«Как только за искусство берутся власти, получается страшное фуфло»
Читатели и писатели байнета активно протестуют против такого «творчества» человека из Ярославля, который сам толком не понимает, что нарисовал: дружбу или любовь. Заказали – сделал. И вскоре уедет подальше от своего творения. Протестуют, но дружно добавляют: «Зато бабушки будут довольны!»
Что говорят минчане об этом мурале? Блогер и писатель Евгений Липкович: «Раньше Чиж уродовал город, теперь, пока он сидит, Мингорисполком сам решил отличиться». Журналист Алесь Пилецкий: «Новае графіці на сцяне мінскага шматпавярховіка. Гэта лепшая ілюстрацыя таго, чым прапаганда адрозніваецца ад мастацтва». Бизнесмен Виталий Трахтенберг: «Жутчайшее убожище! Узнал новое слово «мурал». Теперь будет ассоциироваться с этим ночным кошмаром. Мингорисполком, скажите, это что? Хочется посмотреть на того «ХУДОжника», который эту ужасающую мазню рисовал... и того «ЧИНОвника», который его художественность одобрил...» Журналист Денис Блищ: «Примерно так государственные ребята видят необходимость стимулировать добрососедские отношения – корявенько, убого и абсолютно неэффективно. Вот уж чудеса: только за искусство берутся власти, получается страшное фуфло». Музыкант Александр Куллинкович: «Для агрогородка вполне приемлемо. Такие власти. Нам всем нужно смириться с тем, что городов у нас нет. Агрогородки». Фотограф Павел Поташников: «Ужасный рисунок! Россия со стаканом к тому же, все как надо». Журналист Сергей Филимонов: «Убого – да. «Страшное фуфло» – по-моему, нет. Это если вы искренне переживаете за дружеские отношения между упомянутыми координатами, тогда, с той точки зрения это – фуфло. А так – ну, банальная серая (хоть она и цветная) глупость. По мысли. И убогость, да, с точки зрения мастерства».
Минск, которому «по барабану»
Белозубые дети поселились на стене дома, который находится недалеко от «Человека без лица», нарисованного известным греческим стрит-арт художником Ino по адресу Воронянского, 13/1. «Ангела смерти», как прозвали мурал в народе, требуют закрасить жители соседних домов. Не могут они смотреть на него, мрачного, каждый день. Разгорелась бурная дискуссия, минчане требовали оставить произведение искусства в покое и не лезть власть туда, куда не просят, со своими нормами и представлениями о прекрасном.
Мы узнали, хотят ли поменяться жители Воронянского местами с теми, кто обрел москвичку и минчанина авторства ярославского художника. А фото «Человека без лица» показали жителям домов по улице Могилевская.
Скажу честно: до последних минут у меня было впечатление, что я попала в иную реальность. Это не просто «другой Минск», который я не люблю и не понимаю, это Минск, который живет в иной галактике, не читает интернет и вообще редко поднимает голову вверх. Мне пришлось рассказывать людям, живущим в соседних домах (или даже в тех самых домах с картинами на стенах), что, кто и зачем нарисовал у них под носом. Получился мини-ликбез для жителей Воронянского и Могилевской. Одни бросали «Прикольно!» и бежали по своим делам, другие лезли в интернет и гуглили «граффити Минска», третьим было «по барабану». Последних – большинство.
Жители улицы Могилевская про детей пропаганды: «Сказка, а не граффити. Смотришь – и сразу улыбаться хочется»
Таисия Константиновна, пенсионерка: «Ой, мне очень нравится этот рисунок! Прекрасный! Светлый такой, позитивный, солнечный. Я гуляю с собакой тут все время, глаз прямо радуется. Пускай бы все стены домов так разукрасили. Много серых стен, хотелось бы побольше таких позитивных рисунков вокруг. Молодец художник, постарался на славу. Такие рисунки и глаз радуют, и никто уже не подойдет и ничего не дорисует. Пускай бы и во дворах делали такие рисунки. Вообще, город хорошеет, обустраивают детские площадки, но хотелось бы, чтобы заходил во двор, а там – такая красота.
На Воронянского видела рисунок, да. Он мне не нравится, такой мрачный… Днем еще куда ни шло, но вечером, когда я гуляю с собакой, мне хочется присесть и спрятаться. Этот капюшон, темнота… И так темно кругом, а тут еще и этот человек прямо на тебя… А тут – сказка, а не граффити. Смотришь – и сразу улыбаться хочется. Символизирует дружбу между Россией и Беларусью, как я понимаю».
Алексей, кладовщик: «Я живу на Жуковского, недалеко от обоих граффити. Мне они нравятся, огонь! Как по мне, так оба рисунка одинаково прекрасны, ничего плохого не вижу. Красота! Молодцы ребята, крутые вещи делают, не спорю. Граффити на Воронянского, конечно, с суицидальными наклонностями… А это – более позитивное, мне оно больше нравится, если честно».
Раиса, маляр: «Конечно, мне нравится этот рисунок! А вам что, нет? Куда лучше, чем каляки-маляки детей. Эстетичнее? Да. Глаз радует? Да. Что нужно еще человеку для красоты? Единственный вопрос – как сберечь эту красоту, чтобы не портили. Нужно говорить с детьми и воспитателями в садах, школах, чтобы не уродовали такую красоту. Вот такое мое мнение. На Воронянского картину не видела, это не мой район, поэтому ничего говорить не буду».
Александр, IT-инженер: «Ну, это графити лучше, чем просто серая стена. Оно символизирует Москву и Минск, как я понимаю?.. Это символично, хорошо». Показываю «Человека без лица»: «Ну, тоже интересно. Планируется, что весь город так украсят? Я бы не сказал, что он мрачный. Этот рисунок более светлый, радостный. А тот, что на Воронянского – более темный, но вся жизнь такая, из светлых и темных полос состоит. Нет, я бы не хотел менять их местами, пускай остается все как есть».
Жители улицы Воронянского: «Человек без лица лучше, он со смыслом»
После я отправилась к «Человеку без лица». Расспрашивала местных о том, нравится ли им этот «опальный» арт, и узнавала, хотели бы они «махнуться» граффити с жителями Могилевской.
Елена: «Я живу не в этом доме, сюда в поликлинику езжу. Это граффити какое-то темное, депрессивное, стараюсь на него не смотреть. Я понимаю тех, кто просит его убрать, оно не очень… А на Могилевской – другое дело! Чем же плохо улыбающиеся детки? Если бы у меня был выбор, какой рисунок разместить на стене дома напротив моего окна, я бы выбрала детей, конечно!»
Оля и Юля, школьницы: «Очень необычный рисунок, со смыслом. Мне нравится задумка художника, ведь в каждом из нас есть луч света, энергия, которая позволяет над двигаться вперед».
Любовь Ивановна, пенсионерка: «Мне этот рисунок не очень нравится. Хочется чего-то более веселого, весеннего. Люди из дома напротив тоже говорят, что рисунок мрачный. Хочется видеть что-то более прекрасное. Можно же много красивого нарисовать! Я на Аэродромной впервые увидела граффити, оно мне больше понравилось. А этот рисунок мрачноватый». Показываю свежий арт на Могилевской: «Вот это другое дело! Интересный рисунок! Дети – это всегда прекрасно, но может еще что-то интересное нарисовать. Думаю, такие рисунки, как этот «Человек без лица», угнетающие, больше нравятся молодежи. Моему внуку, например. А нам, людям старшего поколения, хочется чего-то более позитивного».
Светлана, воспитатель детского сада: «Да, мне нравится это граффити. Мне вообще все рисунки нравятся, которые рисуют в Минске. Нет, граффити на Могилевской еще не видела». Светлана посмотрела фото мурала кисти ярославского художника: «Мне больше этот рисунок нравится, он более художественный, со смыслом».