На сайте Лукашенко появился указ, который запрещает выдачу, обмен и продление беларуских паспортов за границей. Так одним указом (это даже не закон!) в стране, по сути, отменили посольства, а функции МИД теперь исполняет МВД. Узнали, что еще изменится в жизни беларуских эмигрантов.
Что случилось: Беларуские дипломатические миссии больше не будут выдавать новые паспорта беларусам за границей, обменивать и продлевать их. Неважно, временный ли у вас вид на жительство или постоянный — возможность обмена паспорта закрыта за границей. Удобная дипломатическая карета по доставке свежих паспортов превратилась в тыкву.
Если паспорт заканчивается (а у многих политических и прочих мигрантов такое может быть скоро и будет возникать все больше подобных ситуаций), придется возвращаться в Беларусь и обменивать паспорт в МВД на свой страх и риск. Или оставаться без паспорта РБ (а значит, лишиться и иностранного вида на жительство). Раньше такая ситуация возникала только при потере паспорта.
Новый Указ №278 от 4 сентября «О порядке выдачи документов и совершения действий» исключает право диппредставительств продлевать срок действия паспорта и менять паспорта находящихся за границей (указ пока не вступил в силу, но его уже опубликовали на сайте Лукашенко).
Помимо этого, государство закрыло возможность распоряжаться недвижимостью или другим имуществом (средствами) человека, который находится не в РБ. Только при личном присутствии или нотариальная доверенность должна быть оформлена на территории Беларуси, что в общем одно и то же.
Кристина Рихтер, советница Тихановской по правовым вопросам, специально для KYKY отвечает на самые актуальные вопросы, которыми сейчас задается каждый беларуский эмигрант.
«Поехать за паспортом и сесть»
KYKY: Беларусы, у которых заканчиваются паспорта и нет возможности выехать в РБ, теперь могут рассчитывать только на альтернативные документы — вроде проездного документа иностранца и нового паспорта беларуса?
Кристина Рихтер: Все верно. С момента вступления в силу нового указа Лукашенко фактически станет невозможным получить паспорт гражданина Республики Беларусь в консульских учреждениях. Беларусы, которые не были замечены в протестных активностях, могут вернуться в Беларусь (осознавая все риски возвращения). А вот людям, которые публично выражали свое отношение, фактически предлагается два варианта: либо поехать в Беларусь за паспортом и сесть, либо искать возможности получить проездной документ в стране своего пребывания.
В таких странах, как Польша и Литва, например, такая опция предусмотрена национальным законодательством (Польша и Литва уже выдают проездные документы, так называемый паспорт иностранца, для беларусов, у которых истек срок действия паспорта или закончились страницы, но есть разрешение на постоянное проживание, временное пребывание или другие документы, которые дают право легально находиться в стране — Прим. KYKY).
KYKY: А что будет с теми, кто уже подался на обмен паспорта? Они успели и дождутся документов или нет?
Кристина Рихтер: Указ говорит о том, что если заявление на выдачу паспорта подано, оно должно быть рассмотрено в том порядке, который существовал до новых изменений.
Однако уже появились новости о том, что теперь консулы в беларуских посольствах якобы имеют право и вовсе изъять ваш паспорт. Прямо сейчас наш журналист пытается дозвониться в беларуское посольство в Литве, чтобы выяснить, правда ли это — будем держать вас в курсе.
KYKY: Правильно ли мы понимаем, что теперь при рождении ребенка за границей для получения беларуского паспорта ему нужно вернуться в страну?
Кристина Рихтер: Все верно. В принципе, если говорить о паспорте для новорожденного, процедура выдачи первого паспорта в Беларуси существовала и до этого.
KYKY: Также есть история и по нотариальной доверенности — кажется, теперь ее можно оформить тоже только в Беларуси?
Кристина Рихтер: Нет. Оформить доверенность можно за границей и сейчас. Но теперь есть «но». Вы не сможете продать свою недвижимость и транспорт — находясь за пределами Беларуси. Этого не сможет сделать и ваше доверенное лицо — если у него нет от вас доверенности, оформленной в Беларуси.
Новый указ вводит специальное ограничение: либо личное присутствие при продаже, либо — доверенность, оформленная только в Беларуси. И касается это только сделок по недвижимости и транспорту.
KYKY: Что все это значит — это такой посыл уехавшим, мол, гражданства мы вас пока не лишили, но прижмем все равно?
Кристина Рихтер: В принципе, такая мера была ожидаема. Мы фиксировали отказы консульств выполнять свои непосредственные обязанности и до введения новых положений указом. К примеру, консульства необоснованно отказывали в замене либо продлении паспортов беларусам, и цинично советовали ехать обратно в Беларусь, прекрасно зная, что там их там ожидает.
KYKY: Этот указ же не только про механику получения паспортов — это куда большее зло. Согласна?
Кристина Рихтер: Да. Этот указ не про паспорта, а про системный отказ государства выполнять свои обязательства перед гражданами. Да, мы и до этого не особо рассчитывали на помощь от режима. Но то, что сейчас делается, выходит за все возможные рамки приличия. И дело не только в преследовании и усложнении жизни несогласным или политическим активистам. С проблемой истечения срока действия паспорта в далекой стране может столкнуться каждый гражданин Беларуси, находящийся далеко за пределами страны и не имеющий возможности по личным причинам в нее вернуться.