры, которые хотят, а главное могут производить свежие идеи, уходят. И остаются те, кто не спорит с начальством каждый день.
Сделать уже нормальное жилье для «самостоятельного» туриста
Иностранные (как и местные) туристы бывают двух видов: организованные и самостоятельные. Первым немного проще, хотя бы потому, что в стране уже появились туроператоры, которые могут себе позволить разработать даже индивидуальный маршрут и заранее забронировать для условных пятидесяти гостей гостиницу. У тех, кто любит путешествовать без человека с бейджем и громкоговорителем, проблем немало. Надо признать, некоторые из них за последние несколько лет уже решились. Например придумать трип по Беларуси из другой страны благодаря каталогам стало куда легче: это и 34travel, и HiFive Belarus, и Bella Dvina, и Lonely Planet, Belarus.by, Belarus.Travel, и Caravaning.by.
Но остались более глобальные трудности, первое – невозможность въехать в нашу страну на наземном транспорте. Беларуский безвиз, как святой Грааль, не принято упрекать вслух (особенно учитывая, что он теперь разросся до целого месяца), но многие иностранцы из соседних стран не хотят тратиться на дорогостоящие перелеты. Отсуствие лоукостов – вторая проблема, ее обсуждали уже тысячи раз, но никакого итога все еще нет. Говорят, в Гродно могут появиться дешевые авиаперевозчики, но и это все еще не точно. «Белавиа» периодически делает распродажи – но это как легкая оттепель в СССР. В евротур с визитом в Беларусь дешевле и приятнее отправляться на машине, но тогда придется платить за визу как минимум 60 евро.
Вторая глобальная проблема – жилье. Отели в Минске объективно дорогие, за такую стоимость в родных городах испанцы и французы могут жить в просто королевских условиях. Казалось бы, езжайте в хостелы, платите мало, живите весело. Но даже в Минске так не получится: беларуские апартаменты с общей кухней и душевой отличаются от европейских исключительной тоской. Практически нигде нет интересного дизайна, не говоря про развлечения. Но в столице хотя бы есть выбор: в областных городах Беларуси можно найти от силы пару действительно хороших хостелов, а в регионах о таком виде жилья скорее всего и не слышали. Нет в стране и гестхаусов, в которых мы привыкли арендовать комнаты в соседнем Вильнюсе. Есть гостиницы-гестхаусы, но в них, вместо каноничной комнаты «как дома», турист получает обычный номер по цене отеля. Кажется, нужно провести конференцию среди застройщиков, чтобы объяснить разницу – гестхаусы, где можно жить не по цене перелета в Австралию, очень полезная и развивающая въездной туризм вещь.
Может, властям стоит перестать вести учет данных всех заезжих туристов и прекратить заставлять отельеров сдавать их паспортные данные в МВД? Возможно, тогда у владельцев хостелов и отельеров появятся силы на улучшение качества жилья.
Можно, конечно, жить и на природе. В стране с каждым годом становится все больше агроусадеб вообще на любой вкус: кто сыры варит, кто мед собирает, кто бананы выращивает. Там предлагают баню и бассейн под открытым небом, а еще велопрогулки и аутентичные экскурсии. Условного Стива из США привезти в такой дом отдыха на природе абсолютно не стыдно. Владельцы домов даже объединяются для усовершенствования своих проектов – например, в Беларуси уже есть туристская дестинация «Муховэцька кумора». В общем, эта область частного бизнеса неплохо сама себя развивает, особенно при поддержке программ ПРОООН. Организация с 2012 года выделила на развитие экотуристского бизнеса Беларуси 500 тысяч долларов. Но тут всё получается, потому что инициатива постоянно идет «снизу».
Пару лет назад агроусадьбам на законодательном уровне хотели запретить проводить свадьбы, более того – принимать у себя одновременно больше двадцати туристов. Но президент побывал в нескольких усадьбах, увидел, как там отдыхают люди и официально разрешил им проводить любые ивенты: «Если людям там удобно провести день рождения или свадьбу, пусть проводят», – сказал Лукашенко в 2017-м. Владельцы усадеб выдохнули – поняли, что гайки закручивать не будут.
Государственные инициативы менее привлекательны. Если тот же Стив захочет провести день в палатке на озере Нарочь, гугл подскажет ему, что он может воспользоваться услугами кемпинга. Стив соберет рюкзак и отправится в путь, но попадет на обычную стоянку, где в лучшем случае есть мангал и маленький пляж. Туалета, конечно, – нет: беларусы ходят «да ветра», как учили в СССР: девочки налево, мальчики – направо. Про магазин или хотя бы лоток с чипсами и беларуским квасом речи, естественно, не идет.
В последнее время в стране появляется новый вид туризма – караванный. Это когда вы арендуете большой бус, загружаете туда всё необходимое для жизни и колесите по стране. Во всем мире для таких караванов есть регламентированные стоянки, в Беларуси их, кажется, две или три. Конечно, можно остановиться и на заправке, но дальнобойщики соседство не оценят. Так куда деваться Стиву?
Как бы беларус ни сопротивлялся, турист все равно приедет
Туристы едут в нашу страну все чаще, но делают это, кажется, на голом энтузиазме: несмотря на международную рекламу, власти практически не работают на репутацию страны. Вспомните, как француз Жолан Вийё провел в гомельском СИЗО полтора месяца за то, что якобы пытался провезти через нашу границу пулю. Или художника из Японии Даичи, которого беларуский суд осудил на четыре года за провоз частей антикварного оружия. После таких историй многие иностранцы думают, что в Беларуси их могут посадить даже за швейцарский нож в чемодане – и никто с этим ничего не сделает. Но даже при этом есть куча путешественников из других стран, которым искренне нравится в Беларуси. Мы уже публиковали текст про американку, которая объехала Иран, Китай, Кавказ, жила в Норвегии и немного в Беларуси, а потом написала пост, почему Минск – магический город. И таких историй восхищения немало.
Как говорят туроператоры, иностранцы группами (кроме китайцев) не ходят, а проспекты в Минске широкие – всех не заметишь. К тому же популярные гостиницы с апреля по октябрь чаще всего забиты, да и туроператорам, которые разрабатывают маршруты по Беларуси, скучать не приходится. Но недостроенных и пустых гостиниц куча, в следующем году Минск проводит Европейские игры – иностранцев будет много. Так что нам с ними делать?
Что сделать Беларуси, чтобы не отпугивать туристов
- Массово выучить английский и проявить интерес к китайскому языку. Совсем скоро здесь будет в разы больше приезжих и с Запада, и с Востока. Те, кто не учит языки, останется на вторых ролях даже в рабочей занятости.
- Отречься от праздников, заточенных под восточного соседа. У Беларуси огромная история, и если россиянам не нравятся истории про Кастуся Калиновского, это не отменяет того, что он беларуский герой.
- Попробовать выделить деньги из бюджета на проведение крутых праздников, чтобы их организаторы смогли позволить себе пиарщика и крутых фолк-музыкантов. А заодно проявить лояльность к бизнесу «на деревне», отказаться от идей запрещать им проводить какие угодно ивенты и дать скидки на рекламу в столице. Мы же хотим повысить внутренний туризм?
- Нанять в Министерство спорта и туризма советников-специалистов, которые будут, как в колл-центре, объяснять, что попадает под понятие агротреш, а что – нет. За какой счет это сделать? Для начала – подумать, нужны ли нам и Министерство спорта и туризма, и Департамент по туризму, и Нацагентство по туризму, и отделы образования, спорта и туризма райисполкомов? Или их всех надо познакомить друг с другом и половину расформировать?
- Оборудовать туалетами, вайфаем и кафе все, абсолютно все замки Беларуси. Да, даже те, что еще не стали очень популярными и отреставрированными.
- Принять и смириться с фактом, что китайцы и американцы приезжают к нам посмотреть на сталинский ампир и линию Сталина. Но при этом стараться рассказывать им историю местной шляхты, говорить, сколько здесь было сыроварен и показать картины Язэпа Дроздовича в Нацмузее и Хаима Сутина в Смиловичах.
- Посчитать, сколько иностранцы могут приносить денег и наконец понять, что вложения отобьются в ближайшие годы – главное только начать.