Фестываль мастацтва і адукацыі «Artes liberales: time code»
Фестиваль включает в себя около 50 различных событий: лекции, дискуссии, мастер-классы, перфомансы, презентации, кино и концерты. На время проведения феста Галерея станет институтом для молодых людей, демонстрирующим альтернативный взгляд на современность. В программе: презентация гендерной библиотеки в Минске и анимационного кино, концерт группы «НагУаль», лекция «Прадпрымальныя бабулі» и многое другое.
Саша Варламов: «Ну, какой фестиваль искусства и образования? Кто и чему у нас сегодня учит – объясните мне? Где тот мастер, у которого надо учиться, смотреть ему в рот, чтобы что-то услышать? Извините, я вырос в середине прошлого века, у меня были замечательные учителя, я могу их перечислить по именам. Благодаря им, я чему-то научился, что-то понял, могу сравнивать увиденное и делать выводы. Если меня не зовут на мероприятия, то сам я на них не хожу, не навязываюсь. Может, там и хорошо. В галереи «Ў» я был, но мало что там видел, опять же – не зовут, значит, не считают нужным».
Анна Шутова: «Описание проекта оставляет двоякое ощущение. Перегружено англицизмами и терминами. Не боясь показаться неинтеллигентной, скажу, что подобные события надо преподносить чуть проще, и как говорится, народ к вам подтянется. Если, конечно, есть цель выйти за рамки узкой тусовки. Темы-то ведь очень важные – особенно та, что касается Чернобыля. («Чарнобыля ніколі не было: нябачны бок мірнага атама» – название мастер-класса – прим.ред.) Но ее название – скучнее не придумаешь. Я бы сходила на блок «Возраст пола» – по гендерным исследованиям и парадоксам женской психологии. В теме интересно покопаться лично для себя. Ну и концерты вроде обещаются неплохие, заглянула бы на тот, что состоится в планетарии».
Вечар дурнога дня с Лявонам Вольскiм
Вас ждет тусовка с поэтом, художником, радиоведущим и лидером групп N.R.M. и Крамбамбуля: можно будет послушать песни, сделать селфи и взять автограф у Леонида Артуровича – именно под таким именем Лявон записан в паспорте. Если же вам станет скучно, вы всегда сможете зайти в «Ў»-бар и выпить вина.
Саша Варламов: «Я не слышал ничего из его творчества. Не хочу никого обижать, но даже не представляю, кто это и о чем он поет. Думаю, он также меня не знает, и его не интересует мое мнение о нём. Моему поколению близки – 80-е, 70-е, 60-е годы прошлого века. Я не знаю никого в 21 веке, по ком бы сходил с ума. AC/DC мне намного симпатичнее, чем многое теперешнее. А белорусскоязычное? В свое время я с удовольствием слушал и коллекционировал фольклор, когда исполнительница - женщина, которая нигде не училась, поет у печи или на лавочке.
Я прекрасно отношусь к носителям фольклорной музыки, они очень искренние. Но я не люблю, когда этим начинают заниматься случайные люди, к тому же те, для кого искусство – просто способ быть замеченным.
Я уже повидал разное за свою жизнь, у меня есть возможность соотносить и сравнивать, поэтому я выбираю качество и искренность, а качество дает профессиональное отношение и образование у мастеров. Если нет образования – нет профессионального искусства, а есть разновидность самодеятельности. Почему я должен восхищаться чужим хобби? В современной Беларуси, по-моему, качественной профессиональной музыки не существует. Может быть, она и есть где-то, но я пока что этого не слышал, не пришлось».
Анна Шутова: «Совершенно точно пойду на Лявона. Для меня, Вольскі – человек не наигранного, а жизнеопытного позитива. Вот умеет он через фирменную иронию зарядить сместью драйва и не поддающейся анализу уверенностью, что все будет хорошо. Помню, как в начале двухтысячных студентами ходили именно на «Лявона» в «4 апельсина» и на «Вольныя танцы». Его стиль изменялся не раз, но качество неизменно. Ожидаю, что и посмеемся и песень подпоем».
Не болезнь, не фильм, не концерт
Основной момент мероприятия – показ документального фильма «Море с другой стороны». Лента рассказывает о детях-аутистах. Фишка кино заключается в живой озвучке: на протяжении всего показа документалки для зрителей будут играть музыканты Earworm из Гродно. Кроме этого, гости смогут поговорить с родителями необычных детей и узнать, почему аутизм – это не болезнь.
Саша Варламов: «Мне нужно было бы посмотреть этот фильм, побывать на этом событии и только потом делать выводы. Если это хорошо снятый фильм, то только после его просмотра я смог бы что-то сказать. Оценивать можно только увиденное, а не пересказы других, вне зависимости от темы фильма. И документальное кино, как любое кино, тоже предполагает режиссуру. Момент режиссуры и съемки критичен для меня. Он позволяет понять точку зрения создателя. Если она есть, то это сразу видно».
Анна Шутова: «Ох, какой экспериментальный проект. Чертовски важный уже потому, что люди через нестандарт привлекают внимание к вещам, которые у нас подаются по классике – через медицинские журналы и грустные истории в рубрике «Общество». Если ребятам удастся все, как задумали – динамично, музыкально, без сильного давления на болезнь и трагичность – будет здорово. Вот не знаю, получится ли Студии 67 привлечь аудиторию не только из родителей детей-аутистов, но и людей, которые об аутизме мало знают. Не всегда мы готовы впустить в себя переживание и понимание чей-то проблемы, боли. Мол, на своих бы хватило. Сходить стоит, в первую очередь для того, чтобы проверить на способность к сопереживанию самого себя».
Полковник-птица
Спектакль с участием Ильи Черепко, Ивана Труса, Александра Шарова и Дениса Моисейчика расскажет о том, как живут и что случается с шестью сумасшедшими и доктором-наркоманом в маленькой психиатрической клинике в горах на Балканах, которую занесло снегом.
Саша Варламов: «В минские театры я не хожу, предпочитаю хороший фильм посмотреть. Как и в музыке – мне многого не хватает в современных постановках. Опять-таки, это результат того, что у меня есть с чем сравнивать. Вообще, с искусством в Беларуси творится что-то непонятное. Его просто не стало, и студентов перестали учить: для того, чтобы поступить в институт, стало достаточно просто подать заявление – нет никого конкурса. Искусство не развивается по уставу, и когда им начинает руководить чиновник, оно превращается в строевое, а меня это уже не устраивает. До сих пор я восхищаюсь Валентином Елизарьевым.
Это на сегодня единственный человек в стране, который вывел белорусский театр на мировой уровень. Его и сейчас приглашают и в Лондон, и в Токио… Вот он действительно мой кумир. Но его спектакли убирают из репертуара».
Анна Шутова: «Сюжет многообещающий. Ожидаешь увидеть на сцене психологический эксперимент над человеческой натурой. На самом деле, поразительно, как влияет на наше поведение простая смена одежды, точнее, связанные с нею стереотипы. Мой старый приятель, следователь прокуратуры, в форме был суров, но справедлив до невозможности, даже если просто шел вечером в ларек за сигаретами. Снимал ее – и словно подменили: в клетчатой баечке его можно было на хлеб намазывать. А здесь военная форма, да еще на клиентах Бедлама... Ох, добром это не кончится. Если актеры отработают «на ура», постановка будет любопытна. Сходила бы».
Би-2
Группа «Би-2» – пример находчивых белорусов, которые поняли, что на отечественной сцене может быть только Солодуха или Макс Корж. Музыканты начали играть еще в 1988 году, тогда они жили в Бобруйске и мечтали о больших прожекторах и толпах фанатов. Потом Шура и Лёва эмигрировали в Израиль, а в начале 2000-х группа переехала в Россию и уже там начала свой успешный творческий путь.
Саша Варламов: «Эту группу я не слушаю постоянно, может и слышал пару песен, но уже забыл. Мне нравится другая эстетика, я люблю Pink Floyd, Франка Дюваля и других музыкантов прошлого века – вот это уровень, который не оставляет меня равнодушным. Так зачем себя насиловать и пытаться что-то найти для себя в творчестве тех, у кого в принципе другая эстетическая основа и этическая концепция? Надо ходить и очень напрягаться, думать над тем, а что они хотели мне сказать? Кроме того, сами музыканты не стремятся быть понятыми абсолютно всеми. У них есть поклонники, и им этого достаточно. Я им уж точно не нужен»
Анна Шутова: «На Би-2 уже не раз бывала – ребята драйвовые. С ними можно слегка встряхнуть свою рутину. Поорать «Барбару», покачаться под «Реки любви». По репертуару и качеству концерты были разные, однажды попала на кошмарный звук во Дворце спорта. На этот концерт вряд ли дойду, подожду летнего заезда – они у нас частые гости».