Ровно пять лет назад – в мае 2014 года – в Минске прогремел чемпионат мира по хоккею, куда съехались больше 80 тысяч туристов. На этой неделе нас ждет очередное грандиозное спортивное событие – II Европейские игры. Очевидно, город снова заполнят иностранцы. Возможно, часть из них окажется англичанами или литовцами, которые уже приезжали сюда смотреть хоккей. Но это было так давно! Чтобы вы поняли, как сильно за последние пять лет изменился Минск, KYKY вспоминает, каким его видели иностранцы в 2014 году и рассказывает, что их ждет в году 2019-м.
Бомбилы, которых убил каршеринг
В 2014 году в Минске, конечно, уже было такси – никто на поливальных машинах из клубов не уезжал. Но разнообразия «шашечек» в городе не наблюдалось. Иностранцу приходилось довольствоваться либо услугами беспощадных бомбил, либо заказывать «7788», в машинах которых преимущественно накурено и играет Аллегрова. О том, что в мире есть что-то типа Uber, в Беларуси в 2014-м слышали, но только истеблишмент, который ездит в командировки.
Прошло пять лет – иностранец может не мучиться, голосуя на дороге, а просто открыть свой телефон, в котором точно есть Uber или Яндекс-Такси. Возможно, ему повезет и на вызов приедет Валера на Tesla. Радует и то, что мы не Uber`om едины – в городе теперь много приложений для онлайн-заказа такси.
Кроме того, за пять лет в Минске появился шеринг транспортных средств: каршеринг, кикшеринг, прокат велосипедов (в Минске появились велодорожки: если сравнивать с «ничего», которое было в 2014 году – можем порадоваться за себя).
А еще пять лет назад без личной зарядки экомобиль в Минске существовать попросту не мог – благо, в 2019-м на многих заправках уже есть общественные зарядки. Причем бесплатные. В 2014-м ничего из этого и в помине не было.
Барные улицы вместо разбитых фонарей
Страшно вспоминать – в 2014 году в Минске не было феномена тусовочных улиц. Две ныне популярные локации находились в зачаточном состоянии. Зыбицкая была на реставрации – там работал бар «Туманы» и еще пару совсем невзрачных заведений, которых окружала стройка. Все разом больше походило на Сайлент Хилл, чем на городскую улицу, где хочешь кутить всю ночь. Про Октябрьскую вообще мало кто знал, кроме Макса Старцева, который в то время раскручивал бар «Хулиган», и Влада Луневича, открывшего только «окошко» круглосуточной «Лавки». Звук цикад на Октябрьской в 2014 году разбавляли разве что байкеры – даже студенты из соседнего студгородка дальше магазина «Кристалл» не ходили. Вы можете справедливо заметить, что тусовались на Карла Маркса – да, но разве что в ресторане News и в баре Sweet & Sour и похожих на них «долгожителях».
Поэтому иностранцу на «7788» приходилось ехать в зону гостеприимства ко Дворцу Спорта. Ну, или к «Минск-Арене», где тоже была локация с пивом, но менее движовая. Как говорят, что-то меняется, а зоны гостеприимства в Минске – навечно. Ведь и сегодня иностранец может выбрать проводить вечера в Минске с пластиковыми стаканами хмельного под песни Анжелики Агурбаш на Немиге. Или посмотреть гид по «новому» Минску и пойти искать развлечения на вышеупомянутых улицах. Еще вариант – зайти в «Песочницу» и попробовать местный стрит-фуд. Кстати, понятие «быстрая еда» пять лет назад в Минске означало разве что златку в киосках «Хутка Смачна». Тусовки вокруг себя все еще собирал «Макдональдс» около станции метро «Октябрьская». Наверное, потому что других франшиз с бургерами и фри в городе попросту не было. А теперь оглянитесь – франшизы KFS, Dominos, Papa John's, Paul – и минчанин успел стать недовольным всеми ними!
Еще один прорыв – кофейни. Кажется, никто не заметил, как году в 2015-м они стали размножаться почкованием. Сейчас выпить кофе в Минске проще, чем отыскать туалет. Пять лет назад минчанину и гостю столицы приходилось пить кофе из «Центрального» или довольствоваться разведенной жижей 3 в 1 или капучино из пакетика.
Отдельная боль – ночные клубы. В 2014-м из заметных заведений был разве что скандальный Blondes and Brunettes, который любили и ненавидели за высокие цены и жесткий дресс-код. На пике славы был Dozari – но с довольно махровым go-go и коктейлями «мохито». Те, у кого амбиций было еще меньше, ходили в «НЛО» и «Титан». Часто там наливали «отвертку» с дешевой водкой и разбавленным соком, но это никого не волновало. Вы не поверите – но все эти клубы все еще живы (кроме так же скандально закрывшегося Blondes and Brunettes)! Да, даже Dozari – каждый день работает до шесть утра. Но едва ли кто-то ведет туда приличных гостей из других стран.
Зато теперь, спустя пять лет, появилась отличная альтернатива – вечеринки в бывших заводских помещениях. Рейвы в «Ок16», Hide, «Корпусе» стали крутой частью Минска. И это куда больше похоже на прогрессивный Берлин, чем на кальян-бары в кавказской провинции. Так что если иностранец спросить, куда ему пойти потанцевать – рекомендуйте их, избавьте человека от флешбэка в 2004-й.
Фесты и уличные тусовки
Этот топик не затрагивает иностранцев, которые видели в Минске Чемпионат мира по хоккею, и приедут наблюдать за Европейскими играми – но мы не можем не упомянуть фесты. В 2014-м культура опен-эйров только зарождалась – да, в Мире уже был (или еще был – фестиваля-то из-за руководства Мирского замка больше нет) большой «Mirum», а в Минске арт-пикник FSP еще был более мелким и, простите за просторечие, «ламповым». Уже был «Рок за Бобров» (но не таких многотысячных масштабов, как теперь) и еще парочка техно-фестивалей. Но все это скорее было редким шансом послушать музыку на улице – теперь же фестивали летом почти каждую неделю, иногда даже по несколько в одни выходные. В Верхнем городе гремят дни национальных культур, и самый громкий из них – грузинская Тбилисоба. Появилась «Классика у ратуши», этно-фестивали за МКАДом, фесты еды типа Vulica Ezha... По сравнению с 2014 годом – небо и земля.
Масс-маркет VS закупы в Вильне
В Минске всегда были модники, но пять лет назад, чтобы быть в тренде, им приходилось ездить на закупы. Каждый беларус хоть раз затаривался вещами, кофе и стиральным порошком в Чернигове, Вильнюсе или Белостоке. В Минске были торговые центры, но их ассортимент и цены намекали, что проще сделать Шенген и уехать за оксвордами или стильными пальто в Варшаву. Тогда еще очень активна была «Столица» и подобные ей ТЦ. Уже был Mango, но многим хватало денег только на синтетическую Terranova. Еще можно было попытать счастья в ТЦ «Зеркало», ну или от отчаяния пойти в «Импульс».
Но со временем старые ТЦ умерли (или выглядят, как живые трупы). Им на смену отстроили «Галерею», Dana Mall, «Момо», «Галилео» – большие торговые центры, куда пришла та самая испанская Inditex с магазинами Zara, Oysho, Massimo Dutti, Bershka, Pull and Bear, Zara Home, Stradivarius. Совсем скоро – этой осенью – гештальт минского масс-маркета закроется полностью: в городе откроют H&M. Все, ездить никуда не нужно – разве что в Ikea. Да и иностранец в окружении привычных вывесок масс-маркета будет чувствовать себя немного спокойнее – почти как дома.
Тем более, торговые центры стали не просто точкой, где можно купить топ из новой коллекции. Люди приходят туда, чтобы пообедать на фуд-корте, сводить ребенка в научный парк развлечений, посмотреть кино, сделать селфи на фотозоне или даже посмотреть на выставку, пускай и посредственную. Главный показатель современности этих торговых центров очень простой: подростки теперь тусуются возле (или внутри) них. А раньше беднягам приходилось наворачивать круги по родным районам.
Кстати, в 2014-м в Минске было очень мало дизайнеров одежды – заметны были разве что мастодонты типа Ивана Айплатова и Лены Цоколенко, вещи которых могли себе позволить только обеспеченные люди. Сейчас дизайнерской одежды и шоурумов появилось столько, что уже можно сомневаться в ее оригинальности. Но это ли не признак, что сфера развивается?
Соломенные рюмки против розовых автозаков
Пять лет назад иностранец увозил из Минска уродливые магниты с чаркой и шкваркой, псевдо-рушники и, конечно, кукол из соломы. У него же просто не было выбора! Вспомните, что продавали в зонах гостеприимства. Сувенирная продукция создавала иллюзию того, что беларусы – брутальная нация, которая до сих пор ходит в соломенных лаптях и вытирается льняными полотенцами.
Теперь в городе появились не только дизайнеры, но и достойная «сувенирка». Совсем недавно KYKY публиковал 50 подарков, которые нужно увозить за границу. Этот список легко можно расширить и до ста вещей – но всему свое время. Наверное, одно из самых крутых направлений «сувенирки» – попытка олицетворить боль и радость беларуса в забавные значки, принты и игры. В каких формах только не изображали автозак – символ беларуской демократии!
Барбершопы и броубары как матерные слова
Раньше все парни стриглись исключительно в олдскульных парикмахерских, где делают начёсы. Сейчас они ходят в барбершопы, которых в Минске стало, как кофеен, – более чем достаточно. Уже никто не думает, что «броубар» – ругательство, все знают, что там делают брови красивыми. И многие водят своих британских котиков и корги к грумерам. В 2014-м это слово в каких-нибудь Шабанах или на Востоке воспринималось бы как оскорбление.
В Минске появились и достойные продуктовые гипермаркеты. В 2014-м Евроопт еще был сетью маленьких магазинов с плодово-выгодным, а Корона потрясала ценами даже вполне обеспеченных людей. Теперь у нас есть несколько приличных сетей гипермаркетов, а старичкам, чтобы оставаться на волне, пришлось привести в подярок ценники.
И – это правда очень важно – в городе появился приличный хлеб! Мы не говорим про сувенирный «Нарочанский», просто о чиабатте пять лет назад не знали даже в общепите. Теперь в городе есть частные пекарни вроде BroBakery, которые поставляют выпечку в кафе. Боже, храни малый бизнес!
Городская застройка – пункт, в котором ничего не изменилось
Турист в 2014-м видел Минск, в котором не было многого, но уже «камнем» стоял Kempinski – и он не изменился, тут мы иностранца не удивим. Но сколько всего построила Dana Holdings! Например, то самое здание, которое прямо сейчас достраивают на Октябрьской площади – там даже герб владельцев компании (причем сербов) выбит. Минчанам порой хочется выбить себе глаза при взгляде на него. Ну и красно-зеленый Dana Mall, который вызывает у многих биполярное расстройство (зато там Zara есть, железный аргумент для потребителя). А помните, что для его застройки вырубили еще часть яблоневого сада?
Разрослись и спальные районы города – вы давно были за «Минск-Ареной»? Там появился гигантский квартал с офисными зданиями, который очень напоминает бюджетную версию Дрездена. Дома в Каменной горке тоже не заставляют себя ждать, как и в Малиновке. Город активно растет – жаль только, что в пределах мапидовских ценностей (приличных проектов А100 на весь город явно не хватает).
Порадовать читателя в этом пункте нам особо нечем. Всё самое интересное происходит в бывших заводских помещениях – но, к сожалению, под жильё их еще не отдают.
Блогеры из ЖЖ против ИТ и Insta-звёзд
Давайте честно: беларусы еще не думали про экологию, только начинали узнавать, что такое феминизм. ЛГБТ, дискриминация, право на аборт – все эти темы существовали где-то в западном инфополе и были крайне хайповыми (этого слова, кстати, тоже не было).
Минском «правил» Facebook – все заметили, что ЖЖ погибает, и перебежали вести блоги и писать длинные посты в детище Цукерберга. Блогерами тогда считались как раз ЖЖ-шные персоны как Елена Стогова, которая сейчас живет в Монако. Уверены, новое поколение минских хипстеров даже не знает, кто это (кстати, в 2014-м слово «хипстер» обозначало крайне узкий круг людей. А далекими от медиа-тусовки горожанами этот термин употреблялся в презрительных выражениях). Теперь блогеры – это инста-тысячники и почти миллионники типа Влада Бумаги и Димы Ермузевича. В 2014-м все эти люди в лучшем случае заканчивали школу.
За пять лет в Беларуси появились каноничные блогеры, активисты, феминистки, открытая ЛГБТ-тусовка. Любое новое движение, тренд, тема приходят в Беларусь в одно время с «внешним миром». Пожалуй, можно признать, что мы уже вышли из мыльного пузыря «последней диктатуры Европы» – и кажется, это произошло как раз потому, что молодому поколению вообще плевать на государственные границы. Их космополитичность впустила сюда новую повестку. А после успеха минского ПВТ с его декретом №8 уже никто не думает, что беларус – это тот самый колхозник в лаптях.
К тому же в Беларуси появились и крутые стартапы, которые рвут мир. Flo, MSQRD, Maps.me – иностранцы могут пользоваться всеми этими приложениями, даже не задумываясь, что кодили их в Беларуси.
После успехов ИТ нельзя не вспомнить о деньгах: в 2014-м еще не было деноминации – мы зарабатывали свои дешевые миллионы и веселили иностранцев купюрами с бешеным количеством нулей. Возможно, сейчас европейцы приедут к нам с прицелом снова сделать фото фонтана из денег. Но их ждет разочарование – у нас давно другие деньги. И другое отношение к ним – наконец беларус перестал спать с пачкой долларов в трусах, а стал мыслить в национальной валюте.
Вместо вывода
Если живешь в городе постоянно, не задумываешься, как сильно и быстро он меняется. Когда мы решили написать этот текст, даже сами не подозревали, насколько рванул вперед Минск. Стоит оглянуться всего на пять лет назад, и видишь пустой и едва ли интересный для иностранца город, в котором каждый второй человек боится связать пару слов на английском. На Чемпионате по хоккею пара британцев жаловались журналистам KYKY, что местные девушки очень красивы – но с ними невозможно познакомиться в баре: они совсем не знают их языка. Сейчас у нас есть Tinder, многие прокачали навыки кросс-культурного нетворкинга и уже куда лучше умеют принимать гостей. И сам Минск, согласитесь, выглядит куда более дружелюбно – даже с этими уродливыми белыми палатками в духе Ку-клукс-клана. Потому что они – временные, а эволюция, которую мы прошли, – она уже навсегда.