Беларуские эксперты все гадали, каким способом Лукашенко возьмется «разруливать» глубочайший политический кризис в Беларуси и как поступит на фоне нежелания огромного числа людей видеть его в должности президента. И сегодня в этом вопросе, кажется, нашли окончательную ясность — на помощь придет Всебеларуское народное собрание (ВНС). KYKY собрал мнения и неутешительные прогнозы политических обозревателей по теме.
ВНС — это:
Форум, который по инициативе Лукашенко учредили во второй половине 1990-х годов; вскоре мероприятие пройдет уже в шестой раз — как ожидается, в конце января — начале февраля 2021 года. Собрание проводится по следующему принципу: Лукашенко выступает на нем перед избранными заранее делегатами (как правило, таких около 2,5 тысячи; а стать делегатом обычному беларусу — хлопотное дельце) с отчетом о работе за последние пять лет и планами на новую пятилетку. Делегаты голосуют за выдвинутые «президентом» предложения, из чего получается резолюция, пункты которой рассматривают органы власти (среди них — сам Лукашенко). То есть фактически делегаты собрания реальной власти лишены, однако Лукашенко в восторге от ВНС и считает его «высшей формой демократии».
Возглавляемое Павлом Латушко Народное антикризное управление (НАУ) уже раскритиковало грядущее ВНС. «Обычно на собраниях власти рассказывают о своих достижениях. Очевидно, что в этот раз рассказывать будет не о чем: инфляция растет, зарплаты и пенсии тают, ВВП падает — планы с прошлого Всебеларуского народного собрания улетели в трубу. Зачем тогда тратить огромные деньги на содержание 2,5 тысячи министров, руководителей госпредприятий, председателей исполкомов и других делегатов собрания?» — говорится в заявлении НАУ от 16 ноября.
Структура под руководством Латушко уверена, что ВНС «больше напоминает съезды КПСС, когда никто ничего не обсуждает, а только единогласно поддерживает генеральную линию правительства», что власти намерены «и дальше имитировать демократию и диалог» — и что через ВНС Лукашенко «попытается легитимизировать свою власть».
Что Лукашенко захотел сделать с ВНС
Сегодня, посещая Столбцовскую центральную районную больницу и выступая перед ее персоналом, Лукашенко сказал, что ВНС должно стать конституционным органом. Называющий себя президентом также предложил избирать делегатов собрания на пять лет и повысить их роль.
«Если мы снимаем некоторые обязанности с президента, их же надо куда-то передавать, — пояснил Лукашенко. — В правительство и парламент эти полномочия не годятся. Куда их передвигать? Надо искать такой орган. А у нас есть Всебеларуское народное собрание.
Я буду предлагать это, чтобы мы делегатами этого собрания избирали людей на пять лет. У нас сейчас оно проводится один раз в пять лет по решению президента, а то будет в Конституции, если будет. Если вы поддержите. Поэтому некоторые полномочия придется передать.
Если растворить полномочия президента, которые передаются парламенту, правительству, министрам, губернаторам, если их растворить, будет полный бардак, который мы в середине 90-х пережили. Поэтому нужен орган, который бы всех мгновенно стабилизировал. Он будет выступать от имени народа, от трудовых коллективов уже. Это не повторение депутатского корпуса: они как избирались, так и будут 110 человек. А вот эти, им денег никто платить не будет. Это на общественных началах работа. Я сторонник того, чтобы все решали вы. Народ должен решать».
Что об этой истории думают эксперты
Политический обозреватель Артем Шрайбман:
«Как же симптоматично, что из всех путей конституционной реформы Лукашенко, кажется, остановился на самом архаичном — вернуть в страну съезд КПСС и президиум ЦК, который он сам и собирается возглавить.
Предлагали многопартийность — ай ну, партии же конкурировать за власть будут, в обществе раскол начнется. Разделение властей? Не, сложно, снова переругаются. Вы так до честных выборов договоритесь.
Вот и родилась на свет идея, о которой ваш покорный слуга писал недавно (а коллега [директор аналитического центра EAST Андрей] Елисеев — еще раньше), — сделать из Всебеларуского народного собрания супер-орган власти, а самому уйти с поста президента, на более солидный пост верховного жреца и отца нации, то есть главы президиума ВНС.
По чистой случайности, такой же вариант сразу после заявлений Лукашенко предложил министр производства круглых столов — Юрий Воскресенский.
Важный вопрос, останется ли в новой конституции пост президента. Если да, то кого бы Лукашенко ни назначил в преемники, конфликт между ними неизбежен.
Этот человек станет вторым центром силы, о нем будут писать СМИ не меньше, чем о Лукашенко. С новым человеком будут вести переговоры в Москве. Часть номенклатуры будет группироваться вокруг него, подталкивать к более автономным шагам против консерваторов, которые засядут в штабе Лукашенко. Если у президента в подчинении останутся силовики, то «отца нации» задвинут или досрочно отправят на пенсию при первом же серьезном споре между ними.
Лукашенко не может это не понимать, а значит, если выберет такой вариант, будет по максимуму укреплять свой будущий пост и лишать преемника полномочий. А это будет максимально похоже на «уходить, не уходя», то есть не снимет общественного протеста и, мягко говоря, не обрадует Москву.
К тому же, большой вопрос, будет ли достаточно формально лишить президента полномочий. Если у него останется контроль за местной вертикалью, а ВНС будет иметь полномочия, например, отправлять президента в отставку, то президент сможет заблокировать даже съезд ВНС, просто не дав выдвинуть туда делегатов и запретив подавать им автобусы.
Усложнять систему можно, когда хватает реального рейтинга ей управлять после усложнения. А когда рейтинг есть только в отчетах из АП, работать идея КПСС 2.0 будет только в этих же отчетах, а не в реальности.
Поскольку никто внутри и вне страны не купит этот маневр как настоящий транзит, международный, экономический и внутриполитический кризис продолжится. Только все это давление теперь будет оказываться не в сторону абстрактного раскола элит или падения режима, а в сторону конкретного второго президента Беларуси, чтобы он провел уже полноценный переворот.
Вся эта схема будет актуальна, конечно же, лишь в случае, если Лукашенко хватит ресурса все это провернуть и не споткнуться по пути. Я бы, если честно, на это денег не поставил».
Политический обозреватель Валерий Карбалевич:
«Чтобы понять всю абсурдность предложения [Лукашенко о ВНС], стоит вспомнить, что ВНС — не выборный, а полностью назначенный орган. Его деятельность, как и способ избрания, не регулируются никакими законами. <...> Участников собрания фактически назначает местная исполнительная вертикаль. На УНС присутствуют не представители народа, а исключительно сторонники Лукашенко. УНС — имитация народного представительства.
В общем, как может орган, который состоит из 2,5 тысячи человек и собирается раз в пять лет на один-два дня, выполнять функции президента? Это какой-то абсурд в квадрате.
ВНС напоминает съезд КПСС, который также собирался раз в пять лет и также принимал планы на пятилетку. Но в КПСС были руководящие органы, действовавшие между съездами. Это центральный комитет, политбюро, генеральный секретарь, которым и принадлежала реальная власть. При том, что параллельно с ними формально существовал коллективный президент государства — Президиум Верховного Совета СССР.
Может, как раз подобную схему пытается осуществить и Лукашенко. Он покидает пост президента, на что недавно намекал, забирает у него полномочия и передает ВНС. Поскольку это собрание в виде одного заседания раз в пять лет не может выполнять функцию высшего государственного органа, то должна быть какая-то постоянно действующая структура, которой передаются полномочия ВНС. Например, Президиум ВНС. А Президиум должен кто-то возглавлять. Угадайте с трех раз, кто.
Это модель Назарбаева в модернизированном виде. Если так, то все становится на свои места. И, на первый взгляд, абсурдная схема становится очень логичной.
В чем прелесть и преимущество ситуации — так это в том, что руководителю Президиума ВНС, в отличие от президента, не нужно выбираться. Ведь сам ВНС не выбирается. Можно от имени народа править до конца жизни.
После этого можно смело и легко выполнять свое обещание провести досрочные президентские выборы. И действительно: не обманул же, ушел с поста президента».
Политический обозреватель Александр Класковский:
«Лукашенко в Столбцах предложил сделать Всебеларуское народное собрание конституционным органом. Пожалуй, этот ход конем задуман не только для того, чтобы заткнуть рот врагам, твердящим, что ВНС не прописано в Основном законе.
Показательно, что Лукашенко предложил избирать делегатов на пятилетний срок, повысить их роль. Мол, «нужен орган, который бы всех стабилизировал». Не исключено, что таким образом вождь готовит себе запасной аэродром на случай, если обстоятельства прижмут настолько, что действительно придется заняться транзитом власти. Тогда один из вариантов — стать во главе этого «органа органов», постоянно действующего ВХС, превратиться в этакого белорусского аятоллу.
Но то, что Лукашенко таким образом подстилает себе соломки, не означает, что он так вот сразу и легко расстанется со своим нынешним креслом. Путин тоже вон мудрил, ходили разговоры, что станет во главе Госсовета, Совбеза или чего-то в этом роде, а в итоге тот решил не мудрствовать лукаво и просто обнулил себе сроки.
И если Лукашенко задавит протесты, кое-как отбоярится от наседающего с транзитом Кремля, то вполне может тоже обнулить себе нынешнюю каденцию под маркой того, что Конституция-то новая. А там-де видно будет.
Лукашенко слишком прирос к своему креслу и слишком боится любых новаций, чтобы легко пойти на эксперимент со сменой амплуа. Другое дело, что он еще никогда не попадал в такую аховую ситуацию, как сейчас. Вот и приходится изобретать новые подпорки, нащупывать пути отступления на крайняк».
Директор аналитического центра EAST Андрей Елисеев:
«Теперь точно: Лукашенко идет на должность главы Политбюро ЦК КПСС.
Сегодня АГЛ вновь заговорил, что Всебеларуское собрание необходимо сделать конституционным органом. <…> В рамках такого сценария «конституционных изменений» происходит следующее: Всебеларуское народное собрание (аналог съезда КПСС) прописывается в конституции как орган, определяющий основные направления внутренней и внешней политики, а его Президиум (аналог Политбюро ЦК КПСС) — как руководящий государственный орган в период между съездами. Тогда Лукашенко, соответственно, становится главой Президиума.
Все это несет большие риски для демократии и законности в Беларуси по той простой причине, что Лукашенко тем самым получает еще один бесконтрольный конституционный статус. К тому же с помощью хитрого трюка Всебеларускому собранию могут дать право внесения изменений в Конституцию в обход референдума, и тогда в любой момент (вне)очередной «съезд КПСС» сможет принимать любые беспредельные правки в основной закон.
Суть всей этой игры АГЛ в том, чтобы при хорошем варианте он продолжил занимать и президентский пост, и пост главы Президиума ВНС, а при плохом — формально мог бы передать президентскую должность с усеченными полномочиями человеку своей команды (например, тому же Головченко) с сохранением за собой нового влиятельного конституционного статуса.
Плохой вариант будет задействован в случае сильного давления Кремля или нового витка оппозиционной мобилизации, с тем чтобы всех надурить и якобы уйти, но остаться. Всю эту имитацию демократических преобразований целиком поддерживает деятель Воскресенский, которого нещадно продвигают государственные СМИ и гибриды типа Sputnik Беларусь.
«Мы выступаем за закрепление конституционного статуса Всебелорусского народного собрания как полномочного представительства всех слоев общества», — специально для Sputnik заявил «политолог» Воскресенский. Ну а этот пассаж «политолога» Воскресенского — просто сказка: «В постоянно действующий Президиум ВНС могли бы входить бывшие руководители государства».