Весной 2020 года территорию бывшего «Хлебозавода №1» на Раковской наконец приведут в порядок: вместе с пешеходной зоной, музеями и творческими мастерскими здесь появится первый в стране джаз-клуб Take Five (по крайней мере, так его презентуют владельцы). Узнали мы эту приятную новость из Facebook'а экс-директора группы J:МОРС Руслана Стариковского. А теперь встретились с ним и попросили подробно рассказать: кто открывает клуб, будет ли там бар и какую музыку владельцы планируют играть минчанам.
Бизнесмен, который любит джаз. Кто откроет джаз-клуб
Джаз-клуб Take Five на Раковской появится благодаря трем беларусам – как это часто бывает, они встретились буквально на кухне и решили, что городу необходимо новое место. Руслан Стариковский рассказывает: «После премьеры «Ла-Ла Ленда» мы с моими друзьями обсуждали фильм. А потом задумались: «В независимой Беларуси более чем за 25 лет, даже в двухмиллионном Минске, не появилось джаз-клуба! Иногда проходят джазовые вечера в клубах, ресторанах и у Ратуши, но хочется именно стационарное место, куда можно зайти в любой день недели и кайфануть от джаза. И мы трое решили попробовать это сделать.
Наш основной инвестор не публичный человек, он работает в сфере недвижимости, а вечерами играет на рояле.
Большая редкость встретить человека из серьезного бизнеса, который вынашивает такую же мечту, как и ты. Ну а душа проекта – великолепная скрипачка Маймуна, у которой грандиозные планы по организации детских музыкальных праздников по воскресеньям, а также вечера классического кросс-овера в клубе».
Джаз-клуб откроется в 2020 году. Руслан считает, переживать о том, что проект превратится в долгострой – не стоит. Застройщиком их здания выступает город, и пока сроков и планов он не нарушал. И вообще – это большая радость, что удалось выкупить пространство именно в этой локации. «У нашего основного инвестора к помещению было всего одно требование: мы должны получить его в собственность. Хочется иметь уверенность, что «завтра» никто не придет в клуб с требованием его покинуть. Мы долго искали помещение в центре Минска – бывшие клубы, рестораны и недостроенные объекты не совсем подходили под наши идеи. Оказалось, очень сложно подыскать подходящее место, но нам повезло.
«Минская спадчина» выставила на аукцион право на участие в финансировании строительства помещений бывшего «Хлебозавода №1» на Раковской, и мы выиграли один из них. Фактически запрыгнули в последний вагон. Мне кажется, это судьбоносное событие – идеальнее места для нашего клуба не найти во всем Минске».
Что еще «Минская спадчина» готовит на Раковской
На сайте ведомства есть проект застройки бывшей территории хлебозавода. Уже через год госзастройщик планирует развернуть на этой территории «современный многофункциональный туристический комплекс». Проще говоря, еще одну пешеходную зону с ресторанами, музеями, выставочными залами и, как выяснилось, джаз-клубом. Главное – чтобы без «могильных» колышков с цепями, как на Комсомольской.
Руслан Стариковский: «Мы с соучредителями вышли из тени только потому, что сотрудники «Минской спадчины» анонсировали открытие нашего клуба раньше, чем мы сами. Чтобы избежать домыслов и слухов о том, кто стоит за этим клубом, мы подготовили презентацию проекта клуба. Действительно, он откроется вместе с остальными объектами комплекса. Насколько мне известно, прямо у нашего порога будет площадь, где летом планируют проводить музыкальные вечера».
К нашему удивлению из горького опыта проектов Минской спадчины, Руслан уверяет, что работать с этой организацией и Минскпроектом несложно. По его словам, сотрудники ведомства легко идут на контакт, поэтому у учредителей опасений нет. «Наше здание будет трехэтажное. На первом этаже – концертный зал. Мы максимально щепетильно относимся к происходящему на стройке. У моего партнера есть опыт в этой сфере, поэтому в Минскпроект, который сейчас занимается проектированием клуба, ходит, как работу – каждый день. Все шаги согласовывает. А в Минской спадчине принимают все наши идеи и идут навстречу.
Мой партнер рассказал, что среди инженеров и руководителей Минской спадчины и Минскпроекта есть любители джаза. Ему не раз говорили, мол, наконец-то кто-то открывает не очередное казино или караоке, а джаз-клуб».
Во сколько Руслану и его партнерам обошлась покупка здания, владельцы говорить отказываются. Стариковский только позволяет себе намёки: «В беларуских СМИ была статья о стоимости объектов на Раковской, которая запутала людей. Многие подумали, что за указанные 300-400 тысяч рублей можно купить здание: «Ничего себе, всего за 200 тысяч долларов и в центре Минска!» Нет, за эти деньги Минская спадчина предлагала право на участие в аукционе по финансированию строительства помещений. Аукцион и само строительство – это совсем другие цифры.
Мало кто верит, но у нас нет задачи окупить проект. Конечно, мы хотим и верим, что сделаем коммерчески выгодное заведение, которое будет само себя окупать и приносить доход. Но в любом случае философия «купи-продай» в области культуры никогда не работала. И не будет».
«Не думаю, что минчан привлечет место с кирпичными стенами». Каким будет выглядеть джаз-клуб
Мы знаем точно, что Минск получит джаз-клуб c рестораном. Но пока планов на меню и алкогольную карту у его создателей нет. Руслан говорит, что команде для опыта нужно объездить мир и посмотреть, как устроены культовые джаз-клубы: «Очевидно, люди захотят не только музыку послушать, но и перекусить и выпить. Сейчас мы думаем, как будем воплощать ресторанно-барную историю, чтобы она не испортила заведение. Я постоянно общаюсь с профессиональными инвесторами, рестораторами. Многие умные люди пишут мне лично в социальных сетях, помогают советами. Они не хотят должность в клубе или денег, стараются просто помочь, чтобы у нас все получилось. Все в один голос говорят: «Даже не думайте сейчас про меню! Через год полностью поменяются тренды». Я с ними согласен, понимаю, что для меня (человека, который будет заправлять культурной частью клуба) самое важное на данном этапе – набраться опыта. Поставил себе цель побывать в джаз-клубах разных стран. Например, летом с партнерами планируем поехать в Нью-Йорк. Кстати, буквально пару дней назад один из партнеров был в Аргентине, смотрел, как там работают джазовые заведения.
Я уже объездил литовские, польские и российские джаз-клубы. Бывал в заведении Алексея Козлова – это один из лучших джаз-клубов Москвы. Пока что именно он понравился мне больше всего, хотя в нем делают ставку на ирландскую кухню а-ля fish'n'chips и пиво. В Польше, к слову, владельцы джаз-клубов, как мне показалось, практически не думают ни про интерьер, ни про экстерьер. Дают посетителям исключительно хороший джаз. Мне нравится такой формат, но я не верю, что в Минске он реален. Наши люди любят комфорт, поэтому они очень требовательны к заведениям, которые посещают. Не думаю, что их привлечет место с кирпичными стенами, бюджетной мебелью и заурядной кухней только потому, что в нем будет выступать крутой джазмен. Такое возможно только на начальном этапе развития».
Атмосфера минского джаз-клуба будет походить на кадры из фильмов о 30-х годах, где люди томно сидят за столами, попивают коктейли и слушают джазменов. Единственное, длинных мундштуков в руках у дам уже точно не будет. Стариковский объясняет: «Насчет курения в нашем клубе мнения разнятся. Я и мои партнеры – люди некурящие, поэтому мы вообще не видим в этом необходимости. В общих залах курить не разрешим ни за какие коврижки! Быть может, сделаем отдельную курительную комнату для любителей сигар.
Мы думаем, нашу основную аудиторию составят люди 30+. Такой уж формат музыки, хотя надеемся, что и молодые люди будут заходить. В любом случае, нам не хочется ориентироваться на представителей элиты и работать только на эту прослойку общества. В Америке джаз-клубы посещают люди с разным достатком и мировоззрением. Это объяснимо: ты либо любишь джаз, либо нет – размером кошелька и социальным положением это никак не определишь. Поэтому будем стараться сделать атмосферу, в которой будет комфортно всем.
«Кто не мечтает о приезде Стиви Уандера!» Кого мы услышим в клубе
Как человек, который не раз организовывал рок-фестивали, я четко вижу разницу в реакции людей на различную музыку. Рок вызывает бурные эмоции – его чувствуют телом. А вот на джаз реагируют искренне, душой, как будто музыку сильнее чувствуют. Мне кажется, дело как раз в атмосфере: все сидят за столиками, едят, выпивают, общаются и как будто параллельно смотрят спектакль. И «браво» звучит не один раз, а после каждого сыгранного произведения. Мне очень нравится это состояние восторженности и всеобщности. Я очень надеюсь, что у нас получится воспроизвести его в Минске: джазовые вечера у Ратуши показали, что наши люди готовы к такой музыке».
Клуб на Раковской будет работать каждый день. И скорее всего, с ежедневной музыкальной программой. Но платы за вход с гостей требовать не собираются, только когда будут приезжать топ-артисты. Руслан обещает, что планы на привоз большие: «Мы не будем брать деньги за вход в заведение. Только за резервацию столов. Мне кажется, лучше дать возможность человеку выпить лишний бокал вина, чем стребовать с него те же деньги просто так. Но когда делаешь большие привозы, конечно, без платы за вход не обходится – это просто экономически невыгодно.
Конечно, мы хотим устроить грандиозное открытие! Уже составили топ-10 артистов, которых бы хотели ради этого привезти в Минск. Кого? Ни один промоутер не расскажет вам о своих планах за год до события! (улыбается) Но дело даже не в коммерческой тайне: сейчас можно наметить западных звезд, наврать вам с три короба, что они приедут, а у артиста на дату нашего открытия попадут гастроли в Австралии. Лично я бы очень хотел увидеть в Минске божественную диву Дайану Кролл, Херби Хэнкока… Хотя кто не мечтает о приезде Стиви Уандера! Если это случится, я буду счастлив.
Вообще, в планах ежедневные выступления. И скорее всего – западных артистов. Что бы кто ни говорил, привоз артиста – простая история. Помню, однажды при организации ивента услышал, как басист Skid Row спрашивал у вокалиста Bon Jovi: «А ты был в Минске? Нет? Ну и дурак!». Именитые музыканты не против выступать у нас, все проблемы упираются в размер их гонорара. Но в джазе все немного иначе. Многие из американских крутейших джазменов – скромные люди, живущие в бедных районах США. И они спокойно выступают в небольших клубах Литвы и Польши. Не думаю, что будет сложно завести их и к нам – например, из Вильнюса ехать всего 180 километров. Ну а в Беларуси много достойных музыкантов, это отмечают даже западные артисты, которые посещают концерты в минской филармонии. Но существует проблема с беларускими вокалистами: как бы хорошо они ни пели, в их голосе отчетливо слышен славянский акцент.
Помимо выступления музыкальных групп, думаю, в клубе появятся дни, когда мы будем практиковать музыкальные вечера с участием посетителей и музыкантов, которые не играют в составе коллективов. Возможно, у нас получится открыть новые звезды. А так как один из учредителей клуба – Маймуна, у нас кроме джаза будут и классические вечера».
В конце разговора Стариковский признаётся, что это планы, в которые он свято верит. Но тут же делает оговорку, что никто не знает, как всё будет через год. «Как говорится, подождем, увидим». Но одно мы знаем наверняка: в Минске совершенно точно появится ежедневный джаз.