«Такого трэша не было никогда». Посмотрите, как на досрочных выборах насобирали рекордную «явку» в 22% за три дня

Боль • редакция KYKY

4 августа в Беларуси началось досрочное голосование. Прошло всего три дня, а жалоб на проведение этого мероприятия уже тонна. Чтобы вы оценили масштаб трагедии и «явки», KYKY собрал самые главные претензии к избирательным комиссиям по всей стране. 

Факт №1. Как независимым наблюдателям мешают сделить за голосованием

Беларусы хотели войти в состав избирательных комиссий, но их не пустили. Тогда многие из них решили пойти в независимые наблюдатели – это идею предложила инициатива «Честные люди».

Наблюдателями, к счастью, стали многие. Но! Потом ЦИК вспомнил, что эпидемиологическая обстановка в стране нестабильная (что не помешало Лукашенко собрать 2,5 тысячи людей в одном зале). И лично Ермошина предложила ограничить число наблюдателей на участках: до пяти человек – в основной день голосования, до трех человек – в дни досрочного голосования.  Так просто снова обрубили инициативу простых людей. 

Вы удивитесь, но в тройку наблюдателей, которым предоставляют доступ на участки в дни досрочного голосования, чаще всего входят люди из государственных партий и объединений. А независимые наблюдатели вынуждены оставаться, например, у окон участка. При попытке зайти внутрь, их просто выгоняют, даже не аргументируя причину. Иногда сразу грозят вызовом милиции. 

На некоторых избирательных участках окна уже начали заклеивать. Наверное, слишком ярко солнце светит. 

Кому-то и вовсе пришлось наблюдать за забором участка. 

Кстати, вот так наблюдает за выборами человек от власти: 

 

Факт №2. Как незаконно уменьшают число наблюдателей на участках 

На одном из участков для голосования в Заславле и вовсе решили придумать свои собственные правила. И сократили количество наблюдателей до одного человека во время предварительного голосования (вместо 3-х), и до двух человек – в основной день выборов (вместо 5-х). Представители «Честных людей» утверждают, что постановление незаконно, но кого это волнует? 

Факт №3. За Лукашенко агитируют прямо на участках – что такого? 

Даже с такими местами для наблюдения в первый день голосования, 4 августа, наблюдатели от «Честных людей» зафиксировали на участках больше 2,5 тысячи нарушений избирательного законодательства. Одно из них – агитация за Лукашенко, которую проводили члены  участковых избирательных комиссий. А это, на минутку, запрещено ст. 37 Избирательного кодекса. 

На одном из участков в Гомеле так и вовсе решили включить трансляцию обращения Лукашенко к беларускому народу. Действительно, а почему нет? 

Факт №4. Ящики для бюллетеней с дырами 

В Беларуси есть Избирательный кодекс. Его 51 ст. гласит, что «перед началом голосования ящики для голосования проверяются, пломбируются или опечатываются председателем участковой комиссии в присутствии не менее двух третей состава комиссии». То есть члены комиссии обязаны проверить, нет ли дыр в ящике, через которые можно достать и подложить бюллетени. Видимо, на некоторых участках наличие дыр никого не волнует. 

Факт №5. Кабинки для голосования без шторки 

В этом году пандемия не помешала президенту провести парад, но сильно напугала ЦИК. Из-за угрозы коронавируса с избирательных участков устранили не только независимых наблюдателей, но и сняли шторки в кабинках для голосования. Например, на одном из участков в Могилеве вместо кабинок решили установить металлический каркас с полками-столиками. Тайна голосования? Не слышали. 

Однако отметим, что после того, как фото этих кабинок появилось на TUT.by, их все же решили завесить. Но остались в стране и такие кабинки: 

Фото: Дарья Бурякина, TUT.by

Мы хотим напомнить, что даже в кабинке без шторки вы имеете полное право делать все, что считаете нужным – ставить галочку, делать фото и так далее. Это не запрещается законом. 

Факт №6. Члены избирательных комиссий не подпускают наблюдателей к протоколам голосования 

Дырявые ящики и отсутствие шторок – не самое страшное в досрочном голосовании. То, как обращаются с независимыми наблюдателями, не идет ни в какое сравнение. Видите это фото? 

Вот в таком виде член избирательной комиссии разрешил независимому наблюдателю сделать копию протокола – то есть реализовать его законное право по ст. 13 Избирательного кодекса. 

Есть случаи, когда протоколы вывешивают прямо на участках, куда не пускают наблюдателей. То есть посмотреть их просто нереально. 

Также независимым наблюдателям не дают присутствовать на опечатывании урн для голосования, даже если там есть свободные места. Прозрачные выборы? Не слышали.

Факт №7. Независимых наблюдателей забирают в РУВД прямо с участков  

Только за один день, 4 августа, милиция задержала 14 аккредитованных наблюдателей из «Честных людей». 11 человек сейчас ждут суда, есть те, кто уже отбывают административный арест до 10 суток. Представители инициативы говорят, что причины задержания – надуманные. 

Вот, например, как задерживали наблюдателя, вменяя ему «мелкое хулиганство». 

Также известно, что двух наблюдателей задержали за то, что были «четвертым лишним». Один из них, Андрей Застрелов, зашел на участок, когда там уже присутствовали трое наблюдателей, и заявил комиссии о своем праве наблюдать за ходом голосования. В итоге оказался в РОВД. Уже известно, что за подобный «проступок» другой наблюдатель, Олег Гиргесон, получил шесть суток административного ареста. 

«Наблюдатели не нарушали законодательство, не препятствовали работе комиссии, вели себя корректно. Часто основаниями для задержания становятся жалобы со стороны председателей комиссии на фактическое присутствие наблюдателей, не вошедших в «первую тройку» на территории участка. Это, по их мнению, мешает работе комиссии, создает нервозную обстановку. Мы считаем, это делается именно для ограничения присутствия независимых наблюдателей на участках», – комментируют ситуацию представители «Честных людей». 

Вот, что на это ответила Ермошина: «Там, где наблюдатели дебоширят, удаления с помощью милиции есть. Все остальное – это взаимоотношения и разборки «комиссия – наблюдатель».

Факт №8. Независимых наблюдателей лишают аккредитации 

Есть и те наблюдатели, которым «повезло» чуть больше – их просто решили аккредитации и отправили домой. Причины все те же: мешал комиссии работать.  

Факт №9. Наблюдатели заявляют, что ЦИК насчитал в полтора раза больше избирателей, чем пришло на самом деле

Как мы уже сказали, многим наблюдателям просто не давали сфотографировать протоколы голосования: из 5767 участков по всей стране удалось узнать цифры только по 605 участкам. Что интересно: согласно протоколам комиссий, 4 августа на эти участки пришло 34 471, но независимые наблюдатели насчитали там только 22 149 человек.

Вопросы к количеству людей, которые попали в протоколы комиссий, у наблюдателей появились еще в первый день досрочного голосования. 

Минские участки в целом напоминают Хогвартс. Вот, например, в протоколе другой минской комиссии 36 проголосовавших за день избирателей превратились в 96. Вжух! 

Лукашенко, безусловно, согласен с явкой, которую озвучивает ЦИК, и даже объясняет ее: «Очень много людей пошло на досрочное голосование, потому что они насторожились и поняли, что могут потерять страну, но потерять ее не хотят».

Факт №10. Ночью на избирательных участках горит свет 

Официально избирательные участки во время досрочного голосования работают с 10 утра до 19 вечера. Но в Telegram-каналах появляются фото участков, где и ночью горит свет. Можно только догадываться, что там происходит. 

Досрочное голосование в Беларуси можно назвать как угодно, но только не прозрачным и честным. Избирательные комиссии, куда не вошло никого из «Честных людей», обороняют участок и протоколы голосования, как золотое руно. А в независимых наблюдателях они видят врага, которого нужно ликвидировать всеми возможными способами, чтобы тот не отслеживал явку избирателей. 

Остается только один вопрос: что будут делать комиссии, когда 9-го на участки придут все те, кто сам того не зная, уже проголосовал? Или, как шутят в Telegram, беларусы досрочно голосуют за себя и умерших родственников? Как бы там ни было, «явка» за три дня досрочного голосования, по мнению властей, – 22,47%. Что это значит – читайте в нашем материале «Математика против Ермошиной. Как в Беларуси фальсифицировали выборы президента».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Математика против Ермошиной. Как в Беларуси фальсифицировали выборы президента

Боль • Артем Ставер

Директор по исследованиям центра East Андрей Елисеев изучил открытые официальные данные ЦИКа, а также «избирательные» архивы президентских выборов 2006, 2010 и 2015. Получилась огромная работа на 50 страниц – если хотите, вы можете ознакомиться с ней целиком. А KYKY максимально кратко и ёмко (и с цифрами) пересказывает результаты этого исследования. Поверьте, после этого текста у вас уже не останется вопросов.