20 июня в Тбилиси случился митинг – люди вышли к зданию парламента с требованием выгнать из Грузии депутата российской Госдумы Сергея Гаврилова. Протест закончился жестоким разгоном с применением газа и резиновых пуль. KYKY решил выяснить, почему грузины проявили друг к другу агрессию и поговорил с солистом грузинского театра оперы и балета Ираклием Мурджикнели, который отлично знает историю своей страны. Ираклий объяснил, как в Грузии «появилась» Россия и почему в его стране не повторится Майдан. А заодно рассказал, что такое современная Грузия и почему эта страна не только про хлеб, вино и море.
Как Россия поссорилась с Грузией
Конфликт в 2008-м случился в Южной Осетии – на испокон грузинской территории. Осетины всегда находились за кавказским хребтом, и были нашими союзниками. Мы с ними были единственными христианами на Кавказе, ну и армяне еще. Остальные народы исповедовали мусульманство. Во времена СССР Южная Осетия, как и Абхазия, стала автономной республикой. Так вот, Россия всегда считала эти территории своими. В конце 90-х россияне даже начали выдавать в Осетии свои паспорта, пообещав их владельцам российскую пенсию. Не буду врать, до прихода к власти Миши Саакашвили, когда нашим президентом был Эдуард Шеварднадзе, в Грузии пенсия была очень скромная, где-то долларов десять. Ее подняли до 90-100 долларов только после революции в начале двухтысячных. Поэтому многие грузины согласились на российский паспорт, чтобы хоть как-то сводить концы с концами.
В 2008-м верхушка России решила «вернуть» себе якобы свои же земли, эскалировала конфликт. Кстати, в одном из интервью Путин сказал: «Мы готовили план по принуждению Грузии к миру с 2006 года». То есть провокация, которая случилась, планировалась два года. Как это было: в ночь с 7 на 8 августа россияне напали на грузинские блок-посты в Южной Осетии, Цхинвали. Мирных жителей на тот момент там уже не было, россияне всех вывезли – когда наши зашли в Цхинвали, увидели пустой город. Зато через час там уже была российская танковая дивизия с пятью тысячами солдат. В Российских СМИ говорили, что ее перевели туда той же ночью, но было очевидно, что дивизию заранее к Цхинвали подвезли. Эту колонну танков встретил наш спецназ – 150 человек умудрились справиться с пятью тысячами. Об этом даже говорил российский генерал, мол, они думали, что их танки обстреливали тысячи три человек, но никак не меньше двух сотен. Увы, запись этой речи пропала из сети, но я уверен в своих словах, потому что мой отец был одним из лучших военных врачей в Грузии и многое знал.
Единственная причина, по которой в 2008-м Путин не захватил Тбилиси, – решение Саакашвили, тогдашнего главы страны, пригласить в Грузию высокопоставленных чиновников и президентов из разных стран мира. Ходили слухи, что на решение России повлияло еще и то, что наш союзник – Турция, армия которой входит в десятку лучших в мире, – сказал, мол, если вы нападете на грузин, мы ударим по вас. Вы, наверное, не знаете, что в 90-х в Абхазии жили только 100 тысяч абхаз, еще 50 тысяч армян и 300 тысяч грузин. Многие из этих грузин потеряли в Абхазии свои дома и земли, поэтому еще при Шеварднадзе большое количество гостиниц, и даже некоторые больницы по всей Грузии переделали в дома для бежавших. Когда к власти пришел Саакашвили, беженцам стали выдавать квартиры, уже переделывали гостиницы обратно в гостиницы. Если сейчас вы будете ехать из Тбилиси в горы, по правой стороне дороги сможете увидеть кучу однотипных маленьких домиков – их построили для беженцев после 2008 года. Сегодня там живет больше 150 тысяч человек.
Ругаются правительства, а не люди
При этом на уровне обычных людей между россиянами и грузинами конфликта нет. Мы – народ, который не мешает нации и политику. Даже сейчас, после того, как Путин «рекомендовал» не ехать в Грузию, у нас на улицах каждый третий человек – россиянин. И он абсолютно комфортно себя чувствует, нет никакого предвзятого отношения.
Правда, были прецеденты: несколько идиотов решили заработать, и сделали 20-процентную наценку для россиян в своих кафе. Но их тут же накрыли – подобное считается дискриминацией по национальному признаку, а у нас дискриминация запрещена на конституционном уровне. Это сущий бред! У нас в кафе, наоборот, могу цены для россиян занизить, если те признают, что Россия оккупировала территорию Грузии.
Скажу так: если к украинскому и беларускому туристу 100% грузин относятся просто отлично, то к российскому туристу – примерно 90%. Как говорят, в семье не без урода, кто-то обращает внимание на национальность. Но этих людей очень мало: даже если вы сейчас выйдете на центральные улицы Тбилиси и начнете кричать: «Я русский!». Не факт, что на вас вообще обратят внимание. А вот когда я последний раз был в Москве, на меня напала кучка скинхедов – ребята услышали, как говорю на грузинском, но до конца не поняли, откуда я к ним приехал. Конечно, наша встреча ничего хорошего им не принесла, но инцидент мне запомнился.
У многих россиян есть имперские замашки, в этом заключается их большое отличие от украинцев и беларусов. Мне кажется, это из-за того, что Россия долго дружила с монголами, которые в принципе только захватами и жили.
Я согласен, что этот империализм распространяется не только на Беларусь, но и нас – тот же Жириновский может спокойно в интервью заявить, что Грузия – губерния России. Но давайте вспомним, как вообще наша страна вошла в Российскую империю. В 1783 году Екатерина II и наш царь Ираклий II подписали Георгиевский трактат, согласно которому Грузия обязалась не входить в военный союз ни с одним другим государством. А Россия – помогать грузинам в войнах. Узнав о трактате, персидский султан – с которым у Ираклия уже шла война – прислал письмо, где требовал немедленно разорвать союз с русской королевой, и подписать союз с ним, иначе будет война. Наш царь отказался, потому что знал, что в битве ему как раз и помогут русские. Но Екатерина II решила дать персам разгромить грузин: три дня наш народ с малым войском держался в битве против персов, у которых было огромное количество солдат. Султан даже хотел отступить, но ему доложили, что силы Тбилиси на исходе, и он остался. Грузины проиграли бой, персы полностью уничтожили Тбилиси, сожгли 15 тысяч нашего мирного населения. А через пару лет на персов напали русские и разгромили их. Из-за этого в 1801 году царь России Павел I подписал документы о полной аннексии Грузии.
Действительно, Россия – захватчик, никому из грузин не хочется дружить с захватчиками. У нас есть закон об оккупированных территориях, который гласит, что человек, который участвовал в каких-либо военных действиях против Грузии, не может пройти таможенный контроль. На границе такого возвращают туда, откуда он приехал. Но вы должны понимать, что мы считаем захватчиками не россиян, а Кремль и правительство России. Я недавно видел телепередачу, где обсуждали русско-грузинский конфликт. И один россиянин сказал: «Как мы можем быть великой державой, если в Томске нет и никогда не было газа? Я был в Грузии, там все иначе».
Первый враг русского народа – его правительство, а не обычные люди.
Едва заметная параллель с Беларусью
Конечно, Россия не отпускает и вас – зачем ей еще одна свободная Республика, особенно такая немаленькая, как Беларусь? С Путина Украины и Балтики хватит. У нас тоже был период сильной зависимости – в 90-х, когда мы брали газ и электроэнергию у России. И если Кремлю что-то не нравилось, там рычаг опустили – и всё – Грузия без света.
Вы спрашиваете, какой в Грузии имидж у Путина. Простите, я не люблю использовать в речи нецензурные выражения – о нем у нас говорят так же, как в Украине. Чтобы вы понимали: многие считают нашу правящую партию пророссийской – я этого, конечно же, не утверждаю. В любом случае, даже ее последователи относятся к Путину отрицательно. Наверное, только процентов пять всех жителей Грузии благосклонны к президенту России, но я о них даже говорить не хочу.
А вот Лукашенко у нас считают фигурой нейтральной – батька же. Как у нас говорят, он не хочет сжечь ни шашлык, ни шампур.
У нас есть кафе, где развешены стикеры «Россия – оккупант». Многие российские туристы очень обижаются, когда их видят, потому что элементарно не знают историю. Даже мой двоюродный брат (он кабардинец), когда приезжал ко мне, задал вопрос: «Почему «оккупант»?». Он думал, что в 2008-м Россия защищала осетин и абхазов от захвата грузинами. Мне кажется, проблема исторических провалов в том, что примерно 30% населения России ни разу не были за границей. Это как рыбка, которая живет в одном аквариуме и думает, что он самый красивый и удобный.
В Грузии есть ресторанчики, где крутят российскую музыку, есть и те, где ее вообще не включают – по соотношению их примерно 50/50. Но я точно знаю, что если вы зайдете в хороший ресторан, российских хитов там не услышите, чаще их ставят в забегаловках. До событий в парламенте в наших кинотеатрах крутили фильмы на русском языке. Выходят в прокат «Мстители», три раза за день их покажут на грузинском, и один раз – на русском языке. Сейчас этого нет, русскоязычные сеансы полностью сняли. Можно смотреть фильмы только на грузинском и языке оригинала. Насчет блогеров и остального – мне кажется, наша молодежь больше европейская.
У нас всё как в Литве: люди, которым больше 30, поголовно знают русский. А вот с теми, кто помладше, ситуация другая, смешанная. Кто-то знает русский, другие – английский, некоторые – оба языка. Но, наверное, русскоязычной молодежи у нас побольше, чем в Литве. Вообще, в Грузии можно найти школы с любым иностранным языком – французским, турецким, немецким, даже японским. Потому что знать иностранный очень выгодно. Дети могут выбрать два предмета для изучения, но в основном выбирают русский и английский. Тут нечего скрывать – это самые ходовые языки для нас. К слову, наши школьные учебники переписывают раз в год. Поэтому в книгах по истории уже давно есть события 2008 года. Это очень правильно: моей дочке шесть лет всего, ее даже не было на свете тогда – откуда ей знать, что произошло?
Что такое современная Грузия
Я вижу в своей стране огромнейший потенциал – при правильном руководстве, национальном мышлении она может стать одной из лучших в мире. Уже сейчас скорость нашего интернета одна из самых больших в Европе. У нас есть Дома юстиции – структура, куда ты можешь прийти и оформить любой нужный тебе документ: от паспорта, гражданства до бумаг по недвижимости и так далее. Эти дома отлично оснащены технически, очень удобная штука. А еще у нас начали придумывать грузинскую онлайн-игру, что-то вроде ваших танков [World of tanks]. Грузия сейчас – очень технологичная страна. Я понимаю, что она не так развита, как Швейцария, Англия или Германия, но мы стремимся к этим стандартам.
Инфраструктура тех же Батуми и Тбилиси очень быстро меняется в лучшую сторону. В Батуми появилась куча небоскребов, фешенебельных квартир, казино – у нас это легально. Город просто не узнать, как и Тбилиси, где появилось много новостроек и гостиниц – сейчас это просто какой-то черноморский Лас-Вегас!
Хотя, надо признать, при Саакашвили города развивались гораздо быстрее, а сейчас просто идут по инерции. Все немного замерло: многие проекты, которое начало то правительство, были заморожены на долгие годы. Почему-то нынешнее правительство не хотело их развивать. Как будто лопаты побросали и передумали.
Страна и сейчас развивается, но темп не тот, что был у Миши. Могу предположить, что при Саакашвили Грузии были доступны большие инвестиции США и Турции. И если турецкие деньги остались, то американские собираются попридержать до тех пор, пока Грузия не выполнит несколько условий. Одно из них обсуждалось на недавнем саммите в Вашингтоне – строительство глубоководного порта (около 18 метров) в Анаклии. Он очень нужен американцем, потому что в порты других масштабов просто не зайдут их корабли и авианосцы. Правительство США рассуждает так: раз вы не хотите его строить, значит, ваше правительство – пророссийское. Это еще одна причина, почему разгорелся грузинско-российский конфликт.
Еще у нас вышел закон, регламентирующий язык вывесок заведений. Раньше в Грузии было много кафе, магазинов с витринами на русском или турецком. Их оштрафовали на огромные суммы, потому что отныне по закону все вывески могут быть только на грузинском, максимум – дублированные на еще один язык.
Наша основная внутренняя проблема – заработок населения, потому что он совсем не такой высокий, как бы хотелось. К тому же в стране нет понятия «средний уровень достатка». Население разделено на людей с получкой «ниже среднего» – у нас можно впахивать целый месяц за 300-400 долларов – и очень богатых людей. Речь про месячный доход в 5-10 тысяч долларов. Обычно во второй группе либо политики, либо состоявшиеся бизнесмены. А еще те, кому хватает ума работать в больших успешных компаниях типа British Petroleum.
В каком-то смысле мы действительно зависим от российского туриста, но давайте посмотрим на статистику. В прошлом году Грузию посетили почти в два раза больше россиян, чем, например, поляков. Но в общем поляки потратили больше! В Грузии есть провинция Кобулети – приморская деревушка, где можно найти койку за 7-10 лари, это примерно пять долларов. Россияне чаще всего приезжают именно туда – съедят за день два хачапури, хлеб, сыр – и всё.
Большая часть Грузии не будет скучать по этому туристу, а более финансово и ментально продвинутые россияне вряд ли послушают «рекомендацию» Путина, будут к нам приезжать.
Недавно запустили кампанию под названием «Проведи лето в Грузии». Мы сняли крутой ролик, который транслировали даже по CNN, а в сети появилась группа с аналогичным названием. Ей всего пару недель, а там уже больше 320 тысяч участников. Вот недавно семья из Лос-Анджелеса записала крутой ролик о том, что собирается ехать отдыхать к нам. Мы ждем большого притока туристов из Европы и Америки. И знаете, за это отчасти надо сказать «спасибо» Путину – он сделал Грузии отличную рекламу. Если вы бывали в разных странах мира, могли увидеть, что его не сильно любят. Так что реакция на санкции от российского президента сработала для нас хорошо.
Чего грузины хотят добиться антироссийскими протестами
Если бы на стул председателя парламента сел беларус или американец, люди бы не вышли на митинг. В Грузии беларуских политиков считают друзьями, а американцы для нас – первый стратегический союзник. Да даже если бы российский турист проходил мимо парламента и решил занять место председателя, никто бы не отреагировал. Такое было возможно только с [депутатом Госдумы Сергеем] Гавриловым, и на то есть несколько причин. Во-первых, его по Конституции нельзя было пускать в Грузию, потому что он участвовал в войне в Абхазии. Гаврилова пропустили только потому, что этот саммит был религиозным. Во-вторых, этот человек выступает в российской государственной думе против Грузии – его высказывания всем очень хорошо известны. В-третьих, у нас вообще нет дипломатических отношений с Россией – даже их посольства в нашей стране нет! И тут приезжает… И сажает задницу в кресло председателя. Когда об этом узнали, национальный протест было не остановить – все грузины с абсолютно разными политическими взглядами вышли на митинг против этой несуразицы.
Но даже во время протестов в Тбилиси всё работает, как обычно. Люди приходят на митинг после работы, в семь вечера. Мы собираемся на проспекте Руставели перед парламентом. Когда людей приходит много, движение на нем перекрывают. Но пару дней шел дождь, поэтому на митинг собиралось немного людей, и проспект был открыт. Это не похоже на то, что происходило во Франции, когда толпа выламывала витрины – ничего подобного в Тбилиси не происходит.
Правительство пошло на уступки, выполнило все требования людей, кроме одного. Как того хотели грузины, человек, который завел Гаврилова в парламент, подал в отставку, сдал депутатский мандат. Подал в отставку и председатель парламента, в чье кресло сел Гаврилов. Но самая важная победа Грузии – переход к пропорциональным выборам, они пройдут в стране уже в следующем году. Теперь в парламент будет входить не только правящая, но и другие партии – это значит, что судьбу Грузии будет решать не один человек, как прежде. Мы получили более демократичное решение вопросов на государственном уровне.
Правительству осталось выполнить всего одно условие: отправить в отставку министра внутренних дел. Люди считают, что по его приказу разогнали митинг, потому что именно он руководит действиями полицейских. Причем людей разгоняли тогда, когда делать этого уже не нужно было. Все успокоились и были готовы разойтись, когда они первый раз газом выстрелили. Но полиция продолжила разгон до утра. Начала стрелять резиновыми пулями, которые с десяти метров разрывают мягкие ткани. Я на днях читал инструкцию от производителя этих пуль – если такой с больше десяти метров выстрелить в голову, она может убить.
Министр МВД уже выходил к прессе, говорил, что уйдет в отставку после того, как проведет собственное расследование случившегося на митинге. Это тоже вызвало всеобщее недовольство: он заинтересованное лицо, почему он будет это расследовать? Плюс, министра обвиняют еще и в том, что он позволил Гаврилову въехать в страну.
В субботу 29 июня на митинг собралось очень много людей, почти тридцать тысяч. Они колонной прошли от площади первой Республики, до площади Свободы – это почти два километра пешком.
Сейчас приходит меньше, но все равно достаточно. Они стоят на проспекте с 7 до 12 часов вечера – люди смеются, шутят, агрессии нет. Как-то на проспект пришла наша певица Анита Рачвелишвили, сначала а капелла вместе с ансамблем Varada спела грузинскую песню Herio Bichebo, а потом – наш гимн. Мы вообще каждый день на митинге гимн поем. Забавно, что к протестующим подходят и российские туристы, фотографируются с плакатами против Путина. У меня есть друг Егор, он сам из России. В 2013 году приехал к нам, влюбился в Грузию и не смог уехать обратно. Получил грузинское гражданство и теперь живет здесь, а работает в «Эхо Москвы».
Когда уберут министра, сборов на площади не будет, потому что люди получат всё, чего хотели. Никто не собирается устраивать революцию, ведь это всегда шаг назад. Даже те, кто радикально настроен против нынешнего правительства, понимают, что его нужно сместить не силой, а демократичными выборами. Если министр не уйдет в отставку, наверное, будет еще один момент, когда народ закипит. Но это не значит, что начнутся стычки на улицах – люди просто потребуют досрочных выборов. Если правящая партия проиграет, министра МВД сместят автоматически. Более жесткое развитие событий невозможно. Мы все – грузины, независимо от этнического происхождения наших граждан. А значит – патриоты. И полицейские не пойдут на физический конфликт. Нам всем ведь жить потом в одной стране! Всё закончится мирно.
Даже если отношения с Россией не наладятся, это неважно. Для примера: грузинам всегда было сложно получить визу в Россию. В 2014 году я пошел в Американское посольство и за 129 долларов сделал американскую визу до 2024 года. Причем с правом оставаться в США по полгода. А потом мне нужно было съездить в Россию на похороны дедушки – за российскую визу я заплатил столько же, но дали мне ее всего на пять дней. Да и грузины уже научены 2008 годом: все, кто строил бизнес с россиянами, нашли лазейки, как его вести, несмотря на конфликты – куда могло ударить, ударило тогда. Сейчас, скорее, начнутся проблемы у россиян, которые ведут дела в Грузии.
Да и знаете, я был в очень многих страна мира. Так, как умеют отпускать стресс грузины, не умеет больше никто. Даже если за душой у человека ничего нет, он не перестанет улыбаться и будет счастлив. Это умение заложено в нас на генетическом уровне и очень помогает. Когда все и всё достало – ты поехал в горы и обо всем забыл. Мы – солнечные люди. Так что не переживайте за нас, покупайте билеты и приезжайте в Грузию – у нас же начался морской сезон.