Сегодня, 10 апреля, прошла новая онлайн-конференция Минздрава на Youtube. Стрим, как и в прошлые разы, посвящался ситуации вокруг эпидемии коронавируса в Беларуси – и тем, как с ней пытаются справиться. На этот раз стрим прошел напряженно – Минздрав отреагировал отказом сообщать количество умерших медиков. KYKY публикует стенограмму разговора.
UPD: на следующий день, 11 апреля, Минздрав всё же сообщил эти данные на брифинге с ВОЗ. Мы написали о нем вот здесь.
***
Вопрос из зала (TUT.by): На этой неделе сообщалось о 38 случаях заражения медиков в Витебской области. Скажите, сколько сегодня…
Елена Богдан, заместитель министра здравоохранения: Ну вот, мы опять возвращаемся к цифрам.
TUT.by: Я настаиваю на этом вопросе, потому что если мы не сообщаем данные, люди…
Богдан: Честно говоря, я их не считала сегодня.
TUT.by: Но есть два человека, два медика, которые умерли. Витебск – 47 лет медсестра, и фельдшер 50 лет. И это люди еще не пожилые. Поэтому всех интересует: сколько медиков заражено?
Богдан: Во всех странах мира, где оказывалась помощь пациентам с коронавирусом, были зараженные медработники.
TUT.by: Но нигде не скрывается их количество.
Богдан: Мы тоже не скрываем – я просто не считала их. Ни региональную статистику...
TUT.by: [пресс-секретарю Минздрава Юлии Бородун] Юлия, я же к вам обращалась с этим вопросом на неделе.
Юлия Бородун: Я тоже не считала.
Богдан: Хорошо, мы посчитаем. Медработники – и в Витебске, и в Минске – есть зараженные COVID.
TUT.by: А сколько умерших?
Богдан: Есть умершие. Я не буду говорить цифры. Что даст, если я скажу: «один»? Вы мне скажете, что их два на самом деле. Я скажу, что мы не получили на вскрытии коронавирусную инфекцию. Вы мне начнете говорить: «Но у нее же был коронавирус». Что эта информация кому даст? Мы с первого дня знаем, что медработники находятся в зоне риска. Наша основная задача – обеспечить их средствами защиты. Но каждый медработник, вплоть до тех, кто остался в медучреждениях круглосуточно, понимают, что могут стать источниками инфекции для своих родных. Поэтому они приняли решение остаться и жить в наших учреждениях. И я реально понимаю, что, общаясь с большим количеством медработников, я тоже могу стать источником инфекции для своих родных. Поэтому все это время я не езжу к своим родителям, я общаюсь с ними только по телефону. Я до минимума сократила контакты своей семьи со своим окружением. Потому что любой из нас может стать источником инфекции. И наши медицинские работники… И вот вернусь к Союзу белорусских женщин – их акция направлена на поддержку медицинских работников. И у вас же были такие замечательные публикации о наших медицинских работниках, которые живут в наших отделениях. Про эту молодую девочку медсестру.
TUT.by: Мы готовы и дальше писать, и мы надеемся, нам будут…
Богдан: Вот вы написали, что умер фельдшер скорой помощи в Борисове – скажите, он когда поступал, ставил TUT.by как орган или лицо, которому может быть распространена информация о его здоровье?
TUT.by: Ну, если...
Богдан: Подождите, вы ответьте на вопрос.
TUT.by: Мы общаемся с родственниками...
Богдан: Подождите! А вы уверены, кто из родственников был им указан как орган для распространения информации?
TUT.by: Медицинская тайна на родственников умерших людей не распространяется.
Богдан: Тогда на каком основании…
TUT.by: По закону.
Богдан: Вот именно – по закону он имел право... Любой человек четко подписывает, когда госпитализируется, кому мы должны сообщать информацию. И мы сообщаем только этому человеку. Минздрав себе не позволяет… Хотя мы как орган госуправления имеем право получать эту информацию, ее тиражировать и публиковать. Уважаемые коллеги, это принципы биоэтики. Надо здесь уважать, в первую очередь, чувства человека, который ушел. Он четко пишет, кому должна быть представлена эта информация. Вот для чего вы сейчас спрашиваете, чтобы я сейчас сказала, что он умер от этого?
TUT.by: Я не прошу у вас имена, я прошу цифры.
Богдан: Я не буду называть цифру. Медики, наши медработники эту цифру знают.
[Задаётся другой вопрос, после тема возвращается].
Богдан: Вы на меня не обижайтесь. Работая в Минздраве, я знаю, как и что можно получить за разглашение врачебной тайны. Вы не думайте, что это моя реакция на кого-то из вас персонально. Это моя реакция именно на информацию, которая составляет врачебную тайну. Это наша информация.
TUT.by: Прошу прощения, но когда врач в Витебске берет карту актера Дашука и рассказывает…
Богдан: Значит, вот этот врач, который это делал, это уголовная ответственность – разглашение информации.
TUT.by: Он будет привлечен к уголовной ответственности?
Богдан: Если подадут родственники, то да. С нашей стороны – это дисциплинарное наказание.
Что еще говорили на брифинге. Кратко
В Беларуси меньше 1% зараженных детей, тяжело они не болеют. Бабушек, дедушек и родителей надо убеждать оставаться дома или сократить выходы на улицу. Минздрав ограничил продажу некоторых лекарств, антисептиков, медицинских масок и перчаток, потому что люди раскупили 14-месячный запас. С заводов в аптеки завезут лекарства, которые делали на экспорт. Среди пациентов с диагнозом на всю страну пять беременных женщин, но их может быть уже и шесть, и семь. Какая разница, сколько их, – важно, что у нас выделены родильные дома. Воинский призыв отменять или переносить не собираются. Говорить о смене формата Дня Победы еще рано, все еще будет видно, сегодня только 10 апреля. Пасху отменять не будут, но целовать иконы не стоит. Минздрав настаивает, что нужно соблюдать принципы биоэтики. Зараженных становится больше, потому что и тестов проводится больше – это нормально, и надо быть готовыми, что их количество будет расти.