Больше 40 дней в Украине идет война и умирают люди. Беларуские войска пока не ввели, но беларусы по собственной инициативе уже отправляются на войну – на стороне Украины, а не России. Мы поговорили с одним из солдат Батальона Калиновского Василием Грудовиком, который в августе 2020-го защищал Пинск, а теперь решил сражаться за свободу Украины. Вчера Василий вернулся из Бучи.
Василий Грудовик в августе 2020-го принимал активное участие в протестах в родном Пинске, вел переговоры с местным начальником милиции, а после жестких разгонов был вынужден бежать в Польшу, опасаясь преследования. Тогда его записали в координаторы протеста – Василию грозило до 15 лет тюрьмы. В Польше парень поступил в магистратуру на программу Калиновского и подрабатывал игрой на барабанах в центре Варшавы – подробнее о его истории можно почитать здесь,
«Беларуская армия нужна, чтобы долетели русские самолеты»
Я служу в батальоне Кастуся Калиновского. Его организовали беларусы, которые воевали еще в 2014-м на Донбассе. Они себя положительно зарекомендовали еще тогда, поэтому, опираясь на прошлый опыт и заслуги, им разрешили создать внутри Украины беларуский батальон. И беларусы воюют очень хорошо и преданно.
Когда началась война, я еще долечивался от ковида, но уже понимал, что не останусь в стороне. Сначала помогал с закупкой и отправкой амуниции и гуманитарки для батальона Калиновского, а потом решил поехать воевать сам. Прошел семидневный курс молодого бойца при BYPOL и поехал в Украину.
Почему решил поехать? Потому что не могу иначе. Да, я понимаю, что меня могут убить, но и с собой я заберу немало врагов. У меня ничего не осталось, кроме злости, ведь эти нелюди убивают мирных людей. Мне себя не жалко – я себя похоронил еще в 2020 году, когда увидел, что творили силовики. И сейчас у меня есть шанс отомстить.
Сейчас беларуских силовиков нет в Украине, но если они решат сюда сунутся, я готов в них стрелять. И не важно, родственник он мне или одноклассник – если этот человек решил воевать на стороне зла, он мне враг. Поэтому ребята, которые сейчас с беларуской стороны, если вам поступит приказ идти в Украину – советую дезертировать, либо разворачивать автоматы в сторону своих офицеров. В Украине вас, кроме смерти, ничего не ждет.
В 2014 году, когда я служил в армии, наши командиры еще тогда говорили, что беларуская армия существует лишь для того, чтобы успели долететь русские самолеты. Уже тогда было понятно, что Беларусь под оккупацией России. Просто тогда Россия еще не ассоциировалась с таким очевидным злом, как сейчас. И возраст у меня был не тот – эта информация воспринималась через смех, а сейчас у меня будто открылись глаза, и мне вдруг стало все понятно. Освобождение Беларуси лежит через освобождение Украины. Пока есть Путин, нормально развиваться не дадут ни Беларуси, ни Украине – этого «старший брат» не допустит.
«Где же вы, солдатики, раньше были, когда нас убивали?»
Недавно я вернулся с боевого задания в Буче. Рассказывать особо нечего: мы закрепились на позициях и ждали русских, но они покинули эту территорию и так и не вернулись – ушли в Беларусь. Мы тоже вернулись в свое расположение. Трупы видел, остатки техники – всё как на видосах, только вживую. Остался осадок, что местные смотрели на нас и, кажется, с укором думали: «Где же вы, солдатики, раньше были, когда нас убивали?». Я чувствовал стыд.
Трупов мирных жителей вдоль дорог было много. И если кто-то думает, что все это – фейки, то гореть им в аду. И это только те погибшие, которых мы видели. Думаю, количество убитых можно смело умножать на три. Русские не умеют воевать честно. Например, они все минируют, когда покидают города: подъезды, детские площадки, даже трупы – об этом я слышал от ребят из ВСУ. То есть местные жители даже не могут похоронить погибших, потому что рискуют подорваться сами. Поэтому есть специальные подразделения, которые первыми заходят в города, исследуют все и разминирывают, а следом уже заходит полиция и следит, чтобы не было мародерства. Были случаи, когда россияне переодевались в гражданских и врали, что они местные, сочиняли какие-то истории. Например, что жена в Киеве рожает, хотя человек не мог назвать ни имени жены, ни роддом, ни адрес прописки.
Еще нас периодически ставят в наряды для охраны территории, потому что активно работают диверсанты, периодически бомбят, летают вражеские квадрокоптеры. И одно дело, когда ты видишь войну на фоточках, и совсем другое, когда ты участник этих событий, хотя настоящей войны я еще и не видел.
Я думал, что война – это когда не хватает людей, когда тебе сразу вручают автомат и отправляют на фронт, но все совсем не так. Нас постоянно обучают рукопашному бою, стрельбе, выживанию, незаметному передвижению и так далее. У нас строгий распорядок дня: физуха, занятия по медицинской и тактической подготовке. И этот распорядок не меняется изо дня в день. Поэтому даже когда мы провожали в последний путь нашего побратима Террора (Дмитрий Апанасович – позывной «Террор» – 24 марта во время артиллерийского обстрела прыгнул в окоп, чтобы укрыться, снаряд попал в дом, но осколки отскочили и попали в Апанасовича. Был смертельно ранен и скончался в районе Ирпеня в возрасте 32 лет – Прим. KYKY), командиры организовали построение, произнесли прощальную речь, потом мы по очереди попрощались, было несколько выстрелов в небо, и все вернулись к привычному распорядку.
Я понимаю, что война может затянуться надолго и готов к этому, хотя насильно здесь никто никого не удерживает. Если ты устал или передумал, то без вопросов можешь вернуться домой. Командиры даже сами настаивают, чтобы солдаты ездили в отпуск. В идеале – три месяца воюешь и на месяц едешь отдыхать, чтобы психика не поехала, не произошло необратимых изменений. Но если ты уже вступил в армейские ряды, должен соблюдать установленную дисциплину и правила. Хотя еще раз повторю: всегда можно уйти, но уходят единицы, а каждую неделю приезжают десятки новобранцев.
Еще стоит отметить колоссальную поддержку со стороны Польши – мы держим связь с волонтерами, которые снабжают батальон гуманитаркой и всем необходимым. Огромное им спасибо за это – в этом плане мы нормально обеспечены и укомплектованы. Еще хотелось бы только, чтобы Светлана Тихановская перестала называть Путина «мудрым политиком» и активнее призывала военных Беларуси не принимать участия в военных действиях. Важно не допустить еще большего количества смертей и разрухи. И еще – я бы не писал Путина с большой буквы. Я даже русскую клавиатуру с телефона удалил, хотя понимаю, что это по-детски. Но для меня Россия теперь – Лаптестан, где живут орки.
«Чувствую ненависть к русским и гордость за украинцев»
Мои родители летом умерли от ковида, а с сестрой из Беларуси я не общаюсь – она не знает, что я поехал на войну. Девушка меня ждет в Польше. Ну, как она могла отреагировать? Плакала, уговаривала не ехать, пишет мне. Я не люблю всего этого нытья, поэтому у меня позиция такая: хочешь помочь – иди волонтерить, займись чем-то полезным. Но, вообще, лучше бы она меня не ждала. Мало ли что со мной что может произойти – это же война. Поэтому лучше, чтобы человек жил своей жизнью.
Но не нужно думать, что я бессердечный и мне на всех плевать. Просто сейчас я больше переживаю за украинцев, которых убивают, а не за родственников в Беларуси, у которых и так все хорошо. Украинцы вынуждены сегодня бежать из своих домов, их убивают – вся их жизнь разрушена. Дома моих родственников никто не бомбит – и в этом заключается разница. А тем, кто считает, что в Украине идет не война, а «спецоперация», я бы хотел пожелать гореть в аду. Возможно, я покажусь жестоким, но пощады и оправдания тем, кто творит то, что я видел в Буче, нет и быть не может.
Сейчас я чувствую только ненависть к русским и гордость за украинцев, которые защищают свою страну. Мы жили в одном расположении с украинцами, и боевой дух у всех потрясающий – я не видел ни у одного человека страха в глазах. Все готовы защищать свою родину – все настроены серьезно и находятся в ожидании приказа выдвигаться. Поэтому хочу сказать беларуским военным: если вас пошлют на войну, становитесь дезертирами или выступайте против своего командования. Иначе вас ждет смерть. Отдельно хочу передать привет начальнику милиции Пинска товарищу Коровяковскому, которого ждет тюрьма – как предателя своего народа еще в августе 2020-го. Но я бы с радостью повидался с ним и в Украине, если он решит прокатиться в составе беларуских войск. Всем остальным беларусам я бы хотел сказать: начинайте отжиматься и бегать – хорошая физуха еще понадобится для освобождения Беларуси от оккупантов.