Уже неделю минчане устраивают поминки тусовочной улице Октябрьской. Теперь по вечерам она во многом больше напоминает Зыбицкую: из машин и заведений играют хиты Сергея Жукова, прямо на дороге жарятся шашлыки и расставляются кальяны. Что вообще происходит? KYKY объясняет, почему это убивает культуру квартала, и рассказывает, что можно сделать для его спасения.
За последние пять лет в Минске появились две громкие тусовочные улицы – Зыбицкая и Октябрьская. Исторически сложилось так, что на Зыбицкой обычно устраивают тусовки с главными поп-хитами лета: по улице ходят аниматоры от баров с флаерами на бесплатный коктейль и работают аттракционы вроде «заберись по лестнице и получи 10 рублей». Амбассадоры Зыбицкой давно поняли, что работают не на искушенного клиента. Октябрьская же всегда существовала как бы в противовес Зыбицкой.
Старожилы улицы и вовсе против, чтобы ее называли «барной», потому что это место больше, чем просто про выпивку и тусовки: «Октябрьская – это средоточие субкультурных движений и свободомыслящих людей, но ни в коем случае не барная улица», – утверждает арт-директор «Хулигана» Макс Старцев. Его мысль подтверждает совладелец галереи «Ў» и «Ў-бара» Александр Василевич: «Благодаря низкой стоимости недвижимости, Октябрьская или «хипстер-штрассе», как многие ее называют, стала своего рода минским креативным кластером. Уникальную атмосферу создали не только бары и кафе, но фестивали и мероприятия, которые здесь проходят, артпространства, «Ок16» и галерея «Ў», офисы, студии, шоу-румы. Так в Минске появился один из самых привлекательных для туристов районов».
Постепенно Октябрьская разрасталась разношерстными заведениями, о ней узнавало все больше людей – концепия улицы «для своих» таяла. «Спустя годы МЗОР догадался раздать весь периметр завода – с этого и начались все концептуальные проблемы», – уверен Старцев.
Почему Октябрьская начала умирать
О том, что на улице что-то пошло не так, минчане заговорили буквально несколько дней назад, когда увидели в сторис друг у друга тусовку с хитами «Руки вверх». Речь про вечеринку, которую закатил ресторан Gruzin.by. Конечно, проблема не кроется в одном вечере и не в одном плейлисте: тем вечером по всей Октябрьской можно было увидеть, как люди курят кальян прямо из машины и раскладывают на дороге мангалы, рядом с которыми валяются пустые бутылки от водки. И, как оказалось, подобная ночная жизнь на Октябрьской успела стать нормой, просто об этом не говорили в публичном пространстве.
Владельцы заведений-старожилов согласны друг с другом, что всему виной новая аудитория, которую привели за собой недавно открывшиеся заведения: «Проблема строго в том контингенте, который присоединился к привычной аудитории Октябрьской. Его сюда завезли те проекты, которые открывались и вели промо для всех-всех-всех, игнорируя культурные основы улицы», – говорит Старцев. Владелец заведений «Лаўка», «ДЭПО», ENZO, Underdog, Let it be Влад Луневич согласен с ним: «Я давно говорил, что бесконечное открытие безликих странных заведений… <...> Чем хуже вы работаете, тем хуже у вас гости. Усугубляют ситуацию и заведения, которые круглосуточно продают алкоголь по низким, в отличие от баров ценам – «Магазин «Санта» и заправка, которая даже сделала ребрендинг. Мы с ними разговаривали – они абсолютно довольны своей жизнью и ничего не собираются менять. Выручка у них от этого [алкоголя] больше, чем от топлива», – говорит Луневич.
Посмотрев на сторис и реакцию резидентов улицы, медиа и опинион-лидеры начали предрекать Октябрьской смерть и неминуемое переформатирование в очередную Зыбицкую. Но владельцы местных заведений с этим упорно не согласны. «Про смерть говорить точно рано. Улице больше угрожают проекты реконструкции: если здесь появится очередной клонированный ТЦ с парковкой или, не дай бог, придут любимые минские застройщики, – вот тогда точно будет хана», – уверен Василевич. Старцев разделяет его точку зрения: «Я не считаю, что Октябрьская умерла. Малышка просто заболела. Её вполне возможно вылечить».
Луневич и вовсе не считает, что именно этим летом с улицей случилось что-то из ряда вон выходящее. Говорит, что проблема существует уже не первый год: «Ничего сверхстрашного на Октябрьской не происходит. Еще в далеком 2018-м я говорил, что меня сильно беспокоят огромные вечеринки <...> Но тогда это никого не волновало».
Несколько лет назад интеллигентная публика уже похоронила Зыбицкую – но с оговоркой, мол, «у нас всегда будет Октябрьская». KYKY тогда выпускал колонку о том, что Зыбицкая должна умереть и возродиться (она выполнила только первый пункт плана). Так может, Октябрьскую сейчас тоже нужно похоронить – вернее отпустить? Это же естественные циклы жизни городских пространств – может, пора искать другую локацию?
С точки зрения бизнеса ответ на этот вопрос упирается в финансы. Василевич объясняет: «Циклы есть, безусловно. Но обычно это связано с деньгами: многие проекты, которые создают атмосферу и делают кварталы уникальными, выживают только на низкой аренде. Если улица будет дорожать, то появится что-то новое. Или не появится, если не будет правильного и доступного места». А с точки зрения эмоций, создатели улицы пока не готовы опускать руки:
«Вы сами запустите проект, вложите в него всю душу, за семь лет пройдите с ним взлёты и падения, а потом услышьте от какого-нибудь умника: «Надо, чтобы это всё умерло. Ты, конечно, молодец, Ваня, но на Зыбицкой так сработало», – я посмотрю на вашу реакцию.
Перестаньте сравнивать улицу, на которой первыми барами были «Туманы» и Private House, с улицей, которая началась с ENZO и «Хулигана». Мы и все постоянные гости Октябрьской имеем полное право заявлять: это наша улица и здесь есть свои порядки», – говорит Старцев.
Аренду не подняли, и запал, чтобы вернуть культуру Октябрьской, есть, поэтому владельцы заведений этим летом решили объединить усилия для приведения локации в порядок. И у них уже есть план.
План спасения Октябрьской
Шаг 1. Организовать частную ночную охрану улицы
До лета 2020-го года на Октябрьской не было охраны. Лишь у некоторых баров на входе дежурили секьюрити, но они контролировали дресс-код и состояние только своих посетителей. На самой улице мог отдыхать кто и как угодно. Собственно, так дворик «Лавки» превратился в подобие ада со светомузыкой и алкоголем из круглосуточного. Влад Луневич не отрицает этого: «Наш двор – это рассадник проблемы. Но людей там не стало больше – их там всегда много было, особенно летом. Стало меньше контроля за этими людьми. Здания, где находятся наши заведения, принадлежат частной компании, у которой полностью сменилась управляющая команда и служба безопасности. Новая служба считает абсолютно необязательным следить за своей территорией и вмешиваться в хаос, происходящий во дворе».
Первый шаг к спасению улицы – организация охраны ее территории своими силами. Со 2 июля во дворе «Лавки» дежурит ночная служба безопасности, которую нанял Луневич. Ресторатор говорит, что уже заметен прогресс: «Это одна из самых лучших служб в стране – сверхпрофессионалы. Они работают каждый день и будут работать до тех пор, пока проблема не решится. Эффект от их работы виден – во дворике уже гораздо меньше проблем».
Луневич уверен, что если его примеру последуют и другие владельцы заведений, проблема, которая сейчас всех беспокоит, решится очень быстро.
Шаг 2. Попросить о помощи милицию
Старцев говорит: «Конечно, ночная охрана поможет. Особенно учитывая ситуацию во дворе «Лавки», от которого теперь принято держаться подальше. Но лично мне кажется, что её может быть недостаточно. Нужна поддержка милиции, над чем мы активно и работаем».
Владельцы заведений Октябрьской уже сходили на встречу с представителями РУВД, где обсудили, как милиция может помочь улице. Они попросили правоохранителей разобраться с мангалами, которые люди начали ставить прямо на проезжей части улицы. И с кальянами, которые начали курить прямо из машин. «РУВД хочет пустить патруль (наряд ОМОНа – Прим. KYKY) в пиковые дни – пятницу, субботу, воскресенье – мы же попросили их ускорить время реагирования на вызовы. Плюс, попросили запретить продажу алкоголя в ночное время на заправке и близлежащем магазине «Санта», – рассказывает Василевич.
Каков был ответ милиции на эти просьбы, пока не ясно, но Старцев отметил: «Начальник РУВД меня приятно удивил». Василевич добавил: «На встрече с представителями РУВД у меня сложилось впечатление, что они готовы помогать, чем могут. Но мы понимаем, что эта помощь должна быть аккуратной. Автозаков, обещали, не будет».
Стоит отметить, что не все амбассадоры улицы считают этот шаг к спасению правильным. Влад Луневич заявил, что он как раз против привлечения милиции к решению проблемы: «Просить о помощи нужно, когда ты сам сделал все от тебя зависящее. Вся улица [ее резиденты] пока не сделала ничего особенного, чтобы навести порядок».
Шаг 3. Поставить на улице биотуалеты и добавить больше мусорок
Если вы хоть раз были на Октябрьской, знаете, что есть большая проблема с общественными туалетами. Из-за этого многие пользовались санузлами заведений «ДЭПО» и ENZO, пока там не поставили кодовые замки. Не исключено, что ночью люди просто справляли нужду на самой улице, пока никто не видит. Это одна из проблем, которую сейчас также будут решать. На улице, например, собираются поставить биотуалеты.
Вторая не менее важная проблема – мусор. На Октябрьской действительно мало урн, поэтому те, что есть сейчас, по вечерам напоминают Пизанскую башню из мусора. Есть гости, которые не стесняются и выбрасывают бутылки прямо под ноги – проблему воспитания решать тоже нужно, но пока владельцы заведений сосредоточены на том, чтобы добавить на улицу больше контейнеров. Луневич рассказывает: «На днях мы увеличим количество мусорных баков и договоримся с компанией, которая вывозит наш мусор, чтобы она делала это еще раньше. До этого мы убирали территорию к 11 утра, сейчас – уже к 9:00-9:30. Думаю, скоро мы придем к тому, что уже в 8 утра вы будете приезжать на Октябрьскую и видеть чистую улицу без единого пьяного лица. Говоря про Октябрьскую, я говорю про наш «квадрат» [который образует дворик «Лавки»]».
Шаг 4. Донести до заведений, что из-за плохой музыки на Октябрьской можно прогореть
Когда минчане увидели в сторис вечеринку Gruzin.by, где включали хиты 90-х, стали писать гневные комментарии в адрес ресторана. Но это заведение вовсе не единственное на Октябрьской, где есть прорехи с музыкальным вкусом – как следствие, и с контингентом. Что с ними делать? Выгонять? У рестораторов-старожилов другое мнение: они предлагают мирные переговоры. Gruzin.by в отношении СМИ принял позицию «воздержаться от комментариев». Но все же руководитель ресторана Давид Куст рассказал KYKY, что после 12 июля заведение полностью отказывается от бурных ивентов: «10 и 11 июля у нас будут последние вечеринки – мы уже просто не можем их отменить». И уточнил, что «Руки вверх» сменятся на латино: «Попсы не будет».
Старцев, кстати, верит в заведение: «Ребята допустили ошибку и исправляют её. Я думаю, у них всё будет хорошо. Вообще с проектами, проигнорировавшими культурные основы улицы, нужно нежно общаться. Даже если кто-то примет позицию «мне пофиг», мы все равно не пойдём на конфликт, а объясним, почему такой порядок вещей приведет к неудаче». Луневич отчасти согласен: «Дурацкая музыка – субъективная штука. Кому-то она дурацкая, а кому-то классная. <...> К тому же идет естественный отбор: совсем неудачные концепции уйдут, и на их месте появятся более адекватные. Так и будет, если сегодня мы решим бытовые проблемы».
Шаг 5. Расширить улицу
Луневич справедливо заметил, что Октябрьская – это «жалких 500 метров», которые начинаются от перекрестка около магазина «Кристалл» и заканчивается хабом «Ок16». И новые бары пока не хотят открываться за пределами этого участка. «Мы превратили Октябрьскую в одно их самых популярных мест в городе. Естественно, все люди на нее уже не влезают. Когда к нам приходила Vulica Brasil, я просил ребят: «Сделайте что-нибудь и во второй половине улицы, которая идет до стадиона «Динамо». Ничего не было сделано». Пока что кроме Луневича о расширении территории никто из рестораторов не говорит. Но недавно в СМИ появилась новость о том, что с улицы будут убраны все заводы. Возможно, такая реконструкция поведет за собой и другие перемены.
Информацию об отказе от заводов Василевич воспринимает двояко: «В центре города заводам делать нечего. Вопрос скорее, что произойдет с заводскими корпусами: оставят их или реконструируют, и как реконструируют. Пока, как показывает практика, стихийно креативный класс с джентрификацией Минска справляется гораздо лучше, чем застройщики. Плюс, если хочется сохранить хорошую атмосферу, нужно заботиться о том, кто будет арендаторами этих пространств. Деньги убивают городские кварталы и делают их скучными так же эффективно, как и государство – почитайте Джейн Джейкобс».
И все же, несмотря на все опасения, есть шанс, что после избавления от заводов улица приобретет новый шарм.
Шаг 6. Принять Конституцию Октябрьской
В 1998-м жители Вильнюса самостоятельно провозгласили Республику Ужупис со своим собственным флагом, президентом и Конституцией. А ведь это просто один из районов города, у которого тоже есть своя особая культура. Почему бы не сделать что-то похожее в Минске? Василевич говорит: «А может мы сделаем правила поведения улицы или Конституцию «хипстер-штрассе». Если хотите, попросим всех гостей улицы соблюдать эти правила, а медиа – отрекламировать эту историю». Идея кажется рабочей: ведь если проблему мусора можно решить дополнительными контейнерами, то поведение людей поможет исправить свод моральных правил.
Кстати о людях, у Луневича есть предположение, которое объясняет варварское поведение гостей Октябрьской: «Негативный фон последнего времени, связанный с коронавирусом, искалечил психику людей. И, возможно, проблема ночных тусовок на Октябрьской в июне 2020 года – это намного меньшая и решаемая проблема в сравнении с теми же жуткими протестами в Штатах. Отрицательная энергия, накопившаяся от нескольких месяцев сидения дома в страхе, должна выплеснуться». Если теория Влада верна, публика станет менее агрессивно выражать свои желания.
Как бы там ни было, до каждого нужно донести простую истину: твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого. «Пусть все приходят на Октябрьскую, но ведут себя по-человечески и не мешают другим. Отдыхать нужно так, чтобы не оставлять кучу мусора после себя, не только на «хипстер-штрассе», и не только в городе. Больше и не нужно ничего», – заключает Василевич.
Если подводить итог, у рестораторов уже есть довольно четкий план, как вернуть Октябрьскую в прежнее культурное состояние. Хочется верить, что скоро на тусовочной улице реально появятся и туалеты, и мусорки, и вечеринки, где от плейлиста не становится дурно. Только не стоит всю ответственность перекладывать лишь на коалицию владельцев заведений: мы все в ответе за места, которые любим.