По битому кирпичу через толпу алкоголиков. Как дети ходят в музыкальную школу

Места • Дмитрий Мелеховец
В музыкальной школе работает 36 преподавателей и занимается 267 учащихся. Здание, которое обещают починить с 74-го года, находится в катастрофическом состоянии. Дмитрий Мелеховец отправился в Боровляны, чтобы своими глазами увидеть, как живется школьникам, делящим подъезд в общежитии с ломбардом.

Первый признак белорусской весны — это не ландыши и подснежники, а переселение местной синевы из подъезда на лавочку. Даже утром буднего дня парадные некоторых районов охраняются мужчинами, вооруженными бутылкой «Сталинградской». Пока два верных друга наливают стакан, а бригада работников ЖЭСа томятся на перекуре, мимо меня пробегают два школьника, старательно пытаясь не попадаться в объектив фотоаппарата.


Поверить, что забежали они в музыкальную школу сложно: дверь оцарапана, сквозь нее пробиваются лучи света, а на соседней двери имеется табличка с надписью «Ломбард». Прямо на входе паркуются машины, а этажом выше сохнет белье. Общежитие очень напоминает Дом Ашота, который не ремонтировался долгие годы, а сейчас жители судятся с бизнесменом, который купил аварийное здание вместе с жильцами.

Школу открывали для детей сотрудников онкоцентра


Внутри школы все не так плохо, как снаружи: косметический ремонт, картины на стенах, приглашение на внутришкольный концерт ансамбля «Крыничка» и, конечно, доска почета. Директор школы Татьяна Тарлецкая уже давно «бьется» с местной администрацией. Школа была открыта еще в 1974 году, когда в поселке было всего несколько домов. В то время она предназначалась для детей сотрудников онкологического центра, которые хотели дать детям эстетическое образование — так директор школы и директор института онкологии по договоренности открыли в общежитии буквально несколько классов. Сегодня это уже достаточно большая структура, в школе работает 36 преподавателей и занимается 267 учащихся.

Интерес родителей и детей к школе намного больше, чем у чиновников: только в этом году в школу поступало около 200 человек, однако, из-за нехватки квадратных метров школа смогла принять только 25 школьников. Конечно, родители обижаются на то, что их дети не могут заниматься (хотя закон предусматривает это), однако администрация школы сделать с этим ничего не может.

«Мы работаем в спартанских условиях — над нами жильцы, под нами ломбард. Как ютились 40 лет назад, так и сейчас страдаем», — переживает Татьяна Викторовна.

Косметический ремонт, который школа сделала собственными силами, естественно, скрывает многие недостатки, но это то же самое, что пытаться склеить четвертый реактор на Припяти клеем ПВА — дело не самое результативное. «Думаете, почему эта лавочка стоит здесь? Она скрывает дырку в полу», — показывает директор. Дырка действительно страшная: кеды 42-го сидят в ней, как влитые. Раз в квартал школа терпит серьезные аварии. В последний раз скрипки пришлось просто вылавливать из воды, а инструмент довольно дорогостоящий. Капитальный ремонт в здании не предвидится, поэтому работникам ЖЭСа пришлось практически поселиться в школе, чтобы периодически спасать проржавевшие трубы. Одним словом, школа трещит по швам.

Что говорят чиновники


Руководство школы неоднократно обращалось к чиновникам, писало жалобные письма. «Председатель сельского совета даже дал нам официальный ответ, что в ближайшее время школе выделят землю для постройки нового здания, он и место где-то нашел, но после письма все снова затихло. В Боровлянах планируются Дожинки, поэтому средства на реконструкцию нам выделили, но четко дали понять, что на строительство средств можно даже не ждать», — делится Татьяна Тарлецкая.

Боровлянские школьники показывают неплохие результаты, ездят с гастролями по Европе, однако, из-за потопов и прочих бытовых проблем школа, к примеру, сегодня осталась без виолончели. Суть не в том, что инструмент дорогой, главное — он тяжелый. Пятиклассникам теперь приходится на собственном горбу тащить эту глыбу в школу. Уроки и концерты хоров и ансамблей проходят «по кускам»: часть репетирует (выступает) в коридоре, часть — в кабинете. Все вместе просто не вмещаются.

Музыка не для алкоголиков


«Главная для нас проблема — это даже не ремонты и деньги. Мы больше страдаем от общения с нашими жильцами. От соседства страдают и они, поскольку школа работает с восьми до восьми, люди часто недовольны громкой музыкой. А я думаю, что слышно у них очень хорошо — мы же скандалы прекрасно слышим. Понимаете, в общежитии живут разные люди. Дети постоянно видят алкоголиков, уличные драки, скандалы наших соседей, наркоманов, которые постоянно сидят в подъезде. Некоторые из жильцов просто не могут дойти до второго этажа и останавливаются на первом, в нашей школе», — рассказывает директор.

Чтобы перейти на сольфеджио, детям приходится бегать через улицу в соседнее помещение, а заставить детей надеть куртку зимой учителя не всегда в силах. С отоплением в школе неплохо, однако ветер сильно продувает через щели в окнах, заклеивать которые учителя не берутся — окна прибиты гвоздями, чтобы не выпадали.


Соседнее здание, где проходят уроки сольфеджио все изрисовано, а весь газон перед ним усыпан битым кирпичом: «Строители прямо с крыши его сбрасывали», — объясняет нам одна из учителей. Бабушка, которая развешивала белье этажом выше от окон школы, очень просит написать нас «в газету», чтобы жильцы не выгуливали собак под окнами музыкальной школы — белье потом шерстью пахнет.

Путь в школу через алкоголиков с наркоманами, собак, летящий кирпич и битое стекло, наверное, должен закалять характер, но как это поможет научиться играть на фортепиано или гитаре — большой вопрос.

Пока чиновники не предприняли решительных действий по обустройству школы, однако выделили очередной гектар под строительство нового супермаркета и кафе.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Развелось столько семинаров — только ленивый не пытается научить тебя жить, строить бизнес, дом или тещу»

Места • Ирина Михно

Поскольку на дворе светит солнце, сегодня в нашей афише ноль цинизма: главный редактор Tut.by Марина Золотова и поэтесса и блогер Ксения Голуб лайкают «День Святого Патрика» в Re:Public, критикуют «45 татуировок менеджера», советуют Бал роботов и расходятся во мнениях по поводу концерта «Петли пристрастия».