Сегодня утром, 11 июня, начались обыски в Белгазпромбанке (где работал Бабарико), появились сведения о визите КГК к Цепкало, а Тихановская отменила свои пикеты из-за страха провокаций. Невиданная щедрость и демократичность властей по отношению к претендентам на должность президента Беларуси, кажется, закончилась. Как бы там ни было, KYKY рассказывает, что происходит, и показывает, что обо всем этом думают люди.
До обысков 11 июня
12 мая. Глава Белгазпромбанка Виктор Бабарико объявляет, что идет в президенты Беларуси. В этот же день он выходит из состава правления и увольняется с должности председателя правления, которую занимал 20 лет. По собственному желанию.
25 мая. Бабарико признается, что ему предлагают должность премьера в обмен на выбывание из президентской гонки. Но он отказывается.
29 мая. Александр Лукашенко делает первое публичное высказывание в адрес Бабарико: «Этому банкиру впору подумать, где он будет работать после выборов. И вообще со школы и вас, и меня учили: не ври. В Беларуси только один человек по Конституции имеет право предложить должность премьер-министра и внести кандидатуру в парламент для утверждения. Я никому ничего не предлагал. Тем более ему. Какой опыт у него, чтобы быть премьер-министром?»
30 мая. Бабарико отвечает на выпад президента: «Я вообще в принципе не приемлю тональность оскорблений и угроз. Оскорбления и угрозы обусловлены страхом того, кто оскорбляет, либо недостаточным воспитанием, либо на самом деле очень небольшим уровнем своей социальной ответственности. <...> У меня было несколько интервью, в которых я сказал, что это точно было не из штаба действующего президента. И я был поражен тем, насколько или непрофессионально работают те, кто на сегодняшний день обеспечивают информационную поддержку действующей власти, потому что это наглая ложь относительно того, что содержалось в моем обращении. Либо второе: это – сознательная дезинформация».
1 июня. Бабарико подает жалобу в ЦИК на Лукашенко за клевету о том, что кампания Виктора финансируется из-за рубежа, и за то, что людей принуждают ставить подписи за выдвижение Лукашенко. О том, как собирали эти подписи, мы уже писали.
4 июня. ЦИК называет жалобы Бабарико безосновательными и не находит ни одной причины, чтобы вынести Лукашенко предупреждение или отказать ему в регистрации.
Тот же день, но чуть позже. Лукашенко снова проходится по Бабарико: «Второй деятель, который заявил, что придет к власти и я у него буду работать. Задайте один вопрос: что такое компания «ПриватЛизинг»? Второй вопрос: где деньги держит, которые мошенническим образом получил в Беларуси?» Президент добавляет, что «страну они [видимо, соперники на выборах] не получат».
Еще позднее. Бабарико отвечает: «Я знаю компанию «ПриватЛизинг». Компания «ПриватЛизинг» – давний клиент «Белгазпромбанка». Компания «ПриватЛизинг» имеет структуру владения, в которую входят, если я не ошибаюсь, два или три бывших сотрудника «Белгазпромбанка». На этом историю я могу закончить. А маленькое дополнение такое: меня всегда удивляет вот наше отношение. Мы знаем, что есть мошенник, жулик, шпион. Мы за ним так смотрим лет 10, 15, 20, давая возможность обманывать, не знаю, может, даже убивать, еще что-то, а потом раз, в нужный момент мы его и накрыли. Я всегда думаю: что же это за система такая?»
10 июня. Лукашенко констатирует, что частные фирмы увольняют людей, которые отказываются оставлять подписи за его конкурентов на выборах – альтернативных кандидатов. Он требует «прошерстить этих пузатых буржуев» и «привести их в чувства».
К этому времени в истории беларуских мемов уже прочное место занимает новый – «Саша три процента». По неформальным онлайн-опросам разных СМИ, блогеров и сообществ Лукашенко набирает не более 3% голосов как кандидат в президенты. После этого голосования в интернете запрещают. Тем временем, Виктор Бабарико сообщает о своих успеха в сборе подписей для регистрации кандидатом (нужно 100 000, а у него уже больше 200 000).
285 001
— Виктор Бабарико (@viktar_babaryka) June 10, 2020
Спасибо всем!
Тем временем, по городам Беларуси устраивают массовые пикеты: сотни людей выстраиваются в огромные очереди (в Минке на Комаровском рынке они достигают километра), чтобы подписаться за жену блогера Сергея Тихановского Светлану и других альтернативных претендентов в президенты. Символами выборов становятся тапок и таракан. На одном из пикетов в Гродно в результате провокации с участием секс-работницы из Минска Тихановского и еще десятерых человек задерживают. Флешмоб с арестами продолжается: в разное время под стражу берут членов инициативных групп почти всех кандидатов. Лукашенко обещает напомнить беларусам про расстрелы. В Минске организовывают пикет за президента, но соцсети высмеивают его за то, что людей на него согнали.
Обыски 11 июня
11 июня, 08:10. Еще один претендент на должность президента Светлана Тихановская отменяет свои пикеты по сбору подписей в Минске и областных городах на 12, 13 и 14 июня. Она боится, что там могут произойти провокации.
10:27. В Белгазпромбанк, который покинул Бабарико, приходят с обыском. Выясняется, что Департамент финансовых расследований (ДФР) возбудил уголовное дело за уклонение от уплаты сумм налогов и сборов в особо крупном размере, а также за легализацию средств, полученных преступным путем, в особо крупном размере. Фигуранты дела – бывшие и нынешние сотрудники банка. По словам ДФР, Бабарико пока по делу процессуального статуса не имеет.
Обыску подвергается и компания «ПриватЛизинг», которую, как мы писали выше, упоминал Лукашенко. Туда приехали порядка 10 сотрудников ДФР.
11:18. Представитель штаба экс-главы ПВТ Валерия Цепкало (Цепкало, как вы помните, тоже идет в президенты) Алексей Урбан сообщает, что к дому Цепкало пришли сотрудники Комитета госконтроля. Затем Урбан опровергает эту информацию: «Сейчас тут никого нет, вы меня неправильно поняли, они были у штаба, не у дома. Обыска в штабе не было. Валера сидит напротив, все хорошо».
11:38. Бабарико дает комментарий о происходящем: «Начались обыски у людей, тесно со мной связанных. Эта история идет к компании «ПриватЛизинг», и она касается только банковской деятельности. Возбуждены уголовные дела [по отношению] к бывшим сотрудникам и действующим. На вопрос, касается ли это Бабарико, было сказано: в настоящий момент такой человек не проходит. Что это значит? Что штаб – в безопасности. То есть мы продолжаем работу. У меня большая просьба: не переживать. Банк будет разбираться со своими делами, а штаб это не затрагивает, потому мы двигаемся по общему плану. <...> То, что сейчас происходит, – это давление на меня, формирование комплекса вины за людей, которые поверили и пошли. Мне не очень приятно это чувство, я скажу вам честно. Но я к нему готовился, я это понимаю. Поэтому у вас есть полное право сделать любой выбор. За то, что вы были со мной хоть какую-то часть времени, отдали свои силы и компетенции, огромное спасибо».
Позже Бабарико записал трехминутное видеообращение:
12:30. Сотрудники Департамента финансовых расследований КГК с обыском пришли в офис страховой компании «Кентавр» на проспекте Независимости. Об этом TUT.by сообщил читатель, но КГК пока этот факт не комментирует. Для справки: ЗАО «Кентавр» занимается вопросами страхования в связке с Белгазпромбанком. Среди акционеров – организации «ПриватЛизинг», которая занимается заключением лизинговых сделок с физическими лицами.
14:00. Виктор Бабарико провел незапланированную встречу с журналистами, где рассказал все, что знает про утренние обыски и задержания. А также объяснил, почему сам он в этой ситуации не боится попасть под репрессии. KYKY записал главное.
Мы будем обновлять этот материал, когда узнаем что-то новое. А пока смотрите, как на все это реагируют беларусы.