Инициатива на уровне идеи – хорошая, думаю, если бы не сейчас, через некоторое время ее бы внедрили в любом случае – и скорее всего, именно в таком виде, как сейчас. Но в данное время и в данном виде она кажется преждевременной.
Что нужно сделать, чтобы стать налоговым консультантом
Первое, что нужно сделать, чтобы стать практикующим налоговым консультантом, – сдать экзамен и получить аттестат. Можно сдавать экзамен на налогового консультанта для ИП, физических лиц и юридических лиц и организаций: получать либо одну специальность, либо сразу две или три. За каждую попытку сдачи экзамена надо заплатить пять базовых величин – 122,5 рублей.
Если с первого раза не сдаешь, через три месяца имеешь право на пересдачу за те же деньги. После получения аттестата консультанту нужно каждые два года проходить повышение квалификации. Пока непонятно, зачем вводят последнее положение. Например, у меня был аттестат аудитора, ради продления которого я раз в два года ходила на курсы повышения квалификации при Министерстве финансов. По сути, с таких же, как я, в конечном счете, аудиторов ни за что трясли деньги каждые два года – курсы, естественно, были не бесплатными.
Второе – оформить страховку профессиональной ответственности, причем такую, чтобы сумма покрытия ущерба была не менее 1000 базовых величин – 24 500 рублей. Дело даже не в том, что человеку придется отдать страховикам большую сумму денег, она соразмерно войдет в стоимость его услуг, – просто в случае ошибки консультанта (допустим, неправильно посчитал налоги) страховка сможет покрыть лишь пеню. Основную сумму ущерба придется выплачивать организации, чьи налоги были посчитаны неправильно. Еще один нюанс – консультант не сможет просто сказать, что ошибка допущена по его вине: каждый случай будет рассматриваться, как любой другой страховой: страховщик будет вникать в ситуацию и решать, признавать ли инцидент страховым случаем.
И третье условие – вступить в Палату налоговых консультантов (предполагаемое саморегулирующееся объединение налоговых консультантов), которая будет действовать по принципу «все консультанты собрались, выбрали себе председателя, заплатили взносы и разошлись». Причем Палата все еще не сформирована.
Почему это страшно
Сегодня практически все представители малого и микробизнеса Беларуси (организации до 15 человек в штате) сотрудничают с бухгалтерами-ипэшниками либо бухгалтерскими организациями. Для маленьких фирм это выгодно – они платят бухгалтеру нормальную зарплату, а он как ИП отчисляет с этих денег 5% налога.
Если взять бухгалтера в штат, во-первых, к его зарплате добавится куча налогов, которые должна будет платить фирма. То есть обеим сторонам придется уступить в деньгах друг другу (каждая тысяча, которую должна заплатить компания в виде зарплаты сотруднику «чистыми», стоит для нее еще примерно 560 рублей налогов). К тому же взять бухгалтера, у которого, условно, будет один рабочий день в неделю из-за малого объема работы, – значит отказаться от сотрудника, которому есть что делать в организации каждый день. Штатному бухгалтеру так или иначе придется пойти на уступки в виде урезания зарплаты, из-за чего смысл его работы может просто потеряться.
Но если такой бухгалтер-ипэшник до 2019 года не получит аттестат налогового консультанта, больше не сможет работать с микроорганизациями на аутсорсе. Это означает, что все мелкие стартапы, маленькие деревенские организации и даже кофейня около вашего дома могут остаться без бухгалтерской поддержки.
Самая большая проблема этого указа в том, что с 2019 года, чтобы составить и предоставить налоговую декларацию, всем фирмам, в том числе самым мелким, придется либо брать в штат бухгалтера, либо нанимать налогового консультанта, либо сотрудничать с бухгалтерской фирмой. Получается, ипэшник-консультант не в состоянии проделать эту работу, но как только он попадает в штат, по логике укзаа, мозги начинают работать.
Указ, который сам себе противоречит
Как только вышел указ об институте налоговых консультантов, все ринулись его читать, и нашли пункт 1.5: «Действие настоящего Указа не распространяется на оказание услуг лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность, деятельность по оказанию юридических услуг, аудиторскими организациями и (или) аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, при оказании ими аудиторских и профессиональных услуг, а также на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, осуществляемых организациями и (или) индивидуальными предпринимателями на основании договора». Этот пункт по своей сути означает, что бухгалтеров-ипэшников, работающих на аутсорсе, это нововведение не касается.
К указу также прилагается приложение. Цитирую его второй пункт: «Налоговое консультирование включает: консультирование по вопросам налогообложения (…), подготовку рекомендаций (заключений) по вопросам налогообложения, включая определение оптимальных решений; оказание услуг по ведению бухгалтерского и (или) налогового учета, составлению отчетности, налоговых деклараций (расчетов) и иных документов (…)». То есть пункт из приложения полностью противоречит пункту указа.
Чтобы окончательно расслабиться и спокойно продолжить работу, бухгалтеры составили запрос в налоговую с просьбой о пояснении. Пришел вполне логичный ответ, что, мол, действительно можете расслабиться, в указе есть пункт 1,5. Чуть позже в налоговой то ли посовещались, то ли «получили сверху» – неизвестно, и прислали повторное официальное разъяснение. В нем говорилось, что предыдущее разъяснение можно считать недействительным и отныне составление налоговых деклараций и представление в налоговую отчетности может осуществлять только налоговый консультант, либо бухгалтерская фирма, в штате которой есть хотя бы один аттестованный специалист. То есть неважно, что у бухгалтерской фирмы может быть около тридцати штатных бухгалтеров, которые будут вести по десять фирм одновременно. Везде, как подающего декларации, будут указывать только одного аттестованного специалиста.
Почему переаттестацию пройдут не все, но наказывать «нарушителей» всё равно будут
Принимать первые экзамены по аттестации на налогового консультанта начали только в апреле. Каждый месяц в Минске (в других городах экзамены не проводятся) организовывают аттестации для двух групп по 20-25 человек. То есть за три прошедших месяца только около 130 человек со всей страны попробовали сдать экзамен – аттестат получили всего 56 человек. Насколько мне известно, на экзамене, который прошел 14 июня, был аттестован всего один человек. Узнать вопросы экзамена нельзя, все сдающие подписывают соглашение о неразглашении этой информации.
Первая проблема: все бухгалтеры-ипэшники страны просто физически не успеют пройти аттестацию до 2019 года.
Некоторые – например, специалисты из деревень и агрогородков – банально могут не знать о нововведении и его правилах. А если они продолжат свою деятельность после 2019 года, позже будут привлечены к административной ответственности, так как их работа будет считаться незаконной. А если общая сумма прибыли от незаконной деятельности превысит определенный порог – их смогут привлечь даже к уголовной ответственности.
Вторая проблема – экзамен объективно сложный, чтобы его сдать, человеку нужно вспомнить или выучить заново весь налоговый кодекс, к тому же проштудировать трудовой и гражданский кодексы. И неважно, что многим бухгалтерам для работы с маленькими организациями, которые попадают под систему упрощенного налогообложения, эти знания ни к чему – это никого не волнует.
Ну и третья – подаваться на получение аттестата могут только специалисты с оконченным высшим юридическим или экономическим образованием. Человек, который в молодости получил средне-специальное образование, но из простого специалиста за 15-20 лет стажа превратился в высококвалифицированного бухгалтера, претендовать на звание налогового консультанта по формальному признаку не может.
Почему бизнес без бухгалтера не проживёт
В разъяснении к указу была информация о том, что вести бухгалтерский учет и составлять налоговые декларации имеет право либо налоговый консультант, либо сотрудник из штата компании с соответствующим образованием, например, директор. Опустим тот факт, что управленец банально не захочет заниматься этой рутинной работой, так как вместе со всеми своими сотрудниками «забивает гвозди» и не спит ночами. А что делать с отчетностью по статистике, фонду соцзащиты, отчетностью для «Белгосстраха»? Эти отчетности не упомянуты в законе о бухгалтерском учете и в то же время не попадают под раздел «налоговые», то есть до сих пор неясно, кто этими отчетностями должен и имеет право заниматься.
В случае, если директор маленького бизнеса принимает решение обратиться в бухгалтерскую фирму, он увеличивает затраты на бухгалтера примерно в два раза. Это логично, так как обычному ипэшнику-бухгалтеру не нужен офис или курьер, и его занятость оплачивается меньше, чем работа человека из компании.
Рассмотрим вариант о вхождении бухгалтера в штат. Сегодня на уровне законодательства определено общее количество часов рабочего времени беларуса – 16. То есть он может быть трудоустроен на основную работу и подрабатывать еще где-то. Фактически сейчас количество дополнительных мест работы никак не отслеживается, но готовятся очередные изменения в трудовой кодекс – его хотят осовременить, что давно пора было сделать. Но ходят слухи, что вместе с этим введут положение о том, что человек может быть устроен на основное место работы не менее, чем на 0,5 ставки. Плюс к этому ограничат возможное количество дополнительных трудоустройств.
И вариант, при котором компания может взять бухгалтера на 0,1 ставки, вероятно, тоже будет невозможен. То есть многие ипэшники просто уйдут в тень и переквалифицируются, например, в пекарей.
Сейчас на бухгалтерских форумах очень активно обсуждают сложившуюся ситуацию.
Многие очень недовольны происходящем, даже создали петицию о том, где просят властей предоставить налогоплательщику (организации, индивидуальному предпринимателю) право выбора ответственного лица для ведения налогового учета. Но самое большее, на что надеются люди – что срок прохождения аттестации отодвинут хотя бы на несколько лет вперед.