Уже вот-вот случится очередной парад к 9 мая, главная задача которого (так говорят) – сказать «спасибо» ветеранам, которые воевали за наше светлое будущее. Но есть и обратная сторона Дня победы – ветераны, о которых государство предпочитает не упоминать. И 1863x.com рассказывает, почему.
9 мая – самый важный день в государственной идеологии сегодняшней Беларуси. Даже в каком-то смысле её главный стержень. Казалось бы, как можно пришить к разгрому Гитлера какой-то политический подтекст? Но у государственной пропаганды своя трактовка истории и свой формат 9 мая. Ежегодно они празднуют не победу народов мира над нацизмом, а скорее победу КПСС, СССР и лично Сталина. А прикрываясь обезличенными «чувствами ветеранов», Александр Лукашенко запретил национальную символику и переименовал два столичных проспекта. Даже нейтральный День Независимости был перенесен на день освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков.
Всем же, кто не разделяет официальную позицию насчёт Второй мировой войны и выступает против «референдумов» 1995 и 1996 годов, пропаганда годами вешала ярлыки «фашистских недобитков». Да только даже среди поколения, заставшего войну, далеко не все поддерживают идейные догматы нашего «неосовка». Эти люди не укладываются в государственную концепцию новейшей истории Беларуси, поэтому пропаганда о них просто молчит.
Феликс Шкирманков
Родился в 1926 году в восточнобеларуском городе Славгород. С самого детства придерживался коммунистической идеологии. В 15 лет уже на фронте, прошёл войну от рядового и до младшего лейтенанта, получил четыре ранения и вторую группу инвалидности. В 21 вступил в ряды КПСС. Но после поездки на Колыму, где Феликс вживую познакомился с «врагами народа», коммунистические взгляды стали подвергаться серьёзному пересмотру.
Член БНФ, ТБМ и Союза белорусских писателей. В конце 80-х познакомился с Зеноном Позняком, принял программу Белорусского Народного Фронта и как представитель этой организации пытался попасть в Верховный Совет – не пропустили. Зато был избран мэром в своём родном городе. Негативно относится к агрессивной внешней политике России. В апреле 2015 года Лукашенко лично пообещал ему освободить ветеранов от уплаты дорожного налога, но обещания своего не исполнил.
Иван Данилов
Родился в 1924 году в Дрогичинском районе Брестской области. Был разведчиком в партизанском отряде, потом воевал на фронте, был ранен, награжден орденом Отечественной войны I степени и медалью «За боевые заслуги». После войны стал доктором медицины, профессором, возглавлял Институт переливания крови, работал в Институте радиационной медицины.
Автор шести публицистических книг: «Неудобная история», «История не из учебника», «Записки западного белоруса», «Недовоевавшие», в которых содержится правдивый взгляд на события Второй Мировой. К примеру, подтверждает свидетельства, что красные партизаны по приказу сверху сжигали беларуские школы.
Считает, что из-за политики Кремля «георгиевская ленточка» стала символом российской агрессии. Осуждает помпезное празднование 9 мая и не принимает участие ни в каких парадах.
Как участник боевых действий против УПА, выступает против фальсификации истории, называя бандеровцев «борцами национально-освободительного движения Украины» и напоминая, что воевали они как против Сталина, так и против Гитлера. Родившись в семье русского и усвоив в детстве украинский и польский языки, уже в сознательном возрасте заговорил по-беларуски.
Алексей Карпюк
Родился в 1920 году на Белосточчине в семье западнобеларуского коммуниста. Во время войны участвовал в партизанском движении, побывал в плену и бежал из немецкого концлагеря, в 1944-1945 годах воевал в Советской Армии на территории Польши и Германии. Награждён орденами Красного Знамени, Отечественной войны I и II степени.
В конце 80-х годов вступил в БНФ и стал сооснователем ЗБС «Бацькаўшчына». Выступал в печати в поддержку национальной символики. Подвергался травле за отражение в своих статьях негативных аспектов воссоединения западной и восточной Беларуси в 1939 году. В начале 1991 года вышел из КПСС, поскольку разуверился в коммунизме. Ушёл из жизни 26 лет назад.
Василь Быков
«Праўда пра вайну — у творах Васіля Быкава. Як ён напісаў — так і было, а ня так, як падавала і падае савецкая і постсавецкая прапаганда», — это слова Ивана Данилова, с биографией которого вы могли познакомиться чуть выше. Быков — титан правды, которая до сих пор очень много кому режет глаз. Номинировался на Нобелевскую Премию по литературе. Беларуский писатель мирового уровня, которого мы пока не можем достойно увековечить из-за нынешней власти.
Был призван в армию летом 1942 года (когда исполнилось 18 лет), окончив Саратовское пехотное училище. Дослужился до старшего лейтенанта, командовал взводом артиллерии полка, а затем армии. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший). Затем участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии. Прошёл Болгарию, Венгрию, Югославию, Австрию.
Быков был и значительным политическим деятелем. В 1988-м году был одним из учредителей Беларуского Народного Фронта, а в 1994-м стал доверенным лицом Зенона Позняка на первых беларуских выборах. Яркий критик Александра Лукашенко, вынужден был эмигрировать в Европу. Но за месяц до смерти (22 июня 2003 года) успел вернуться на родину.
Николай Сурин
Во время сбора подписей Молодым Фронтом за Бело-Красно-Белый флаг в 2016-м году общество нашло нового героя. Николай специально надел все боевые награды и приехал подписаться за национальный символ (в свои-то 91).
Родился Николай в 1925 году, родом из Чашникского района. В 18 лет вступил в партизаны, участвовал в диверсиях против немцев. Под конец войны был направлен в западную Украину на борьбу с «бандеровцами» — признаётся, что большинство местных их поддерживало и советскую власть не принимало. После войны получал образование в России, а после вернулся на родину, где и заинтересовался национальной историей. В 91 год поставил свою подпись за признание бело-красно-белого флага историко-культурной ценностью и дал отличное интервью: «Я лічу, што гісторыю нельга вераломна перакройваць, сцяг гэты забараняць, ён жа ж быў, калі ў Беларусі абвясцілі першую рэспубліку! А герб «Пагоня» — дык зусім спрадвеку нашанскі. Так вось сімвалы забаранілі, цяпер мову калечаць — гэтак і нацыя знікне». Говорит, что за всю войну не видел ни одного полицая под бело-красно-белым флагом, но отмечает, что и в полицаи, и в партизаны шли самые разные люди.
Скептически относится к интеграции с Россией и поддерживает более тесное сотрудничество с Европой. Не видит смысла в «Линии Сталина» и восхвалении генералиссимуса.
Этот список далеко не полный. Мы помним фронтового корреспондента Максима Танка, который поддержал национальную символику и заявил Лукашенко, что тот слишком много на себя берёт. Помним ветерана Михаила Жуковского, чей голос 19-го сентября 1991 года стал переломным (в голосовании за утверждение БЧБ и Пагони в качестве государственных символов). Русского по национальности генерала Гетца, который при принятии Конституции с парламентской трибуны призвал не раскалывать общество и оставить беларуский язык единственным государственным. А скольких ветеранов-патриотов мы ещё не знали, и уже никогда не узнаем?
Даже сейчас живы люди, которые воевали, и которых самих тошнит от этого победоносного мракобесия. И они для нас очень дороги. Спасибо вам за смелость и правду.