«Виноваты звезды, но не РИКЗ». Скандал: с результатов ЦЭ смеются вообще все, даже чиновники в шоке — вот почему в Беларуси не работает математика

Боль • редакция KYKY

Выпускники получили результаты централизованного экзамена — это новый формат школьных экзаменов (ввели, чтобы упростить школьникам жизнь, ага). Никто ничего не понял. Соцсети заполонили скриншоты странно подсчитанных баллов и мемов по этому поводу. Даже чиновники в шоке. Объясняем, из-за чего разразился скандал. 

Там есть и фейки. Министерство образования опровергло все и создало специальную комиссию для проверки результатов (не ищите противоречий). KYKY поговорил с экспертами в сфере образования, учителями, школьниками, родителями. И собрал версии того, что это было. Но немного теории.

Первичные баллы, тестовые баллы — что вообще считают на ЦЭ?

Система оценивания ЦЭ (как было и с ЦТ) состоит из двух этапов. Сначала компьютер определяет первичный балл — он зависит от количества верных ответов и формата вопросов, с которыми справился школьник.

За правильные ответы в части «А», где нужно выбрать единственный верный вариант, начисляют один балл. За выполненные задания из части «А», где правильных ответов несколько, начисляют два балла. Частично правильный ответ на такие вопросы оценивается в один балл.

В части «В» ответ нужно не выбирать, а написать самому. За верное решение таких заданий начисляют два балла, за частично верное — один. 

Ответил неправильно — получил ноль. Допустил больше одной ошибки в заданиях с несколькими вариантами ответа — тоже ноль.

Сумма баллов — это и есть первичный результат. Количество заданий в тестах меняется от предмета к предмету, поэтому максимальный первичный балл у каждой дисциплины свой. В тестах по беларусскому и русскому языкам, результаты которых пришли выпускникам, он равен 80.

Дальше первичные баллы переводятся в тестовые. Это и есть результат ЦЭ. По какой формуле производят вычисления, доподлинно неизвестно. Ясно только, что система ориентируется на средний результат выполнения теста. За ошибку в задании, с которым большинство справилось, ты потеряешь много баллов. Но и за правильный ответ в вопросе, который мало кто решил, получишь много.

Такая система очень чувствительна к сложности теста, и это чревато последствиями — говорят эксперты. В этом выпускники и их родители убедились в понедельник 29 мая, когда получили результаты первого ЦЭ. Многие считают, что оценки должны быть существенно выше тех, которые посчитали в РИКЗ: в некоторых случаях за одну ошибку у абитуриента снимали сразу 10 или 14 баллов. При этом у кого-то в личном кабинете отображались результаты в 101 и 103 балла, а у кого-то — 0,0000000000074 балла.

У KYKY несколько версий, почему так могло получиться.

Первая версия фейла — математическая. Тесты слишком лёгкие

Формула, которую РИКЗ использует для перевода первичных баллов в тестовые, появилась в 2019 году и с тех пор не менялась. Наилучшим образом она работает при сбалансированном тесте, средней сложности.

Если вопросы трудные, формула завышает низкие первичные баллы при их переводе в тестовые. Если вопросы лёгкие, происходит наоборот — высокие первичные баллы недооцениваются при переводе в тестовые.

Логика системы такая: многие написали тест хорошо, значит ошибку сделали самые слабые — снимем у них за это кучу баллов; много человек написали тест плохо, значит не ошиблись самые сильные — добавим им за это кучу баллов.

Получается, задания по беларусскому и русскому языкам должны быть составлены таким образом, чтобы в среднем абитуриенты набирали 40 первичных баллов из 80 возможных. В этом году по требованию министра образования тест сделали лёгким, и средний первичный балл оказался в районе 55. Из-за это формула сработала плохо, занизив высокие первичные баллы при переводе в тестовые.

Технически, в произошедшем виноваты составители теста, которые сделали его чересчур простым, и РИКЗ, не объяснивший работу своей формулы Министерству образования.

Фактически же, виновата государственная система, при которой чиновники не хотят прислушиваться к специалистам, а те боятся высказаться. Вспоминается Оруэлл со своим «2+2=5»

 

Вторая версия — конспирологическая. Программный сбой

После объявления результатов ЦЭ в соцсетях заговорили о программном сбое, который будто бы произошёл при подсчёте баллов. Школьники начали пересылать друг другу скрин переписки якобы с сотрудником РИКЗ.

Многие родители выпускников тоже поверили в эту версию. Несколько человек рассказали KYKY, будто РИКЗ рассылал в школы электронные письма о скором пересмотре результатов и просил успокоить учащихся. Правда, учителя и административные работники разных школ, с которыми связался KYKY, отрицают, что получали подобные сообщения.

Приверженцы версии о программном сбое считают, что РИКЗ побоялся публично признать ошибку, и поэтому имейл-рассылку по школам быстро остановили.

Во вторник 30 мая министр образования Андрей Иванец объявил о создании комиссии «для проверки корректности обработки результатов первого ЦЭ». Он обещает принять «все меры» для устранения ошибок, если таковые будут выявлены. Состав комиссии Минобразования не объявил.

ВАЖНО, что по закону баллы  НЕЛЬЗЯ пересмотреть.

«Идея хорошая — подвела реализация». Что о ЦЭ и его результатах думают в школе

О новой форме сдачи выпускных экзаменов впервые заговорили в августе 2021 года. Тогда в Минобразования рассказали, что школьные испытания хотят объединить с ЦТ. Такой экзамен планировали составить из двух обязательных предметов: беларусского или русского языка (на выбор) и математики. Через год планы изменились. Обязательной стала только сдача одного из государственных языков. Предмет для второго экзамена выпускникам позволили выбирать самим. Такой формат утвердили под названием «централизованный экзамен» (ЦЭ) и решили ввести в 2023 году.

Завуч одной из школ Минской области: «Я, как и мои коллеги, сначала отнеслась к идее нового экзамена негативно. Раньше ЦТ сдавали только более сильные дети, которые поступали в университеты, а более слабые могли написать школьные экзамены на тройки и без проблем получить аттестат. Теперь тесты обязали сдавать всех, и я переживала, что учащиеся, которые знаниями не блещут, их не сдадут.

Потом нам показали таблицу для перевода баллов ЦЭ в десятибалльную систему. Она очень хорошо составлена. Ребёнку нужно дать всего несколько правильных ответов, чтобы получить нормальную оценку, а с этим справится каждый. С такой системой у ЦЭ намного больше плюсов, чем минусов.

 

Раньше выпускники были обязаны сдавать четыре экзамена в школе: беларусский или русский язык, математика, английский язык, история Беларуси. Во-первых, это стресс для всех детей: слишком много информации, которую нужно запомнить. Во-вторых, это дополнительное давление на поступающих в университеты: сначала они пишут четыре экзамена, а потом сдают ещё три-четыре ЦТ. В-третьих, это нагрузка на школы: каждому учреждению образования нужно создавать свои комиссии для экзаменов. 

ЦЭ решает все эти проблемы. Дети обязательно сдают беларусский или русский, которые требует любой вуз, а вторым и третьим экзаменом выбирают нужный им для поступления предмет. Если ребёнок в университет не собирается, у него проблем ещё меньше. Сдал родной язык, а вторым ЦЭ выбрал самый простой для тебя предмет. То есть всего два экзамена вместо четырёх, и один из них ты сам выбираешь. Школам тоже проще: не нужно сгонять учителей в комиссии, ведь ЦЭ сдаётся централизованно.

В общем, идея хорошая — подвела реализация. Как обычно.

Мы не знаем систему, по которой считали баллы на ЦЭ. Но по результатам понятно, что формула хорошо подошла для слабых учеников и подвела сильных, мотивированных на поступление».

Учительница одной из школ в Витебской области: «В школе результаты ЦЭ много обсуждают как в узком кругу, так и на уровне администрации. Коллеги в шоке, как и ученики. Администрация сказала верить «правдивым» источникам: если результаты признаны верными — значит они верные. На мой взгляд, новую систему оценивания ЦЭ продумали и простерировали недостаточно тщательно. Сработал человеческий фактор — детей жалко. Слышала жалобы на организацию самих экзаменов и истории про списывания».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

В Грузии умерла айтишница: «Её затравили». Пока идет расследование, говорим с беларусками о работе в ИТ: «Доводили до слёз, мужчинам это нравится»

Боль • Алексей Гулицкий

Уже неделю в сети обсуждают пост о смерти беларуской айтишницы в Грузии — в нем сказано, что девушка жаловалась на переработки и буллинг в ИТ-компании, а её родители заявляют, что дочь затравили. Пока грузинская полиция ведет расследование, мы решили рассказать все, что известной об этой истории — и поговорили с беларусками, которые тоже работают в ИТ: про буллинг, дискриминацию и сексизм обыкновенный в 2023-м (все далеко не так радужно, как кажется).