Мировые таблоиды еще полгода назад крайне редко писали о Беларуси, но этим летом ситуация изменилась – в стране случился переворот, которого не ожидал никто. Чтобы понять, как во всемирноизвестных медиа изменилось представление о беларусах, Лукашенко и Тихановской, KYKY проанализировал тексты пяти популярнейших изданий: BBC, The Economist, The Guardian, CNN и The New York Times.
The Economist
В Британском еженедельнике недолюбливали Лукашенко и его соратников еще до выборов. Так, например, 20 июня издание выпустило текст под заголовком «Размахивая тапочками перед «тараканом» президентом Беларуси», в котором рассказывалось, как диктактор, правящий с 94-го, в 2020-м должнен сильно постараться, чтобы выиграть новые выборы. Так как всё, что он строил годами, рушится.
При этом в середине лета аналитики издания не утверждали, а лишь предполагали, что Лукашенко не победит на выборах. Но 13 августа The Economist опубликовал текст «Лукашенко пытается подавить протесты против сфальсифицированной «победы». С тех пор издание придерживается политики, что в Беларуси правит нелегитимный президент.
Что интересно, до выборов в The Economist Светлана Тихановская была представлена как «бывшая 37-летняя учительница», вокруг которой сплотился беларуский народ. Так о ней писали даже в августе. Но в сентябре «регалии» Светланы переписали: «Тихановская, которая, вероятно, победила на выборах», – так ее назвали в статье «Спасет ли Путин Лукашенко», которая вышла 12 сентября. 26 сентября The Economist снова изменил позиционирование Светланы. Издание выпустило текст «На мировой арене Франция изо всех сил пытается быть одновременно европейской и французской», в котором, в том числе, рассказала о встрече французского президента Макрона с «лидером беларуской оппозиции в изгнании Тихановской».
CNN
До августа издание мало писало о Беларуси в контексте выборов – американских журналистов больше волновала тема наших отношений с Россией. Например, они плотно следили за ситуацией вокруг вагнеровцев, 30 июля выпустили текст под заголовком: «Беларусь заявляет, что арестованы российские наемники. Между Путиным и Лукашенко растет напряжение». 9 августа повестка сменилась – CNN начал освещать бесчеловечные августовские разгоны протестов. Журналисты публиковали не аналитику, а видеоряд из Минска.
11 августа на CNN вышло сразу два текста. Первый – «Беларусы выходят на улицы, авторитарные лидеры встали за Лукашенко», второй – «Кандидат от беларуской оппозиции бежит в Литву во время разгона акций протеста». По этим заголовкам может показаться, что CNN как бы намекает, что лидера у беларуского народа нет – есть только Лукашенко.
В целом издание не принимает чью-либо сторону. И продолжает анализировать ситуацию в нашей стране, опираясь на новости из России. Так в статье от 19 августа под заголовком «Ему все равно, живем мы или умрем»: как беларусы избавились от десятилетий страха, чтобы ослабить железную хватку» CNN рассказывает как о митингах с БЧБ, так и о шествиях с красно-зелеными флагами. Издание описывает бурное недовольство, расколовшее беларуское общество, но тут же добавляет: «Многие в Беларуси считают, что Путин может быть единственным человеком, который может сделать или сломать Лукашенко».
Также CNN освещала телефонный разговор Путина и Лукашенко, который состоялся в день рождения последнего. Это был текст от 30 агуста под заголовком «Путин передает «теплые пожелания» бою Лукашенко, поскольку в Минске на фоне протестов видны танки».
При этом нельзя не вспомнить текст CNN от 23 сентября «Неожиданная инаугурация Лукашенко – это «воровская» встреча и «фарс», заявляет беларуская оппозиция».
Сейчас CNN рассказывает о точечных событиях из Беларуси: задержаниях спортсменов, жестоких разгонах и так далее. Тихановскую в своих текстах издание подписывает как «лидер беларуской оппозиции».
The New York Times
Первый текст о ситуации в Беларуси издание выпустило 22 июня под заголовком: «Шаткая политическая хватка, лидер Беларуси обвиняет давнего союзника: Россию» В ней рассказывается о том, как Виктор Бабарико, который руководил российским банком, оказался в тюрьме.
Второй текст в контексте выборов в Беларуси у The New York Times вышел 29 июля, он назывался: «Беларусь заявляет, что российские наемники планировали сорвать августовские выборы». Издание писало о «эскалации вражды с ближайшим соседом», как бы намекая, что Лукашенко, вероятно, сошел с ума, раз решил поссориться с Путиным.
Как CNN, The New York Times писал о Беларуси в связке с Россией, видимо, по инерции. 7 августа издание решило поменять тональность. В тексте под названием «Последнему диктатору» Европы грозят перевыборы, он все в большей опасности». Этот текст начинается со слов: «Человек, которого часто называют «последним диктатором Европы», еще никогда не выглядел таким шатким». В издании объясняют такое состояние «президента» появлением кандидата Светланы Тихановской, которая стала главным оппонентом Лукашенко. А также тем, что за время предвыборной кампании он растерял «союзников» и не уследил за экономикой.
После выборов в Беларуси The New York Times окончательно перестал подавать Лукашенко как диктатора, в руках которого действительно сосредоточена власть. 13 августа издание опубликовало два текста. Первый – «Массовые избиения и задержания в Беларуси: как президент цепляется за власть». Второй – «Кто такая Светлана Тихановская – лидер оппозиции в Беларуси?».
20 августа опубликовало текст «В Беларуси происходят невозможные, немыслимые перемены». Журналисты The New York Times стали чаще писать о людях, о лидерах сопротивления, о женщинах Беларуси, которые идут в бой, несмотря на жестокие задержания. Про Путина же теперь пишут в издании только в связке с Лукашенко. Так, например, 14 сентября вышел материал «Боевой беларуский авторитет едет в Россию за помощью к Путину». Это был текст о том, как Лукашенко, «вытирая лоб платком», просил помощи у президента России. Что примечательно, 23 сентября издание опубликовало мощный мини-фильм о Тихановской. В нем, в том числе, показали свидетельства людей, которые стали жертвами насилия со стороны силовиков во время протестов.
The Guardian
Ведущий мировой таблоид Британии, кажется, первым из СМИ за пределами Беларуси признал лидерство Тихановской. Уже 31 июля там опубликовали текст под заголовком: «Массовый митинг в поддержку лидера беларусской оппозиции накануне президентских выборов». Это был текст о том, как десятки тысяч беларусов пришли на пикет Тихановской в минский парк.
2 августа на The Guardian вышел текст про Лукашенко. Он назывался «Неужели это начало конца «последнего диктатора Европы»?» В нем про Лукашенко писали «загнанный в угол беларуский лидер».
Неудивительно, что после 9 августа на The Guardian (как это случилось чуть позже у The New York Times) полностью пропала подача Лукашенко как легитимного президента. Издание опубликовало тексты о нем, которые рассказывали о насилии над мирными гражданами:
- «Последний диктатор Европы» теряет хватку».
- «Лидер Беларуси просит Путина о помощи на фоне протестов после выборов».
- «Президент Беларуси намекает на новые репрессии, чтобы сохранить власть».
- «Беларусы в голос говорят: время Александра Лукашенко истекло».
- «В отставку!»: Александра Лукашенко критиковали заводчане в Минске».
Такие тексты параллельно с репортажами с разгонов митингов выходили на The Guardian в августе. В сентябре новости про Лукашенко таблоид отправил на второй план – в повестке были люди, которые страдали от действий силовиков, члены КС, которых отправляли в тюрьмы, и женщины. 12 сентября издание опубликовало текст «Феминистическая революция в Беларуси: как женщины сплотились против Лукашенко».
В октябре Лукашенко и вовсе «пропал» c обложек The Guardian. Там остались только беларусы, которые еженедельно выходят на мирные митинги, и ОМОН, который эти митинги разгоняют водометами. О чиновниках The Guardian сообщает лишь то, сколько санкций против них ввели разные страны мира.
BBC
Издание из Нью-Йорка начало писать о выборах в Беларуси еще в июле. 14 июля, например, вышел текст «Выборы в Беларуси: сотни людей протестуют после того, как соперники Лукашенко заблокированы». В нем рассказывалось, как Виктора Бабарико и Валерия Цепкало не пустили в бюллетени, из-за чего «находящийся у власти с 1994 года Лукашенко гарантированно победит в голосовании».
30 июля в BBC узнали про Светлану Тихановскую. Тогда вышел текст «Митинг оппозиции в Беларуси привлекает тысячи людей, несмотря на разгоны». А 31 июля издание, видимо, решило просветить своих британских читателей, и выпустило материал под названием «Беларусь: домохозяйка бросает вызов авторитарному президенту». В нем рассказали, что Светлана – политик-новичок, которая «стала неожиданным лицом перемен в Беларуси». Уже 19 августа BBC разместило текст «Беларусь на грани: что теперь?», в котором фото Тихановской поставили рядом с фото Лукашенко. Впрочем, после 9 августа Тихановская больше не появлялась на BBC в качестве чьей-то жены или домохозяйки.
Тут надо отметить, что BBC не только Тихановскую называет лидером беларуского протеста. Этот же статус издание приписывает Марии Колесниковой. Так 7 сентября вышел текст «Лидера беларуской оппозиции задержали люди в масках» – о том, как на двое суток пропала Колесникова.
Весь август на BBC выходили материалы о протестах в Беларуси. Примечательно и то, что в заметках не писали о лидерах – писали о людях. Много внимания издание также уделяло феминистской повестке. Так 13 августа вышел текст «Женщины образуют цепочки солидарности, чтобы осудить репрессии», после которого BBC не раз писал о женских маршах. И даже упоминал задержание «оппозиционной иконы» Нины Багинской.
В сентябре повестка издания была аналогичная: BBC давало информацию о протестах, задержаниях и о том, как Лукашенко просит денег у Путина – правда, уже не называя его «последним диктатором Европы».
Сейчас, в октябре, BBC пишет о Беларуси реже. Последние новости были тоже о разгонах, а еще 14 октября вышел текст «Беларуская оппозиция угрожает Лукашенко массовой забастовкой» – про народный ультиматум, который предложила Светлана Тихановская.
Вместо вывода
Еще летом в иностранных СМИ по накатанной писали о «последнем диктаторе Европы», у которого впервые с 1994-го появились реальные оппоненты. Правда, один из них – домохозяйка, которая ничего не понимает в политике. Очень много внимания уделялось разбору отношений между Путиным и Лукашенко. Опять же, об этом в контексте Беларуси писали всегда – зачем отказываться от вечной темы?
Но ближе к августу вектор вещания о беларуской повестке заметно изменился: когда в мире увидели невероятный уровень солидарности и желания перемен в беларуском обществе.
Мировые таблоиды быстро переквалифициаровали Тихановскую из жены и домохозяйки в лидера беларуской оппозиции, забыли про Путина и начали, наконец, писать о людях, которые каждое воскресенье выходят на протест. Беларусь перестала напоминать фильм, концовку которого ты разгадываешь еще в начале.
А Лукашенко из «силача» превратился в «лидера», который перманентно просит помощи у Путина, потому что весь остальной мир от него отвернулся. Он уже не представлен в мировых СМИ как президент – скорее, как человек, который синими руками держится за власть.