Тема экономических санкций против «власти», пожалуй, даже сменила на повестке уличные протесты. Рассказываем, что делают сторонники перемен – офис Тихановской и НАУ – чтобы у режима оставалось все меньше средств для существования. KYKY послушал их совместную пресс-конференцию и пересказывает главное.
Часть первая. План Тихановской
Представитель Светланы Тихановской по экономике Алесь Алехнович уверен, если со стороны «власти» будет становиться все больше репрессий, то экономическое давление на режим должно усиливаться. От имени Тихановской он представил семь направлений экономического давления, которое уже оказывают на режим – и это только начало.
Метод первый. Внутренние санкции, которые могут «вводить» беларусы
Алесь говорит, что беларусы могут хоть сегодня отказаться от покупки акцизных алкоголя и сигарет. Перестать пользоваться товарами и услугами тех компаний и торговых сетей, которые поддерживают или финансируют режим. В рамках закона замедлить выплаты штрафов, налогов и коммунальных услуг. А также на время отложить крупные покупки – машины, квартиры, холодильники и так далее.
Метод второй. Расследовать и купировать коррупционные схемы
Речь о коррупционных поставках товаров, которые осуществляют частные компании, приближенные к режиму. О таких планируется делать расследования и публиковать их в иностранной прессе – чтобы руководства других стран видели, как работают эти цепочки, и следом могли вводить точечные санкции.
Метод третий. Заморозить международную работу с госсектором
Прямо сейчас важно переориентировать работу международных финансовых институтов с поддержки государственного сектора на поддержку частного сектора, независимых СМИ, гражданского общества. Алесь говорит, что работа по этому направлению уже ведется.
ЕБРР, Европейский инвестиционный банк, МВФ уже поставили на паузу работу с беларуской «властью». Евразийский Банк Развития пока продолжает сотрудничество с госсектором – офис Тихановской планирует поговорить с ним по этому поводу.
Метод четвертый. Убедить иностранные банки перестать финансировать государственные (и некоторые частные) беларуские банки
Алесь говорит о диалоге с иностранными так называемыми материнскими банками в ЕС и России, которые могут ограничить кредитные линии для своих дочерних банков в Беларуси.
Метод пятый. Закрыть международные финансовые рынки для выпуска новых гособлигаций
Алесь говорит, что офис Тихановской собирается и дальше информировать международное финансовое сообщество про нарушение базисных экономических прав в Беларуси. Ну, например, как СК арестовывал счета людей, которые получали помощь от BY_help.
Одна из задач таких переговоров – обсудить возможность не сплачивать долги по гособлигациям, которые выпустила нелегитимная власть после 9 августа 2020-го. Алесь говорит: «Инвесторы должны понимать: давая деньги беларуского режиму сегодня, они не только финансируют репрессии, но и рискуют просто не вернуть себе эти средства». Экономист уверен, что шанс не платить долги Лукашенко высок. Как минимум, Польше в 89-м удалось договориться не сплачивать 50% своего госдолга, подобное было и в Греции после финансового кризиса. И в Украине, и в Венесуэле – примеров много, Беларусь не станет исключением.
Метод шестой. Ограничить экспорт ключевых предприятий, где репрессируют сотрудников
Алесь рассказал, что в планах у офиса Тихановской – общение с основными покупателями товаров беларуских заводов. Например, с норвежской химической компанией, которая входит в топ-10 основных покупателей беларуского калия и сотрудничает с «Беларуськалием». Цель – убедить отказаться от импорта продукции, если репрессии против рабочих предприятий не прекратятся.
Метод седьмой. Остановить иностранные инвестиции – и со стороны предприятий, и со стороны других государств
В конце Алесь добавил важную ремарку: «Если все вышеперечисленные механизмы не сработают, и репрессии будут продолжаться, возможно, мы будем говорить о более радикальных методах экономического давления. Самый жесткий из них – отключение Беларуси от Swift. Но мы надеемся, что ситуация не дойдет до того, чтобы вводить подобные меры».
В стране было много споров о том, нужна ли на самом деле такая радикальная мера. Алесь также прокомментировал этот момент: «Офис Тихановской вместе с НАУ и платформой «Голос» инициировал опрос, согласно ли гражданское общество на такую санкцию, как отключение беларуских банков от Swift. За четыре дня в опросе поучаствовали 406 тысяч человек. Из них 64% процента проголосовали за отключение от Swift, еще 19% – не смогли ответить на вопрос, и только 16,6% ответили, что не поддерживают эту идею. То есть сотни тысяч беларусов высказались за введение самого жесткого механизма экономического давления на режим. Таким образом мы можем делать вывод о том, что если несколько сотен тысяч беларусов готовы на самую жесткую меру давления, значит точечные санкции поддерживает еще больше людей».
А что насчет помощи гражданскому обществу?
Кроме методов экономического давления на режим, Алесь рассказал и о том, как прямо сейчас собираются и уже помогают людям и бизнесу в Беларуси.
Алесь рассказал про развитие цифровой экономики, которая позволит работать, обходя действующую платежную систему. «Фонды BYSOL, BY_help и другие совместно с платформой «Голос» создали программу Digital solidarity. Она поможет быстрее помогать потерпевшим от репрессий.
Следующий этап – создание программы, которая позволит помогать людям не только финансово, но и с поиском работы, с получением образования. Конечная цель – создать платформу, которая позволит беларусам самостоятельно обмениваться услугами и товарами».
Кроме того Алесь рассказал про реальную финансовую помощь: «Недавно Еврокомиссия подтвердила, что выделит не менее 24 миллионов евро на поддержку беларусого общества. Второй момент – около 900 беларуских студентов в Польше уже получили стипендии от университетов. Стоимость этой программы – 3 миллиона долларов».
Часть вторая. План НАУ
Не только офис Тихановской занимается вопросом, как лишить режим финансирования. Эту идею также прорабатывает и НАУ. Глава Народного антикризисного управления Павел Латушко рассказал, что в приоритете у них.
У НАУ уже есть план по экономике и финансам, который включает в себя и экономические санкции. Он работает в партнерстве с инициативами «Крама», «За дело» и другими. Одна из главных целей этого плана – донести до кредиторов Лукашенко, что их деньги могут не вернуться к ним в кошелек.
Латушко заявил, что все договоренности с кредиторами, подписанные нелегитимной властью после 5 ноября 2020 года, будут пересмотрены руководством Новой Беларуси. «Новое правительство Беларуси, которое будет представлять интересы беларуского народа, а не режима, не будет считать себя обязанным платить по долгам, предоставленным Лукашенко. В том числе – на финансирование репрессивного аппарата».
Что НАУ предлагает всем кредиторам
1. Принять меры по проверке целевого использования кредитных ресурсов;
2. Потребовать досрочного и незамедлительного исполнения кредитных обязательств;
3. Не допускать продление кредитных договоров.
«Молчаливое согласие на то, что средства пойдут, к примеру, на закупку средств подавления мирных протестов, обогащение сотрудничающих с режимом – это риски для самих кредиторов получить отказ в погашении долгов в будущем», – заявил Латушко.
Подытожил тему экономических санкций политический советник Светланы Тихановской Александр Добровольский: «Сейчас в Беларуси одна проблема – жажда власти одного человека. Он проиграл выборы, но пытается удержаться у власти против воли избирателей и это создает препятствия для развития страны. Когда он уйдет, препятствие исчезнет. Важно помнить, что все механизмы давления запускаются не против народа Беларуси, а против этого конкретного человека, который перестал слушать народ».