Соучредитель тренажерного зала Moby Dick Оганес Аванесян: «Двух последних детей мы дома рожали – первые минуты и дни очень важно проводить рядом»
«Если мужчина сам заинтересован в том, чтобы помочь, облегчить первые дни материнства своей жены – свободное от работы время ему, конечно, нужно. Мы привыкли к родам как к чему-то органичному и естественному и забываем, что, вообще-то, за девять месяцев с организмом женщины происходят глобальные физические и эмоциональные изменения. Я уж не говорю о самом процессе рождения, требующем от женщины огромных усилий. А после у нее на руках появляется малыш, который круглосуточно ест и какает, и не спрашивает, удобно ли маме ночью менять ему подгузник. Женщина в режиме мамы не может ни в магазин сходить, ни дома прибрать – ничего. А кто это должен делать? Домработник или ее мама? Я считаю, что все же мужчина. Вот мы, например, двух последних детей рожали дома, и я как никто другой знаю, что первые минуты и дни очень важно проводить рядом. Эти 14 дней нужны. Как руководитель скажу: если твои дела устроены таким образом, что ты не можешь отпустить работника на две недели без ущерба для бизнеса – значит что-то устроено не совсем хорошо».
Соучредитель TUT.by и Cafe Netto Кирилл Волошин: «Можно обойтись и без выплат, но дать разовую премию»
«Изменение весьма человеколюбивое. Дает беларускому мужчине возможность побыть отцом из американского фильма – обустроить детскую, официально забухать с тестем, посидеть с женой в роддоме (смеется). Благо, посещения рожениц в палатах как раз недавно разрешили. Конечно, можно попробовать позащищать в этой ситуации и работодателя, но вряд ли мужчины смогут злоупотреблять этим отпуском – раз-два в жизни воспользуется, да еще и, вероятно, потребуется какой-либо подтверждающий документ для отдела кадров. Как руководитель я полагаю, что если работа сотрудника достойно оплачивалась в предыдущие месяцы, то отпуская его в подобный декрет, можно обойтись и без выплат. Тут, скорее, будет разовая премия, которая никак не привязана к законодательству. Отпущу ли в декретный? Конечно (и до поправок бы отпустил): даже если вокруг женщины бегает толпа помогающих родственников, ее мужчина, отец ребенка, все равно нужен для моральной поддержки. С другой стороны, я верю в теорию, что даже через девять месяцев человек рождается в каком-то смысле недоношенным, недолюбленным, и то, что происходит с нами в первые недели-месяцы – очень важная база для последующего не только физического, но и психического развития. Поэтому, естественно, крайне важно, чтобы и мама была рядом, и любящий отец. Может ли он заменить ребенку мать? Даже неполноценно – едва ли. Начнем с того, что в организме женщины во время беременности и после родов происходит множество изменений, ведущих, среди прочего, к многократному повышению «трепетности и заботливости», скажем так. А мужчина, чего греха таить, не всегда и обрадоваться младенцу по-настоящему успевает… И никакая феминизация с борьбой за равноправие полов не отменят физиологию».
Управляющий фитнес-центром La Forza Павел Сыроежкин: «Не надо все оправдывать работой – женщины сейчас заняты не меньше»
«Причисляю себя к прогрессивным отцам, отнюдь не считающим, что воспитание маленьких карапузов – исключительно женская прерогатива. Поясню: младшего сына мы рожали в США, где он пробыл первые полгода своей жизни. За это время я успел заметить, что гендерное соотношение родителей там на детских площадках, в очередях к педиатру, отделах детской одежды примерно 50/50. А у нас? В США достаточно большое количество детей на искусственном вскармливании. У мужчин отпадает оправдание – чтобы бутылочку со смесью поддержать в нужный момент, семи пядей во лбу не надо. Я вообще считаю, что мужчина может абсолютно то же самое что и женщина (кроме вопроса естественного вскармливания, разумеется) в деле воспитания малыша. Забавно слышать жалкие отговорки от взрослых неглупых мужиков, занятых умственным трудом, вроде: «Ой, я не знаю, как овощи ему натереть и кашу сварить. Я не умею памперс надевать, и вообще меня сейчас вытошнит. Ой, он что-то не засыпает, на ты его покачай». И это говорят люди, работающие в ПВТ (к вопросу о сложности задачи), либо служившие в армии (а это о брезгливости). Просто отговорки и желание самоустраниться от решения общих семейных задач. Не надо все оправдывать работой – женщины сейчас заняты не меньше.
Когда наш малыш просыпался в 4-5 утра, я тихо собирал его, готовил смесь, клал в коляску, и мы с остановкой в «Старбаксе» шли на утреннюю прогулку к океану.
У меня было время перечитать давно накопившиеся книжки, а у сына – получить порцию йода и витамина D. Жена спокойно спала до 10 утра. Запомните: ничто так не способствует нормализации отношений в семье, как выспавшаяся, полная сил женщина. Потом наступала очередь ее вахты, и она с благодарностью ее принимала. А что у нас? Недавно у знакомых услышал «отмазку» мужа подержать плачущего карапуза на руках, пока жена готовила: «Блин, он такой маленький, я его боюсь раздавить». И это говорило «пол-организма» весом килограмм в 70. Мы тогда переглянулись с женой и вскоре ушли. Дружище, я выношу людей в ринге и лежа выжму в три раза больше твоего веса, но сын на моих руках с первых минут его жизни (в Штатах новорожденного тут же передают папе, пока маму приводят в порядок). И это самая драгоценная ноша в моей жизни, с которой ничего не может приключиться, пока я бережно держу этот комочек. Пора и в нашем консервативном обществе приобщать мужчин к воспитанию детворы. И в особенности сыновей. Ибо потом все потом только и ноют: «Вот, нормальных мужиков не осталось». А откуда им взяться, если их от рождения и до армии воспитывали только женщины и они не видели примеров правильного мужского поведения? Где были их папы, когда они были так нужны своим детям?»
Партнер PR-студии Sette Игорь Кольченко: «Почему бы не ввести обязательную отцовскую повинность?»
«Лично я бы ввел другую норму: каждого мужчину в первый год отцовства в отпуск по уходу за ребенком – обязательно! Чтобы хотя бы две недели испытать на себе, что это такое. В армию, например, у нас обязательно нужно сходить – почему бы и не ввести обязательную отцовскую повинность? Единственное, нужен оплачиваемый отпуск: декрет – это тоже работа. Во-первых, это будет хорошо для мамы, которая в первые месяцы особенно нуждается в отдыхе. Во-вторых, хорошо для ребенка, потому что сложно полноценно общаться с чадом, когда уходишь из дома в восемь часов утра и возвращаешься в восемь вечера. Ну и в-третьих, полезнее всего для самого отца.
Я буквально только что провел трое суток с семимесячным ребенком от рассвета до заката, потому что мама простудилась, и мы не хотели заразить его. В душ я в итоге попал только в конце третьих суток, зато получил массу положительных эмоций от общения с сыном. Надеюсь, он тоже. Со знанием дела говорю, что мужчина может справиться абсолютно со всем, что касается сидения с маленьким ребенком – вообще никаких сложностей нет. Просто нужно немного приспособиться к режиму – днем можно вздремнуть вместе с ним. С кормлением тоже – сейчас много детей на искусственном вскармливании, это все легко. А памперсы – изобретение, достойное Нобелевской премии. Честно, я думал, будет сложнее».
Преподаватель с 20-летним стажем Андрей Григорьев: «Послушайте, это что – армия?»
«Идея с отпуском – хорошая. Такая практика есть во многих европейских странах. Я сам много раз говорил о том, что нужно поднимать вопрос роли отца в жизни ребенка. Поскольку, к огромному сожалению, очень часто она сводится к простым физиологическим функциям. Как у нас принято? Женщина говорит: «Я родила себе ребёнка, это мой ребёнок, я решаю: оставить его или нет». Про разводы вообще промолчу – с кем у нас остаётся ребёнок?
Но вот способы, которыми государство пытается решить эту проблему, у меня вызывают вопросы. Первое: почему только две недели? Мой личный опыт отца (у меня два сына) подсказывает, что нужно не менее месяца, а то и двух. Ключевым моментом для отца является время после двух лет, когда ребенок начинает говорить, когда его определяют в садик: отвести, забрать, пройти с ним период адаптации. Это не означает, что менять памперсы должна только мама, но, объективно, в первые полгода роль отца сводится к «погулять, включить стиральную машину, сбегать в магазин». Второе: почему за свой счёт? Теоретически, конечно, я могу понять, почему. Но ребята, послушайте, это что – армия?
Получается, я отсидел две недели за свои же деньги – и на этом всё? Этим вы пытаетесь стимулировать участие отца в воспитании ребёнка? Не смешите.
Третье, давайте честно: вместо того, чтобы говорить о действительной помощи семье, вы отделываетесь подачкой. Да, отец и сейчас может уйти в декрет. Но к чему привязано пособие, мы хорошо знаем. Когда стоит выбор между финансовым благополучием и необходимостью быть с новорожденным дома, выбор семьи однозначно не в пользу интересов государства, чем бы оно там ни руководствовалось.
Безусловно, отцы должны участвовать в воспитании детей, но являются ли предлагаемые методы воспитанием? Я, конечно, выгляжу старомодно, тем не менее, предложу несколько следующих шагов: измерять грудную клетку на вопрос потребления кислорода с установлением лимита, выдавать талоны на исполнение супружеских обязанностей, сдавать стеклянную тару вкупе с макулатурой, в обмен на петтинг в общественных местах. Две бутылки, три кило бумаги – один поцелуй возле любой станции метро, плюс лёгкое поглаживание по определенным участкам тела за небольшую дополнительную плату. А семье дайте возможность решать самой, кто будет сидеть в декрете, коли мы живем в социальном государстве. Короче говоря, хотели как лучше, а получилось – сами знаете».
Пиарщик Иван Караичев: «Почему эти 14 дней даются без сохранения зарплаты?»
«Для всех мужчин страны это скорее плюс, чем минус. Несмотря на растущую сознательность людей за пределами беларуского сегмента Facebook (в котором чаще присутствуют люди с европейскими ценностями), порядочность наших мужей по-прежнему оставляет желать лучшего. До Скандинавии нам еще, как до Луны, если говорить о всей стране. Вспоминаю, как в Областной роддом звонили молодые отцы, пока я прогуливался по коридору: «Ну что, родила моя? Да? Ну что, хлопца? Не? А кого?» А няня на посту говорила, что там уже на заднем фоне гул и «наливай» стоял.
Конечно, таким отцам полезно побыть рядом с ребенком, разгрузить маму и посмотреть на ситуацию другими глазами. Только вот не совсем понятно, почему эти 14 дней отпуска даются без сохранения зарплаты, когда в семье и так один кормилец в этот период? Неужто наниматель обеднеет? Во время больничного, значит, можно выплачивать всю или часть зарплаты, а во время этого мини-декретного отпуска нет? Это очень странно».
СЕО av.by Дмитрий Геранин: «Я бы расширил период этой опции с полугода до двух»
«Это прекрасная норма. Очень правильная. У меня есть несколько приятелей из Силиконовой долины, которые уходили в такой декретный отпуск на несколько месяцев, причем с сохранением зарплаты. Мужчины часто не понимают, через что проходят девушки в период декретного «отпуска». Помощь мужа даже за две недели может быть неоценимой. Обставить детскую, съездить на прививки, оформить документы – на все это нужно время. Две недели, конечно, это не так много, но, думаю, что это первый шаг. А компании могут включить в свой соцпакет увеличение этого срока и/или сохранение зарплаты. Как дважды отец я бы расширил период, в течение которого можно воспользоваться этой опцией с полугода до двух. В первые полгода это исключительно помощь супруге, а вот, например, месяцев с девяти – это уже выстраивание отношений с ребенком. Мне кажется, не менее важная задача. Требование обязательно для нанимателей, но не для сотрудников? Не уверен, что каждый мужчина будет пользоваться этой возможностью в полном объеме. Ползарплаты – часто чувствительный минус для семейного бюджета. Будучи директором юрлица, я, как и любой сотрудник в компании, заключаю договор со своим нанимателем, поэтому, как и все, смогу пользоваться этой нормой. И с удовольствием это сделаю. Мое присутствие в офисе – вещь формальная, телефон я не перестану поднимать, а на почту можно и ночью ответить».
Программный директор радио Александр Найдёнов: «Те, кто считает, что рожать и воспитывать детей – исключительно женское дело – идиоты»
«Я только «за» такие поправки в законе – сам брал отпуск в первые две недели после рождения дочери. Для меня было неприемлемо оставить жену без помощи. Первые дни дома – всегда миллионы страхов, и даже психологическая поддержка – не худшее, ради чего стоит временно оставить в стороне рабочие дела. Те, кто считает, что рожать и воспитывать детей – исключительно женское дело – абсолютные идиоты. Конечно, если зарплата за две недели важнее ребенка и жены – не ходи, выбор личный. Не могу навязывать, да и разные бывают ситуации. Но помощь женщине действительно нужна: малыш спит и ест, а маму, как правило, далеко от себя не отпускает. Так что все остальное: от приготовления завтрака до уборки дома – может спокойно делать муж. К тому же все привыкли думать, что ребенку вполне достаточно внимания мамы, а папа нужен только для зарабатывания денег, и предел его заботы – выделение средств на покупку той или иной вещи. Но обеспечение не равноценно любви, не нужно путать».
Телеведущий Дмитрий Кохно: «Беларускому мужчине дают 14 дней, чтобы не потерять свою женщину в заботах о ребенке»
«Мужчинам пора прекращать выезжать на героизме женщин: когда на молодую семью сваливается новый уровень колоссальных забот в виде малыша – поверьте, оба родителя понятия не имеют, что и как нужно делать. Единственное, женщине немного подсказывает материнский инстинкт, а мужчине – ничего. У дорогих брендов есть такая услуга – «консьерж-сервис». Грубо говоря, делая премиальную покупку, ты получаешь ассистента, который не только ведет твою сделку, но и стол в ресторане может заказать, билеты в кино купить и продукты привезти. Я как мужчина, который только что стал отцом, превратился в «консьерж-сервис» для своей супруги и сына. Смог бы я выполнять такую роль, работая на корпорацию с 9 утра до 8 вечера? Нет, не смог. Конечно, моя жена вошла бы в мое положение, ведь иначе я не смог бы зарабатывать деньги на обеспечение семьи. Но сама она все равно бы не справилась с многими проблемами. Пришлось бы просить о помощи бабушек, у которых тоже может не быть времени из-за личных дел. Получается какая-то вечная жертва.
Сегодня беларускому мужчине дают 14 дней, чтобы не потерять свою женщину в бесконечных заботах о маленьком ребенке. Огромное количество людей, у которых есть дети, говорят: «Относитесь терпимее к своей женщине, она только что родила и теперь живет в четырех стенах. Первые три месяца у нее сплошной день сурка». Когда же мужчина рядом, у нее есть возможность хотя бы полчаса в день побыть одной, погулять на свежем воздухе и послушать музыку. И ты, будучи мужчиной, должен быть рядом с ней – женщиной, которая ради тебя пошла на подвиг материнства. А может, она строила карьеру, вела бизнес. Это когда-то давно женщина не имела прав ни на что, сидела дома на обеспечении мужа и готовилась стать мамой. В современном мире дамы – не просто домохозяйки, многие из них работают, и им это нравится.
14 дней – вполне нормальный срок, чтобы наладить быт с новым членом семьи и научиться не бояться собственного ребенка.
Научиться мыть попу, привыкнуть к плачу малыша – ведь когда ребенок начинает плакать, ты вообще не понимаешь, почему он это делает. Это реальный стресс. Но я рад, что эти 14 дней мужчинам дают по желанию. Я был бы против, если бы в декрет мужчин отправляли насильно и при этом не платили зарплаты. Согласитесь, остаться без половины месячного бюджета после родов – не лояльно. Но отпуск по желанию, обязательный для нанимателей, – это замечательно».