В Беларуси почти треть людей живёт на грани с бедностью, но есть и совсем молодые ребята, которые не успевают потратить свою месячную зарплату. Редакция нашла этих людей, и даже не все они оказались айтишниками. А так как беларусу говорить о деньгах страшнее, чем о сексе (мы выясняли), KYKY оставит фамилии героев в тайне по их просьбе.
Дмитрий. Не знает, сколько стоит хлеб, и общается только с «IT-боярами»
«Я – айтишник, начинал карьеру рядовым джуниором, сейчас значусь в компании как lead developer/solution architect. Занимаюсь непосредственно разработкой – эта должность оценивается выше среднего по IT-рынку. О том, что деньги перед очередной зарплатой могут закончиться, я перестал думать еще года три назад. Сейчас, когда хожу в магазин за базовыми вещами типа еды и пены для бритья, на ценники не обращаю внимания. Не экономлю деньги и путем покупки акционных товаров или дешевого бензина на заправках «Беларусьнефти», всегда беру то, что нравится – вне зависимости от суммы. То же самое с покупкой одежды. Я люблю обновлять гардероб, делаю это достаточно часто. При желании могу спокойно потратить 600 долларов на новый лук, потому что стараюсь покупать лучшие по качеству вещи. Не припомню чего-нибудь в своем шкафу, что стоило бы дешевле ста долларов – разве что футболки и белье. Бывает, могу потратить большую сумму на вещь, которая мне не очень-то и нужна. Ну, например, купить дорогой горнолыжный комплект, которым воспользуюсь максимум два-три раза за сезон.
Одна из основных статей моих расходов – развлечения. Люблю проводить вечера не дома, а в лаунж-зонах или кальянных. Если не каждый, то через день точно в них бываю. И чаще всего не один, а с девушкой, за нее я плачу на уровне рефлекса. В среднем наш чек составляет рублей 80-100. За друзей не плачу – не общаюсь с «нищими» (улыбается). Если серьезно, мой круг общения действительно по большей части составляют «IT-бояре», для которых закрыть свой счет в баре не проблематично.
Вы поймите, при желании можно потратить любые, абсолютно любые деньги. Даже в Минске, пусть это и довольно дешевый город. Хотя, всё же я вру: в наших реалиях и в адекватном состоянии сложно потратить в месяц больше чем три-четыре тысячи долларов.
Люди, которые говорят, что у них нет времени на траты, лукавят. Скорее, все упирается в зону комфорта, которая у всех достигается на разных ступеньках финансовой и социальной лестницы. У меня, как и у большинства айтишников, гибкий график работы. Могу приехать в офис и после обеда – все зависит от проектов и загрузки на них. Свободы хватает, но я пока не вижу области, в которой мне было интересно тратить больше времени, чем трачу сейчас.
Меня сложно сравнить с состоявшимся бизнесменом уровня Виктора Прокопени, все-таки порядки в цифрах совсем разные. Наверное, обеспеченный человек остается обеспеченным как раз потому, что считает деньги и думает о долгосрочных финансовых вложениях типа недвижимости или бизнеса. Я считаю, что деньги делают нашу жизнь проще. Они позволяют купить сервис, который в свою очередь дает тебе возможность сэкономить собственное время и силы, делает жизнь порой значительно проще и комфортнее.
Да, я, как и Виктор Прокопеня, не знаю, сколько стоит хлеб, но у меня нет домработницы, я не пользуюсь клинингом – квартиру убираю сам.
Мне было бы неловко пригласить в дом человека, который будет посуду мыть и пыль протирать. И я уж точно не отношу себя к золотой молодежи.
Деньги стимулируют зарабатывать еще больше денег. Когда я получал тысячу долларов, сперва думал: «Ого, да это больше, чем зарабатывают родители». Потом начал зарабатывать две тысячи долларов, сумма показалась космической, но захотелось еще. Появилась зарплата в три тысячи долларов – и снова чувство «надо больше». Сейчас я получаю значительно больше, понимаю, что на жизнь реально хватает, но животный интерес повысить заработок всё ещё есть».
Максим. Не тратит, а копит на новую Tesla
«Пять лет назад я хотел писать стихи, но потом понял, что мне это занятие не принесет денег, – и выучился на программиста. Сейчас работаю на должности front-end developer, создаю сайты. Зарплата перестала заканчиваться уже очень давно. Наверное, я бы мог тратить ее до конца, но у меня типичное советское воспитание, которое заставляет откладывать на черный день. В летние месяцы остается ровно половина от чека из бухгалтерии, а зимой приходится тратиться на подарки. И если дарить презенты мне нравится, то опустошать кошелек – совсем нет.
Я по натуре очень жадный человек.
Очевидно, что мне при любом раскладе хватит на покупку продуктов, но если я вижу, что глазированный сырок стоит дороже, чем в другом магазине, я его не куплю. При этом у меня есть странное хобби – Aliexpress. Этот дурацкий сайт может затянуть на покупки странных вещей, которые мне вообще не нужны. Последний раз, например, я купил домашние тапочки за 23 доллара. Думаете, я ими пользуюсь?
Вообще, когда у тебя есть Mersedes 2002 года, никакие хобби не нужны – все силы и деньги уходят на починку машины. Поэтому я хочу купить себе Tesla. По сути, уже сегодня я могу взять в кредит «тройку», она стоит до 55 тысяч долларов. Но эта модель мне не нравится, симпатии есть только к Tesla model X. Но ценник на это авто начинается от 140 тысяч долларов, и «от» – ключевое слово. Пока у меня накоплений меньше. Да и я не из тех людей, которые могут потратить за день даже тысячу долларов.
Я помню, какой была моя жизнь без денег, и мне совсем не хочется в нее возвращаться. А если я все потрачу на ту же машину, а завтра сломаю обе руки – что делать? В моей жизни никогда не было момента, чтобы я пришел к маме и сказал: «А дай 250 долларов на кофту». Я знаю, как зарабатываются деньги, потому что на протяжении всей жизни делаю это. Сейчас для меня 250 долларов – это 10 часов потраченных усилий в офисе. Слить их за раз мне совесть и жадность не позволяют.
Сейчас у меня есть цель – эмигрировать. Я делаю всё для того, чтобы переехать в Норвегию. Возможно, когда дойду этой цели, посмотрю на все траты иначе».
Павел. Два года без моря, но с криптовалютой
«Я работаю журналистом. Около года назад стал зарабатывать больше, чем привык, потому что получил хорошие предложения от нескольких медиа. Несмотря на это, через полмесяца потратил все деньги и попрошайничал у мамы. Понял, что неважно, сколько ты зарабатываешь: пока не научишься тратить, будешь жить от зарплаты к зарплате, получая как 500 рублей, так и четыре тысячи. Иногда допускал мелкие безумства: например, мог перед работой, которая начиналась во второй половине дня, слетать в Киев, покататься на яхте по Днепру и вернуться обратно спустя несколько часов. Но я стал вести дневник расходов и стараюсь жить скромнее, чем могу себе позволить. Нужно дать себе шанс на более качественный уровень жизни, но ради этого приходится чем-то жертвовать сейчас. Например, я уже два года не летал на море. Сейчас основные траты выглядят так: 200-300 долларов в месяц уходят на инвестиции в криптовалюты, 250 – на тренажерный зал с тренером, еще 300 долларов – на занятия английским с репетитором.
Много общаясь с людьми, я заметил, что часто ребята из обеспеченных интеллигентных семей живут без позерства, не сорят деньгами на ненужное. С другой стороны, многие, кто тратит по 200 долларов за вечер на Зыбицкой, могут работать где-нибудь на АЗС и получать 500.
Думаю, минимальный порог для удовлетворительной жизни в Минске – тысяча долларов. Получая больше, открывается совершенно другой Минск – с качественными магазинами, отличным сервисом, интересными местами для досуга. Но с доходами примерно больше двух тысяч, мне кажется, Минск становится скучным. Это город для средних зарплат, не для высоких.
Конечно, можно цитировать фразы философов типа «деньги – это зло». Но наш мир более приземленный, и в нем нужно зарабатывать много. Особенно людям с хорошим образованием и определенными моральными качествами. Чем больше таких будет в элите, тем лучше будет мир».
Глеб. Зона комфорта от 4000 долларов
«Я не так давно понял, что не успеваю за месяц потратить всю свою зарплату. Это произошло примерно год назад, когда перешел из одной IT-компании в другую на должность devops engineer. Врать не стану, чувство очень приятное. Ты понимаешь, что тебе не нужно париться о ценах на макароны или о стоимости выпивки в баре. Ты можешь без ущерба для кошелька помогать родителям. Быть уверенным в том, что если хозяин твоей арендной квартиры поднимет цену на 50 долларов, жизнь вообще никак не изменится. Ты знаешь и то, что всегда сможешь обновить свою технику, которая жизненно необходима для работы. Зато когда она ломалась раньше, это были приступы паники и судорожные поиски денег на ремонт. Хотя не буду врать: когда в последний раз я потратил на компьютер практически всю месячную зарплату, меня мотивировал не только рабочий аспект, но и увлечение компьютерными играми. На что я жил? На остаток с десяти прошлых зарплат!
Эйфория от непривычно большого заработка постепенно проходит. Когда речь заходит про покупки свыше 20-30 долларов, я все же посматриваю на ценник. И вспоминаю, где покупал ту же вещь дешевле. В первое время таких мыслей вообще не было. Я мог закрыть за друзей большой счет в баре, постоянно ездил на Uber просто потому, что мне было лень идти на остановку и ждать общественный транспорт. На коэффициенты, естественно, не смотрел – потом посчитал, что за месяц потратил на поездки больше ста долларов. Вообще, я понимаю, что могу купить машину уже в этом месяце, но она мне просто не нужна.
С появлением денег я начал чаще покупать одежду, естественно, не самую дешевую – еще полтора года назад мне вообще не хотелось тратиться на гардероб. Да и зачем, если прежняя компания тоннами выдавала корпоративные майки?
Любую сумму можно потратить за день. И хотя у меня пока историй о полете в космос нет, я уверен, что найдется сфера, куда запросто за сутки сливается любая зарплата. Лично у меня банально не хватает времени на развлечения. Я очень хочу пойти на теннис, но кроме выходных у меня нет свободных вечеров. А теперь нет возможности даже в уикенд – я веду новый объемный проект.
Можно сказать, в некоторые месяцы зарплата остается на карте, потому что я тупо не успеваю ее потратить из-за работы.
Пока мне не хочется получать намного больше, хотя возможности в Минске есть. Как-то мы с коллегами посчитали, что в этом городе есть шесть компаний, где человеку, тупо пишущему код, будут платить около пяти-шести тысяч долларов. Думаю, можно найти контору, которая даст такую же зарплату и на позиции devops engineer. Но я же понимаю, что моя зона комфорта – 4000 тысячи долларов (пока я получаю меньше). Когда в расчетном листе будет эта сумма, я даже не буду думать, что через дорогу есть фирма, которая может предложить мне на тысячу больше. Возможно, это я сейчас так говорю, а когда на горизонте появится желание завести семью, детей, машину и квартиру, буду думать совсем иначе. Сейчас я вкалываю, чтобы иметь возможность мягко переехать за границу. Деньги для этого точно нужны».