В Беларуси на три дня отключили интернет: соцсети и мессенджеры работали только у тех, кто заблаговременно установил на свои девайсы прокси или VPN. Тем временем в стране бушевали сильные протесты – только за три ночи задержали порядка шести тысяч человек. Для тех, кто вынужденно находился в информационном вакууме, KYKY восстанавливает хронологию событий.
9 августа
Утро дня выборов началось относительно спокойно. Интеренет еще работал, поэтому беларусы постили радостные фото того, как ходили голосовать.
Ближе к 16:00 в Минске начали перекрывать основные проспекты. Интернет закончился – Telegram работал только через прокси.
В 20:00 опубликовали результаты национального exit poll: ЦИК объявил, что Александр Лукашенко набрал 79,7%, а Светлана Тихановская – 6,8%.
Ближе к 21:00 по всей стране люди начали выходить на площади. В Минске протестующие собрались около стелы. ОМОН перекрыл колючей проволокой мост в районе Немиги. Люди скандировали «Жыве Беларусь», «Уходи» и зажигали фаеры.
Уже в 22:00 стало известно, что в Минске ОМОН начал начал использовать против протестующих светошумовые гранаты и резиновые пули – всего через пару часов мирного протеста.
В 23:00 около стелы в Минске автозак сбил человека.
Стало известно, что силовики используют гранаты и резиновые пули уже по всей стране.
К полуночи начала появляться информация, что в некоторых городах Беларуси ОМОН начал опускать щиты, например, в Кобрине. Силовики не переходили на сторону протестующих, но и не применяли к ним силу. Тем временем, в Минске начали распылять слезоточивый газ.
К 01:00 уже 10 августа стали появляться сообщения о раненых протестующих. Позже в сеть попали фото людей с травмами головы, рук и ног.
Протесты по всей стране продолжались до 3-4 утра.
10 августа
С самого утра в Жлобине на Белорусском металлургическом заводе объявили забастовку – так работники выразили свое несогласие с предварительными результатами выборов.
В 11:00 Светлана Тихановская встретилась с журналистами: «Я была уверена, что власть не пойдет на этот шаг – это недопустимо <...> Тем, кому нужна помощь – моральная, материальная, душевная, – обращайтесь к нам в штаб», – сказала Светлана. Мария Колесникова добавила, что ночью 9 августа объединенный штаб связывался с высокопоставленными представителями МВД и администрации президента с просьбой «остановить насилие против народа», но ответа от них не последовало. Колесникова заявила, что штаб будет продолжать попытки уговорить власть на мирное разрешение конфликта.
Около 12:00 МВД заявило, что в 33 городах Беларуси в ночь с 9 на 10 августа было задержано около трех тысяч человек. По данным МВД, «пострадали более 50 граждан и 39 милиционеров».
В 12:30 Лукашенко заявил, что выборы прошли как праздник. Про людей, которые вышли на протесты, он сказал так: «Обкуренные. Пьяных много. С наркотиками. Ужас».
К 13:00 в СМИ начали попадать фото протоколов голосования, из которых видно, что на около сотни участков победила Тихановская. Позже ЦИК объявит свои обновленные данные: Лукашенко – 80,08%, Тихановская – 10,09%.
Китай и Россия поздравили Лукашенко с победой на выборах. А Украина, Литва, Латвия и Польша от Лукашенко потребовали прекратить разгоны людей и освободить всех задержанных.
Юрист Михаил Кирилюк рассказал KYKY, что к задержанным 9 августа не пускают адвокатов. Более того, даже на Окрестина нет списков арестованных. Поэтому сотни людей просто пишут имена своих родственников на листе бумаги и отдают сотрудникам ЦИП, чтобы те проверили, задерживали они их или нет.
Около 18:00 силовики по всей стране начали готовиться к новой волне протестов – в городах снова появилась спецтехника, ОМОН и даже спецподразделения внутренних войск. В Минске начали перекрывать проспекты и центральные станции метро. Интернет все еще не работал.
В 20:00 начались протесты. В Минске начали распылять слезоточивый газ. Стало известно, что ранена журналистка «Нашей Нивы» – резиновая пуля попала ей в колено, хотя она работала в жилете с надписью «пресса». В тот вечер пострадал не один беларуский журналист – многих сотрудников редакций задержали, у некоторых забрали флешки с отснятым материалом или просто разбили технику.
В 21:00 стало понятно, что силовики снова разгоняют митинги резиновыми пулями и светошумовыми гранатами.
К 22:00 в Минске протестующие начали строить баррикады из мусорок и лавок – это происходило на Пушкинской и около ТЦ «Рига» (кстати, на следующий день из центра Минска пропали все мусорки). Водители тоже устроили забастовку – многие машины намеренно ездили по городу очень медленно, не давая дорогу спецтехнике.
В 23:00 появилась информация, что протестующие начали использовать против силовиков самодельные коктейли Молотова.
В 23:40 МВД официально подтвердило смерть во время протестов – мужчина погиб на Пушкинской. Напоминаем, это случилось во второй день митингов.
Около полуночи у ОМОНа появилась новая тактика – силовики начали передвигаться по городам в машинах скорой помощи.
Протесты продолжались до утра. В Минске люди начали расходиться после того, как водометы разнесли баррикады.
11 августа
Ранним утром стало известно, что Светлана Тихановская уехала из Беларуси в Литву.
Около 13:00 МВД объявило, что в ночь с 10 на 11 августа было задержано более двух тысяч человек.
В сети появилось видеообращение Тихановской, в котором она призвала беларусов не противостоять милиции и не выходить на улицы.
В 14:00 объединенный штаб в лице Марии Колесниковой устроил встречу с журналистами. Мария рассказала, что за день до внезапного отъезда Тихановская вместе с юристом Максимом Знаком ходила в ЦИК подавать жалобу по итогам выборов. По словам Марии, в здании ЦИКа одну Тихановскую провели в кабинет Ермошиной – позже Лидия Михайловна ушла, Светлана осталась там наедине с двумя высокопоставленными силовиками. На вопрос, записывала ли Тихановская то видео под давлением, Колесникова ответила так: «Человек, который три часа находится в одиночестве с двумя представителями силовых структур, может прочитать любой текст».
Известно, что сейчас с Тихановской все хорошо, но на связь с представителями объединенного штаба она не выходит.
В 14:40 СК заявил, что автомобили, которыми перекрывали улицы в Минске во время протестов, изымут как «орудие преступления». Мол, это уголовное дело – умышленно блокировать транспорт.
В 15:00 СМИ узнали, что Минский тракторный завод вышел на забастовку.
В 15:30 на Пушкинской образовался стихийный мемориал – люди понесли цветы в память о погибшем (12 августа власти его ликвидировали).
Тем же днем двое милиционеров публично заявили, что уходят в отставку из-за волны протестов. Один после 7 лет службы, второй – после 17.
Около 17:00 силовики начали готовиться к третьей волне протестов. По всей стране на улицах появилась военная техника и ОМОН.
В 18:00 в стране полностью закончился мобильный интернет (даже с прокси) и закрылись семь станций метро. Солдаты и ОМОН начали выборочно останавливать людей и проверять их документы, некоторых сразу же задерживали.
К 18:30 один из врачей Минска опубликовала пост о том, что больницы готовятся к приему большого количества пострадавших с травмами.
В 20:00 ЕС сделал заявление: «Выборы в Беларуси не были ни свободными, ни справедливыми. ЕС изучает возможность санкций против ответственных за полицейское насилие». До этого многие страны – Германия, США и другие – более мягко, но тоже выразили свое несогласие с действиями власти в Беларуси.
К 21:00 стало известно, что журналистам снова не дают работать. Некоторые беларуские фотографы сделали заявление, что фото с протестов 11 августа не будет.
Около 22:00 в Беларуси начались массовые задержания и разгоны. «По традиции», с применением светошумовых гранат, резиновых пуль, слезоточивого газа и дубинок.
Основные точки протестов в Минске сосредоточились в Каменной горке, Серебрянке и Уручье. ОМОН задерживал не только протестующих, но и останавливал машины, чтобы арестовать водителей. Так же поступали с байкерами.
К 23:00 появилась информация, что ОМОН штурмовал подъезды жилых домов, где прятались протестующие. Позже очевидцы рассказывали, что силовики даже начали стрелять резиновыми пулями по окнам, из которых им кричали «позор». Это заметили в Каменной горке и в Малиновке.
Протесты длились до глубокой ночи. Из-за того, что мобильного интернета в стране той ночью не было, сложно понять, когда и чем они закончились.
12 августа
Утром МВД сообщил: «В ночь с 11 на 12 августа митинги охватили 25 населенных пунктов Беларуси. Задержаны более тысячи человек. За медицинской помощью обратился 51 человек. Увечья разной степени тяжести получили 14 сотрудников милиции и военнослужащие внутренних войск, некоторые из них госпитализированы. Возбуждено 17 уголовных дел». Жаль, что МВД промолчало о том, что к задержанным по всей стране все еще не пускают адвокатов. И что многие из них сейчас спят на улице под заборами, буквально лицом в землю.
И, пожалуй, главная новость беларуских протестов – силовики начали использовать огнестрельное оружие.
Об этом официально сообщило МВД, цитируем: «В Бресте на сотрудников милиции напала группа агрессивно настроенных граждан с арматурой в руках. Предупредительные выстрелы вверх их не остановили. Для защиты жизни и здоровья сотрудников огнестрельное оружие было применено на поражение. Один из нападавших ранен».
Все, что происходит последние три дня в Беларуси – теперь наша реальность. Мы живем в стране, где на улицах каждую ночь устраивают протесты с гранатами, военными, водометами и стрельбой даже по окнам жилых домов. К задержанным не пускают адвокатов и избивают их прямо в изоляторе – это слышат их родственники, которые стоят под Окрестина. Президентом себя называет человек, который нелегитимен, а на избирательные комиссии, которые правдиво считают голоса, оказывают давление. Штаб Бабарико и инициатива «Честные люди» продолжают подсчитывать голоса и ведут работу над проверкой результатов выборов. Заводы бастуют, люди уже днем собираются в цепи солидарности и просят силовиков прекратить насилие. И нет ни одного намека, что завтра мы проснемся и будем жить как раньше. Так что, если вы собираетесь выйти на мирные протесты, старайтесь защищать лицо, ноги и руки хотя бы плотной одеждой, и на всякий случай, заранее установите себе VPN – ведь нам опять могут отключить интернет. Но именно сейчас, когда все мы были в состоянии информационного вакуума, о Беларуси заговорил весь мир.