Утонули документы и компьютеры, клиенты заходят через окно. Как бизнесы на Революционной выживают во время дождей

Боль • Ирина Михно
3 июля в Минске после реконструкции открыли пешеходные улицы Революционную и Комсомольскую. Через десять дней в Беларуси начался сезон дождей и эти улицы буквально «поплыли». Чтобы спасти помещения от потопа, их обкладывают мешками с песком, поэтому пешеходная зона сейчас напоминает уличный морг или Майдан. KYKY поговорил с арендаторами помещений на этих улицах о том, как они вычерпывают воду из своих офисов и кто возместит им ущерб за утонувшие компьютеры и документы.

Первый глобальный потоп случился 13 июля, больше всего досталось офисам и заведениям на перекрестке Революционной и Комсомольской. В этом месте скопилась вся дождевая вода, она прямо волнами выливалась из-под люков – очевидцы шутили, что столбики с цепями теперь нужны, чтобы швартовать гондолы. Директор «Минской спадчины», которая заказывала эту реконструкцию, Александр Кохан заявил, что проблемы нет: рабочие уже проверили сети ливневой канализации – они работают исправно, «каких-то засоров или закупорки там нет». Но каждый вечер, когда в городе сильный ливень, улицы плывут, а барам, салонам и офисам на Революционной приходится все больше баррикадировать свои входы мешками.

«Потопов раньше не было, а сейчас из люков, как из Ниагары льет». Как страдают помещения

По версии Кохана, вода не уходит потому, что именно в этом месте с потоком воды не справляется коллектор, который находится под землей. Но арендаторы заведений на Революционной так не считают.

Директор маникюрного салона «Сороки» Ксения Федорова: «Наш салон открылся недавно, но помещение на Комсомольской мы арендуем давно, года с 2012-го. Таких потопов никогда не было. Разве что в 2009 году, когда затопило вообще все, но тогда катастрофа случилась из-за природных катаклизмов, а не технических проблем улицы. Еще до дождей, 26 июня, к нам пришел наш арендодатель и спросил, не осталось ли старых фото улиц. На вопрос, зачем они нужны, сказал, что строители вроде как закопали в землю два канализационных люка. Чтобы понять, перенесли эти люки или действительно просто убрали, арендодатель написал официальное письмо в Мингорисполком. Ему ответили не письменно, а по телефону – сказали, что не надо ничего выдумывать – ничего не закапывали. Хотя, учитывая, что этот отрезок улицы перекопали всего за один день, делали все в попыхах – может, и забыли про эти колодцы. Это лично мое предположение.

 

 

13 июля пошел первый дождь, и нас затопило в том месте, где вообще никогда не затапливало. Мы вызвали МЧС, но еще до приезда спасателей вся вода ушла. Причем так быстро, как будто «пробку из ванны» достали (после первого ливня выяснилось, что ливневка даже не имеет выхода в коллектор – бетонную стенку щелевика резали на месте в первый день дождя – Прим. KYKY). Я даже подумала, что открыли какой-то шлюз, про который в ходе стройки забыли. Потом случился второй и третий потоп. Каждый раз мы готовились все основательнее. Сейчас задействован весь персонал: от администратора до мастеров – все знают, что и кому нужно делать в случае дождя. Мы уже подготовлены и технически и морально – спасибо большое всем, что не паникуют. МЧСники тоже стали приезжать быстрее, по сути, они работают как переносная ливневка: приезжают и убирают воду. Мы им даже предлагали насос у нас оставить – все равно снова приезжать, но они отказались (улыбается). Больше всего меня удивляет, что чиновники говорят, что коллектор не справляется – ливневка всегда справлялась, а сейчас из люков, как из Ниагары льет».

 

 

Управляющий баром «Закон Бутерброда» (бар находится в подвальном помещении) Милана Климович тоже не согласна, что потопы случаются из-за коллектора: «Мы столкнулись с глобальным потопом только после реконструкции пешеходной зоны. До этого нас топило только один раз во время самой реконструкции, но тогда проблема была связана с самими ремонтными работами. В середине первого бедствия с персоналом сообразили, что для спасения от воды нужно перекрыть нашу арку – в качестве перекрытия сделали конструкцию из рекламных баннеров, слава богу они у нас были (улыбается). К ним добавили цветочницы, мешки с песком – до сих пор помогает. Песок, к слову, привезли сотрудники «Минской спадчыны», они пошли нам на встречу и сами заполнили мешки.

После первого дождя больше не топило, а соседей все еще заливало. Оказалось, суть нашей защитной конструкции была в водонепроницаемом баннере. Поэтому теперь все вокруг закупают клеенки, пленки и устанавливают все это на входе».

«Что вы панику в Facebook сеете?». Как чиновники ведут коммуникацию с бизнесом

В СМИ Александр Кохан заявил: чтобы увести воду от пешеходной зоны, «Минская спадчина» установит дополнительные поверхностные щелевики, которые направят поток в большой коллектор на Немиге – на это понадобится 2-3 недели. А пока идут ремонтные работы, чиновники помогают арендаторам помещений песком.

Директор маникюрного салона «Сороки» Ксения Федорова: «Я понимаю, что ситуация в ближайшем будущем не изменится, а по прогнозу дождь будет идти еще несколько недель, поэтому параллельно разызскиваю хорошие двери для салона. Не пластиковые, а те, что будут плотно прилегать к порогу. Понимаю, что они будут стоить, как крыло от самолета, ну а что еще делать? Думаем и про новый порог – как в Венеции делают. Уже связывались с конструктором, который мог бы такой соорудить. Да, все будем оплачивать самостоятельно.

Из «Минской спадчины», да и других инстанций, никто сам не звонил. Был только случай, когда 13 июля на улице ко мне подошел некий чиновник – он не представился – и сказал: «Что вы панику в Facebook сеете? Не так сильно пострадал ваш салон, у других хуже. У вас просто пол хорошо помыли». Я спросила у него: «Так надо ждать сильных страданий, чтобы привлечь к ответственности виновных в происходящем?» Он просто ушел.

Сейчас непосредственно бизнес не страдает: помимо этого есть и другие салоны в городе. Клиенты тоже понимают ситуацию – заходят и выходят через окно. А недавно позвонила постоянная клиентка и сходу спросила: «Чем вам помочь?», – только потом решила записаться на маникюр».

«Придется делать серьезный ремонт». Кто будет компенсировать ущерб

Многие здания на Революционной и Комсомольской сдает в аренду непосредственно «Минская спадчина», но есть и арендаторы, чьи арендодатели не из этой инстанции. Рассказываем, что делают в обоих случаях.

Управляющая баром «Закон Бутерброда» Милана Климович: «По нашим оценкам уровень воды в заведении 13 июля был от 30 до 180 сантиметров. Из-за этого очень пострадала внутренняя отделка, компьютерная техника, много документов утонуло. Ремонт придется делать серьезный. Уже знаем, что ущерб нам покроет страховая компания – сейчас она оценивает убытки, но потоп точно является страховым случаем. Я поясню: мы арендуем помещение у «Минской спадчыны», страховка – неотъемлемая часть нашего арендного договора. Сама организация не возмещает убытки, рекомендует обратиться в страховую».

У Ксении Федоровой другой, менее выигрышный вариант: «В салоне стоит натуральная деревянная мебель, есть гипсокартон – ущерб от воды пока не виден, только в предбаннике, который полностью «утонул». Думаю, основные повреждения мы заметим позже. Юрист посоветовал все фиксировать, составлять акты и отдавать их на подпись арендодателю – и уже потом направлять их в суд. Конечно, если в итоге отделаемся мелкими повреждениями, тратить время и нервы на судебный процесс никто не будет. Но, чтобы понять, кто нам в случае суда будет компенсировать ущерб, мы позвонили в Мингорисполком. Кстати, вы знали, что горячая линия в этой инстанции работает только до часу дня? Видимо, там думают, что после этого времени в городе ничего «горячего» не происходит. Так вот, там сказали, что раз заказчиком пешеходной улицы является «Минская спадчина», она и должна все контролировать – соответственно, выплачивать компенсацию».

«Кажется, они просто ждут, когда эта ситуация рассосется сама собой». Что будет дальше

Никто не знает, из-за чего происходят потопы, и если раньше стихийное бедствие было забавным инфоповодом для видео в соцсетях, сейчас это вполне серьезная проблема, которую надо решать. Но никто не знает, как. Возможно, после сюжета на БТ (туда приезжала съёмочная группа) сверху, как это принято в наших вертикалях власти, спустят распоряжения отремонтировать последствия ремонта.

Ксения Федорова: «Для поднятия духа мы привезли в салон надувного пингвина, закупили песок. Правда, потом узнали, что после того, как наш арендодатель и соседи по потопам позвонили с жалобами в «Минскую спадчину», песок на улицу привезли и чиновники. Соседи так вообще как на войну упаковываются: кто клеенками, кто рекламными баннерами спасается. Шутки шутками, но морально в этой ситуации очень тяжело: приходишь на работу и как шаман смотришь на небо, просишь, чтобы не было дождя. А после работы в салоне полностью выключается электричество – ночью там никого нет, МЧС никто не вызовет. Иногда страшно после дождя в салон ехать. И чиновники не говорят, когда все это закончится. У меня даже сложилось впечатление, что они просто ждут, когда эта ситуация «рассосется» сама собой. Но это нереально».

Милана Климович: «Минская спадчина» не дает нам комментариев по ситуации, обо всем мы узнаем из СМИ. Я думаю, чиновники пока сами не понимают, как с этой стихией бороться. Ведь до того, как появилась пешеходная улица, вся дождевая вода на Революционной «уходила» по проезжей части, которая была отделена от пешеходной части бордюром – именно он защищал нас от потопов. Сейчас уровень тротуарной плитки один, поэтому вода уходит через все возможные пути. Я очень надеюсь, что получится решить эту проблему, но пока не представляю, как они будут это делать: потоп начинает уже после пяти минут дождя.

Слышала, что у «Минской спадчины» есть план, как модернизировать систему слива – возможно, это поможет. Еще по одной неподтвержденной информации нашу арку (вход в «Закон бутерброда») хотят наглухо закрыть. В таком случае гости смогут попадать к нам только со стороны Немиги – мы потерям часть трафика с улицы Революционной. Если власти города действительно захотят выстроить стену между нами и пешеходной улицей, мы будем сопротивляться».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Вместо лечения врачи докладывают в милицию, «кто, с кем и когда». Что запрещено ВИЧ-положительным людям в Беларуси

Боль • Евгения Долгая

Хотя мы уже понимаем, что от ВИЧ-положительных людей нельзя заразиться через обычное рукопожатие, всё равно жутко стигматизируем их. То же самое делает и закон – по сути, он запрещает ВИЧ+ людям заводить семьи и усыновлять детей. Мы собрали личные истории и законодательные провалы Беларуси, чтобы стало понятно: насколько страх может испортить жизнь вообще всем.