Андрей Завалей, ЛГБТК-активист, почитал, как в твиттере беларусов бомбило от ЛГБТ-флага рядом с БЧБ на антивоенной акции в Швеции. Выдохнул. И написал колонку о том, почему наше общество до сих пор проигрывает в борьбе с гомофобией: «Нам с детства рассказывали, что беларусы — очень толерантные, но давайте признаем: очень легко уважать «других» людей абстрактно, без реального соприкосновения с ними».
Андрей также является координатором кампании Дело Пи_ памяти Миши Пищевского, театральным продюсером и автором «Манифеста пидора».
Однажды, в далёком 2017-м, мы с моей по_другой Глебом Ковальской находились в поисках неопровержимых доказательств существования гомофобии в Беларуси. И это было то еще хлопотное дельце.
На тот момент гомофобную риторику могли себе позволить только несколько приличных публичных людей, включая (ныне политзаключенных) Павла Северинца и Эдуарда Пальчиса. Да и среди представителей режимного аппарата не так часто встречались адепты открытой гомофобии — обеим сторонам пять лет назад это было «не комильфо». За нелепые выпады Шуневича в стиле Гендальфа-гомофоба Макею даже приходилось оправдываться. И ему принадлежит, на мой взгляд, самая ЛГБТК-френдли цитата среди политиков за всю историю независимой Беларуси: «Тематика традиционной семьи и прав меньшинств является очень важной и здесь не все так однозначно».
Тогда за литрушечкой «Черниговского» мы с Глебом пришли к выводу, что самым ярким доказательством Беларуси-гомофобной стало бы двойное убийство на почве ненависти, которое мы бы и совершили, вонзая друг другу ножи в сердце. Средь бела дня, в самый разгар осенней ярмарки-продажи картошки и бураков на Тракторном заводе.
Казалось, иначе невозможно раскрыть реальный масштаб проблемы в стране, где существование гомофобии отрицают не только совдеповские чинуши и провластные судьи, отказывающиеся признавать мотив гомофобии в очевидно мотивированных ненавистью преступлениях, но и демократически настроенные публичные персоны.
Примечательно, что тогда же поступали просьбы и термин «гомофоб» по отношению к ним не использовать — как нечто оскорбительное или не соответствующее действительности. Эта нежелательность «клейма гомофоба» стала своеобразным отображением потребности в подчеркивании уникальности своей позиции, которая ни в коем случае не призывает к насилию и не является консервативной или устарелой. Наоборот, очень даже прогрессивной и дальновидной, просто не приемлет «пропаганды» и насаждения «чуждых нам ценностей», или и вовсе «спасает» наши души от греха, ну и всякое такое прочее прекрасное. Как говорится, «я не гомофоб, но…».
Сейчас же, как представителям режима, так и носителям демократических идей иногда кажется, что от гомофобных выпадов различного калибра они ничего не потеряют. Будь то унижения геев с целью дискредитировать протест в телеграмм-канале ГУБОПИКа, или волшебнейший копирайтинг от Степана Путило, «лошки-петушки», который как бы намекает, что геев-ОМОНовцев ненавидеть немножечко приятнее, чем ОМОНОвцев «нормальной ориентации», и другие гомофобненькие «шуточки» от вполне приличных людей, которые вместо принятия ЛГБТК-людей как равных, инструментализируют и демонизируют, делая из нас или врага, или чучело, или козла отпущения.
Такая инструментализация хотя и очень удобна, но ожидаемых дивидендов для Светлой стороны силы не приносит и принести не может по определению — грязные приёмчики работают для ситхов, джедаям только карму портят.
Если прорежимно-настроенным персоналиям стремление унизить геев хуже уже не сделает (им терять нечего), то вот прогрессивному продемократическому движению любой плюсик в карму важен, и отказываясь публично признать честь и достоинство ЛГБТК-людей как незыблемую величину, очков они не добирают, а ровно наоборот — не получают значительной поддержки от нас. А уж если верить пропаганде, мерзкое гей-лобби действительно могло бы нешуточно поспособствовать демоническим замыслам пятой колонны.
Когда мои друзья из Украины пишут в инста-сторис: «ПИДОРЫ, что ж вы творите!», — обращаясь к кремлевским оккупантам, которые уничтожают их города, убивают невинных людей, я наступаю себе на горло. Ведь «сейчас не время»; «сначала победим врага, потом будем с гомофобией разбираться»; «не размывай повестку» — и это ошибка. Такую же ошибку я совершил в 2020-м, задвигая на задний план «свою» ЛГБТ-повестку, чтобы нашу «общую беларускую» не размывать (бедненькую).
Но если наша общая повестка такая хлипкая, что фото целующихся под БЧБ-флагом девушек на фоне солдат ВС РБ на марше в Минске её размывают, может, с этой повесткой всё-таки что-то не так?
Введя войска в соседнюю страну, Путин вещает с трибуны о том, что они, оказывается, защищают свои традиционные традиции и ценннейшие ценности от тех же самых пидоров, которые хотят, подлецы, чтобы был родитель один и родитель два, и вот это все. Происходит фундаментальная подмена понятий и манипуляция, и в этой путанице необходимо разобраться и прояснить, кто же такие эти пидоры. Где граница между криком «пидоры, получайте!» перед запуском ракеты под Бахмутом в сторону оккупанта, пришедшего уничтожить твой дом, криком «пидоры идут!» перед ударом в челюсть незнакомого человека, который вышел в воскресенье утром из гей-клуба в Минске, и пренебрежительным «дырявые не пройдут» из уст Шуневича?
Вы сильно удивитесь, но никакой границы на самом деле нет. Каждая из этих ситуаций демонизирует, маркирует ЛГБТК-людей как нечто негативное или отвратительное. Каждая из этих ситуаций легитимизирует насилие, как бы давая повод «защищаться». При чем, важно понимать, что «пидорами» могут быть совершенно абстрактные стереотипизированные образы и даже просто от балды выдуманные пропагандой страшилки, а жертвы этого насилия, подпитываемого гомофобией — вполне реальные. Как нам показывали, откуда на Беларусь готовилось нападение и «они» были вынуждены нанести превентивно удар, так и убийца Михаила Пищевского на суде заявлял, что почувствовал угрозу и был вынужден защищаться, выписав с размаху «превентивный удар» в челюсть, который привел к удалению 20% головного мозга, 16 месяцам нахождения в больнице в вегетативном состоянии, и, в конце концов, смерти Миши.
Пока мы не осознаем, что гомофобия действительно несёт в себе зло, войну и разрушение, пытаемся отбелить попытки «защитить» свои ценности через ненависть к ближнему, наша повестка так и останется хрупкой и легко размываемой.
Нам с детства рассказывали, что беларусы очень толерантные, но давайте признаем: очень легко уважать «других» людей абстрактно, без реального соприкосновения с ними. Когда в публичном пространстве практически отсутствуют эти самые «другие» — публично открытых ЛГБТК-людей на всю страну можно пересчитать по пальцам, на улице даже в Минске нечасто увидишь людей других цветов кожи, кроме белого…
Реальная толерантность, а именно уважение наших различий, проверяется на практике, когда в компании друзей не вянут уши от шуточек с налётом антисиметизма, исламофобии, мизогинии или гомофобии, когда на чёрного человека не пялятся прохожие на улице. Это не обязательно значит внезапно полюбить всех «иных» этого мира. Уважать достоинство человека можно, даже не разделяя те или иные ценности, или даже не понимая их до конца; но просто давая человеку право быть самим собой, даже если конкретно он вам не нравится. А ответ на вопрос, почему именно этот конкретный человек вам не нравится, расскажет вам очень много интересного… о самих себе.
До 2020, когда в соцсетях я читал гомофобные комментарии людей в каких-то редких публикациях на тему ЛГБТК+, думал про себя: «Ну, наверное, они в основном лукашисты, ведь не могут люди стремиться к демократии и писать такое». После 2020-го публикаций стало еще меньше, но комментаторов осталось так же много — и многие из них теперь обвешаны погоней и БЧБ.
И я спрашиваю себя: а действительно ли в Беларуси произошел ценностный сдвиг? Действительно ли новые институты в новой Беларуси будут показывать новый уровень уважения к своим гражданам? Или все-таки между риториками «иногда не до законов» и «сначала демократия, а потом уже всё остальное» есть один общий знаменатель: никакого уважения прав ЛГБТК-людей?
Диктатор может плевать на своих граждан и вытирать об них ноги, так как его власть построена на страхе и терроре — и люди для него не более, чем фигурки на шахматной доске. Но внутри движения за свободную Беларусь придётся уважать каждую и каждого, и не после победы Революции когда-нибудь, а на берегу — здесь и сейчас.
Заручившись нашей поддержкой, можно сделать первый шаг к такой солидарности, для которой все флаги во время наших маршей важны, потому что за любым флагом стоят люди, и конкретно для нас он представляет огромную ценность. А в наших рядах ценности друг друга уважают, верно?