Пособие о том, как разговаривать с укушенным путинизмом — на примере интервью Дудя с Кучерой

Боль • редакция KYKY

Юрий Дудь решился на интервью с человеком, который поддерживает войну — им оказался экс-звезда «Муз-ТВ» нулевых Оскар Кучера. А мы, зрители, получили разговор с собирательным образом тети, бабушки, дальнего родственника и вон того парня из «VK», который смотрит телевизор (вот тут рассказываем, как часто ТВ смотрят внутри Беларуси). В кратком пересказе трехчасовой беседы из ютуба KYKY сделал пособие о том, как и что отвечать таким людям на их одинаковые аргументы. 

В диалоге про войну начните с вопроса о ее причинах 

Юра Дудь: Почему Россия начала войну?

Оскар Кучера: Америка – страна, которая перестала производить, хотя я не знаю, производила она что-либо раньше, но с пандемий всё окончательно завалилось. И нужно, чтобы деньги не просто дулись и печатались, но и были платежеспособными. Поэтому из Европы нужно было что-то вытащить и ослабить Россию, поэтому начались какие-то игры. Но Россия начала все не для того, чтобы завоевать Украину.

Если вы не смогли прочитать ответ полностью, его суть кратко: «Во всем виновата Америка»

Дудь: Ты говоришь, что Россия начала войну не для того, чтобы завоевать Украину. Как ты объяснишь тогда референдумы по присоединению Донецкой, Луганской и Херсонской областей? Что это, если не завоевание?

Кучера: Завоевание. У меня есть в голове много вещей, которые не стыкуются – я себе объяснить их не могу.

Дудь: Ты поддерживаешь Путина в его политике?

Кучера: Я поддерживаю свою страну и пацанов, которые отдают свои жизни. И я никуда не поеду из своей страны. Чтобы ты понимал, я ни копейки денег с этого не заработал – у меня не открылись никакие горизонты, не появились связи – меня не пригласили в Кремль и не дали работу на госканале. Единственное, я хочу, чтобы все это прекратилось (война – прим. KYKY). Я не могу это объяснить, у меня болит. И есть что-то, что нам с тобой не рассказывают о целях этой войны. Но если Путин сейчас на стороне России, я поддерживаю Путина. 

Кратко: «Я хочу, чтобы война закончилась, но поддерживаю свою армию»

Если в ответ начинают во всем обвинять Америку, вспомните, что в 41-м Америка помогала СССР в борьбе с Германией 

Дудь: Ты писал, что Америка помогает деньгами Украине. И Америка помогала СССР бороться с фашизмом во время Второй мировой. Так может не Америка плохая, а агрессор поменялся?

Кучера: Нет, я не хочу говорить тезисами из телевизора, хотя я их и сейчас слышу (у себя в голове — прим. KYKY). Но американцы хоть что-то сделали, чтобы предотвратить или остановить войну в Украине? Посадить всех за стол переговоров? Нет — все решили воевать, а оружие поставляет Европа и Америка. И я вижу, как Америка дергает за ниточки. Байден – это ладно: и смех, и грех, как говорится – я про него не думаю. Но думаю есть другие бенефициары, которые управляют этим хаотичным кризисом. Так объясни мне, Юра, почему на третий день боевых действий нельзя было сказать: «Давайте остановимся. Или что вы хотите? Что значит денацификация?». 

 

Дудь: Условный Западный мир и его отдельные представители пытались отговорить Путина от начала войны. И Шольц, и Макрон. Может, просто Путин не давал себя переубедить?

Кучера: Ты реально считаешь, что Путин сошел с ума? Если мы разговариваем с этой точки зрения, переубедить тебя мне будет невозможно. Ты считаешь, что мы имеем дело с сумасшедшим человеком, который просто хочет забрать себе всю территорию Украины? Или до Днепра? До Киева? Забрать ДНР и ЛНР? Просто забрать? То есть у нас своих проблем нет – нам еще кого-то кормить надо, так что ли? Или там несметные богатства, без которых мы прожить не можем?

Дудь: Путин сам ответил на этот вопрос, когда в одном из выступлений сказал, что «наконец-то Азовское море стало нашим – еще Петр I об этом мечтал».

Кучера: Ты думаешь, Путину нужно Азовское море? Как человек разумный, я не могу в это поверить – это какая-то несуразица.

Кратко: «Вы не понимаете, это другое»

Помогите вашему собеседнику выйти в разговоре на самого себя 

Дудь: Почему вы младшего ребенка решили рожать в Штатах?

Кучера: Он родился летом, но помимо него у меня еще трое детей, которых нужно вывезти куда-то отдыхать летом. Мы не знали куда – жена была на большом сроке уже. Друг посоветовал рожать в Майами, чтобы и отдохнуть заодно. Это не было сделано ради паспорта, чтобы сделать ребенка американцем. Просто жена с детьми поехали отдыхать, правда, без меня – я остался работать в Москве.

Дудь: Вы сделали ребенку паспорт США?

Кучера: Да, конечно. Глупо было бы не сделать, если была возможность. Дальше будет уже его выбор – жить с ним или не жить, но я должен дать ему возможность выбирать. Как минимум, с этим паспортом ему не нужно будет делать визы, чтобы летать по миру.

 

Кратко: «Америка — зло, но глупо не сделать ребенку паспорт гражданина США» 

Если собеседник вспомнил аргумент про «помочь украинцам» – вспомните про Китай у границ РФ 

Дудь: Россия лезет в Украину, хотя сама не сильно обустроена.

Кучера: Представь, что ты живешь в доме, где в соседней квартире мужик бьет жену. И ты в какой-то момент идешь, чтобы ему врезать. Скажи, это нормально?

Дудь: Это некорректное сравнение, потому что в твоей собственной квартире идут избиения жен, если смотреть на уровень домашнего насилия в стране. В твоей квартире огромный уровень нищеты, колоссальная коррупция, расслоение и, как выясняется, армия, в которой огромное количество проблем. Твоя квартира максимально не обустроена. Поэтому когда ты фокусируешься на том, что происходит в других квартирах, по крайней мере, с твоей стороны это бессовестно по отношению к тем, кто живет в твоей квартире.

Кучера: Да, у тебя самого есть проблемы, но ты вмешаешься в этот бардак, потому что ты нормальный чувак. Вы все валите на Путина, но как один человек на это способен? 

Дудь: Допустим, Китай смотрит, как в Хабаровске по беспределу задерживают губернатора из-за того, что тот стал слишком популярным, а не за преступления. Из-за этого в Хабаровске вспыхивают народные волнения. Китай находится рядом и его тоже беспокоит происходящее в России. И Китай вводит войска разбираться с Россией из-за того, что, как ты выражаешься, муж бьет свою жену. Правильно я понимаю, что ты это тоже поддержишь?

Кучера: Здесь есть обратная сторона медали. Китай должен думать: зайдет он и что будет? В Хабаровске разве винтят китайцев? В Хабаровске живут китайцы? Или там много ассимилированных китайцев?

Дудь: В Донецкой и Луганской области были украинские граждане.

Кучера: Ну, они же себя идентифицировали как русские.

Дудь: Может, еще будем измерять размер черепа? Мы же говорим про принадлежность к гражданству, а не самоидентификаци.

Кратко: «Китайцы не могут наводить порядки в РФ, потому что они не русские, а Россия может «помогать» Украине, потому что там — тоже русские». 

Если вам говорят про «ракеты НАТО в Крыму» — отвечайте про НАТО и Финляндию 

Кучера: Никто не собирался аннексировать Донбасс до 24 февраля 2022 года. Водили нас за нос с этими минскими соглашениями, которые никто не собирался выполнять. Об этом и Меркель говорила, и Макрон.

Дудь: Ничего бы этого не было, если бы не аннексия Крыма и не поддержка войсками, оружием, деньгами и всем остальным этой войны на Донбассе со стороны России.

Кучера: А лишиться Черного моря? Ведь у нас там флот. И если бы не аннексия, ракеты НАТО были бы уже там.

Дудь: Оскар, я хочу тебе сказать, что когда Россия начала войну с Украиной, в НАТО вступили Швеция и Финляндия. Финляндия – это сотни километров общей границы с Россией. И эта логика, что если бы не война, то ракеты НАТО были рядом — так они уже и так рядом.

Кучера: Юра, ну, перестань – это совсем другое.

Кратко: «Финляндия в НАТО не страшна, а ракеты НАТО в Крыму – вот это настоящая катастрофа!» 

Если собеседник начнет рассказывать про «украинских нацистов», спросите, как там дела у Рогозина 

Дудь: Есть ли в Украине нацисты?

Кучера: Марк, человек из правого сектора, – он гулял меня по Киеву, когда я там жил, но фамилии я не знаю. Я спросил у него: «Зачем это все?». Он сказал: «Пока платят, будем работать». Кто платит я не уточнял, но, думаю, американцы.

Дудь: То есть нацисты в Украине есть? Владимир Путин же заявлял о денацификации в первые дни войны.

*Дудь показывает видео, где зигует Дмитрий Рогозин*

Дудь: Кто воюет за Россию сейчас: участники русского имперского движения – они относятся к ультраправым анархистам, антисемитам и антимигрантам. Сайт движения и некоторая печатная продукция этого движения были внесены Минюстом в федеральный список экстремистских материалов. Воюет объединение «Русич», которым руководит Алексей Фриц-Смельчаков, известный тем, что несколько лет назад убил щенка и выложил фото в соцсети. Денис Пушилин 3 апреля вручал награды бойцам народной милиции, участвовавших в наступлении на Мариуполь. В официальное видео попало, как он вручает медаль одному из военных, у которого нацистская символика на форме. Правильно я понимаю, что если всю эту информацию прочитают люди из Китая, возмутятся и решат ввести войска в Россию, для тебя это будет нормально?

 

Есть Россия, которая вторглась в Украину с целью денацификации. И есть огромное количество ультраправых у нас внутри страны, которые потом еще и принимают участие в боевых действиях в другой стране. Не кажется ли тебе неправильным, что не решив эту проблему у себя, Россия лезет кого-то учить и под этим знаменем уничтожает города, села и жизни людей?

Кучера: Ты видел в России когда-нибудь шествие нацистов?

Кратко: «В России есть нацисты, но их никто не видел, а про украинских нацистов мне один мой знакомый рассказывал»

И, наконец, спросите, готов ли ваш собеседник, поддерживающий войну, пойти на фронт

Кучера: Если мне придет повестка, я не побегу за границу. Как я тогда буду смотреть в глаза своим детям?

Дудь: Почему ты не записался добровольцем?

Кучера: Потому что я не считаю эту войну правильной. Юр, ну жизнь не черная и белая.

Дудь: Оскар, тебя ведь не призовут – у тебя четверо несовершеннолетних детей. Тебе повестка не придет. И очень удобно из этой позиции говорить я не бегу, а они бегут. 

Кратко: «Я все еще поддерживаю армию РФ, но добровольцем не пойду – война это плохо, но жизнь не черно-белая»

В конце разговора Дудь, вместо традиционного вопроса «В чем сила?», спросил у Кучеры: «Мог ли ты представить 20 лет назад, что когда-то целых три часа будешь отмазывать Путина и власть?». Интервью закончилось черной заставкой, без привычной отбивки на канале Юрия. 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Переговоры глазами родственников: политзаключенные в обмен на что?

Боль • Мария Мелёхина

«На Западе есть люди, готовые вести переговоры с Лукашенко». В Беларуси становится все больше политзаключенных, в колониях им по-прежнему нашивают желтые бирки и содержат в нечеловеческих условиях. Раньше риторика была жесткой — никаких диалогов с властью до полного краха режима, но многое изменилось. KYKY поговорил с родственниками заключенных, которые выступают «за» и «против» переговорного процесса об освобождении.