Часто талантливые бизнесмены, врачи, менеджеры и актеры талантливы в очень разных областях (иногда крайне неочевидных). Например, режиссер Квентин Тарантино – гуру в настольных играх, а боксер Майк Тайсон – профи в дрессировке голубей. У именитых беларусов тоже есть хобби – интересные навыки, которыми они могут делиться с миром, например, на новой платформе шеринга знаний mentor.by. Рассказываем, чему именно они могут научить вас. Если захотят, конечно.
Бизнесмен, доктор политических и социальных наук Алексей Пикулик готов стать дорогим тренером по боксу
«Если бы мне предложили превратить хобби в работу, я бы стал тренером по боксу, которым занимаюсь больше десяти лет. Конечно, среди непрофессиональных спортсменов. Я всю жизнь занимаюсь интеллектуальной деятельностью, поэтому мне нужно было научиться переключаться. Спорт – идеальный способ пожить другой жизнью, а бокс – один из самых парадоксальных и неестественных видов спорта, где все противоречит нормальным человеческим инстинктам. И это особенно интересно и эффективно переключает.
Я бы стал самым дорогим и популярным тренером Минска. Нет, не за счет знания физиологии, методик, или спортивной психологии — тут я не смогу составить конкуренцию уважаемым тренерам. Но я бы нагло торговал архетипами. Ну вот смотрите, многие мальчики в детстве любят фильмы про единоборства. А все фильмы о единоборствах имеют в своей основе один общий сюжет: главного героя кто-то обижает, и он начинает искать учителя. И находит – только учитель отказывается принять его в ученики. Но герой почему-то не «прогоняется», и вот тогда учитель заставляет героя годами заниматься какой-то чушью. Носить воду в гору, бить по бамбуку, мыть стекла, поднимать и ронять одежду или пить ром. На это у ученика уходят годы. И все ради того, чтобы в самом конце фильма в смертельном бою с главным врагом герой мог воспользоваться вот тем вот самым навыком.
Я это все к чему? Отпускаю и крашу бороду в белый цвет и набираю группу боевых ботаников, смотревших в детстве все эти фильмы. Формирую группу из тех, у кого есть сто долларов за занятие и начинаю с того, что высокомерно беседую с каждым и поручаю заниматься какой-то полной ерундой. Подводящей. Но каждому своей. Поглаживаю бороду и собираю кэш. И все для того, чтобы к концу первого года показать, как бить двоечку из боковой. Никаких инвестиций в рекламу. Пусть приводят друзей. Уверен, сработало бы».
Продюсер Pocket Rocket Алла Алоэ может научить правилам тусовочного этикета
«Я вижу, что на рейвах появилось поколение молодых тусовщиков, которое уже сменило нас. И я понимаю, что эти ребята не всегда корректно себя ведут, из-за чего страдают в том числе мои личные границы. И меня это раздражает. Поэтому я хотела бы давать уроки под названием «Правила тусовочного этикета». Их много!
Первое и самое главное – если вы собираетесь на вечеринку, пожалуйста, продумайте свой внешний вид, чтобы ваш лук хотя бы немного отличался от того, в котором вы можете выйти в магазин за хлебом. Организаторы тусовок продумывают концепцию, визуал, лайн-ап. Будет здорово, если и гости придут не в том, в чем ходят в обычной жизни. К тому же в крутом луке вы точно получите миллиард комплиментов.
Второе правило рейва – танцуй, будто никто не видит, но так, чтобы никто и не чувствовал. Уважайте других, не размахивайте руками на 360 градусов, не топчитесь по ногам и не хлестайте своими роскошными волосами по лицам других. Если вы подошли к барной стойке и получили свой напиток – не стоит оставаться на месте и заслонять барную стойку. Дайте возможность другим людям из очереди купить себе свой освежающий коктейль. Нельзя не затронуть и тему мусора – он должен выбрасываться только в мусорку. Особенно это касается окурков – ни под ноги, на куртку или плечо своих друзей – исключительно в мусорку. Здесь мы помянем минутой молчания мое пальто, два платья и шелковые брюки.
Также правила этикета рейва гласят: вы ответственны за человека (своего друга, гостя, знакомого), который пришел вместе с вами и перебрал. Вы не имеете права оставлять его в сложном состоянии одного. Должны вывести его на улицу, дать отдышаться, а если не помогло – закончить тусовку, в том числе и для себя, чтобы отвезти его домой.
Еще одна тема, которую не обойдут курсы по тусовочному этикету, – правила общения с охранниками. Если вас не пускают на рейв по объективной причине вроде «вы в нетрезвом состоянии», не нужно доказывать охраннику обратное. Пройдитесь, выпейте воды и, если уж так сильно хочется, вернитесь и попробуйте войти снова. Работу охранников надо уважать, ведь они заботятся о безопасности, условно, трехсот человек, которые уже зашли внутрь. Когда секьюрити не пускает вас, но не называет причину, в теории, вы можете позвать администратора или организатора, но лучше не надо. Чаще всего охранники забрифованы и знают, кому будут рады организаторы вечеринки, а кому – нет. Они помогают селектировать тусовку. Не нужно орать им в лицо, что вы знаете диджея. Это только вызовет еще больший негатив к вам же. Сейчас в Минске очень много классных ивентов, если вас не пустили на один рейв, вы легко можете пойти на другой. Как-то я была в клубе Berghain и видела сотни людей, которым на входе сказали: «Sorry, not tonight». И никто не спорил, все спокойно уходили из очереди. Это нормально.
И последнее, что войдет в мое превью к курсам: если вы пришли на вечеринку, пожалуйста, не грустите. А если у вас плохое настроение еще на этапе выхода из дома, лучше вообще не идите. Когда человеку грустно, какой бы классный коктейль ни сделал ему бармен и какую бы отличную музыку не включил диджей, он будет грустить. Потому что секрет классной вечеринки – не в организации вечеринки, а в ее гостях. И каждый год мы убеждаемся в этом на FSP».
СЕО av.by Дмитрий Геранин готов объяснить, как правильно бегать на длинные дистанции
«Делиться знаниями – штука полезная. Но в моем случае речь бы шла не про обучение, а про формат круглого стола или сессии вопросов-ответов. У меня уже накопилось экспертизы в том, что сейчас называется бегом на длинные дистанции – речь про 42 километра и больше. И, наверное, меня можно назвать «продвинутый любитель».
Но поскольку я не тренер, и у меня нет медицинского образования, такая передача знаний строилась бы по следующей схеме: «У меня это работает вот так. Будет ли то же самое работать у вас, я не знаю». Нет двух одинаковых бегунов, и нет двух одинаковых тренировочных планов. Так что мой круглый стол выглядел бы скорее как передача эмоционального состояния. Ну, и ответов на вопрос типа: «А зачем это всё?», – для тех, кто еще не определился, хочет ли он бегать. Еще мог бы рассказать про чисто технические моменты бега на длинные дистанции, которые подойдут всем: как пить воду на трассе, не сбавляя темпа, вскрыть мозоль на ноге, чем намазаться, чтобы нигде не натирало и нужно ли колоть сведенную мышцу булавкой».
Режиссёр и директор «Свободного театра» Николай Халезин мог бы вести курсы разборчивости в сериалах
«У меня много сфер профессионального приложения: и театр, и кулинария, и фотография. Но если говорить о том, чем бы хотел поделиться с аудиторией, и одновременно это было приятно мне, я бы выбрал тему сериалов. С энтузиазмом бы вел курс: «Как получать удовольствие от просмотра». В нем я бы объяснял, как вообще войти в сериальный мир, полюбить этот жанр. На что обращать внимание при выборе сериала для просмотра, каковы взаимосвязи между продукцией различных компаний и стран. Рассказывал бы об инновационных и классических проектах. Мог бы очень доступно рассказать, почему нужно в обязательном порядке смотреть, к примеру, сериал «Клан Сопрано», стоящий у истоков высококачественных проектов о буднях мафии. Или почему не имеют значения отрицательные отзывы на последний сезон «Игры престолов», чьи шоураннеры смогли радикально изменить подходы к производству сериальной продукции. Почему сериал «24» вошел в историю, а проект «Карточный домик» можно было не смотреть после завершения четвертого сезона.
Конечно, это индустрия, к которой я имею непосредственное отношение, и считать ее в чистом виде хобби вряд ли возможно. Но в подобном курсе я постарался бы максимально сохранить взгляд человека, который просто любит сериалы, а не является профессионалом в этой сфере».
Пісьменнік і мастак Адам Глобус марыць навучыць людзей правільна ездіць у метро
«Я заўсёды гавару сваім вучням, каб на пытанне, чаму я іх навучыў, яны адказвалі: «Правільна ездіць у метро». Нашыя людзі ня ведаюць ні як трымацца на эскалятары, ні як стаяць у вагоне! А гэта вельмі важна. Таму я мог бы весці курсы паводзінаў у метрапалітэне.
Па-першае, трэба прытрымліваць дзьверы, але гэта, здаецца, мы ўжо умеем. Мінскае метро адрозьніваецца ад маскоўскага, піцерскага і нават францускага менавіта тым, што мінчукі заўсёды глядзяць, ідзе хто-небудзь за імі, ці не і трымаюць дзьверы. Па-другое, трэба глядзець на людзей – убачылі, што нейкі чалавек стаіць і ня можа зарыентавацца, падыдзіце да яго і дапамажыце. Так заўсёды робяць у лёнданскім метро: тлумачаць, як набыць квіток, у якую дзірку гэтыя фунты засунуць. Трэба і ў нас увесьці такія правілы, каб людзі не смяяліся з тых, хто, мабыць, першы раз бачыць метрапалітэн. У трэціх, неабходна ведаць, як сябе паводзіць на эскалятары. Гэта самае небяспечнае месца ў метро, не дай бог упасць на ім. Трэба быць асцярожным і памятаваць, што з правага боку заўсёды стаяць, а з левага ходзяць людзі. І не трэба карчом станавіцца з клункамі пасярод эскалятара.
Далей – у вагоне метро абавязкова трэба стаяць «пад 45 градусаў». Ведаеце, што адрознівае правінцыйнага чалавека ад сталічнага? Правінцыйны шырока расстаўляе ногі ў вагоне – думае, што не ўпадзе. Упадзе! Трэба стаяць «на адной назе», яна павінна быць апорай, а другая, як у цыркулі, «ходзіць». Так робяць гарадскія людзі. Вось такая кароткая, але карысная навука, дзякуючы якой мае вучні прыяжджаюць у Менск правінцыяламі і становяцца разумнымі сталічнымі людзьмі, а мы імі ганарымся».
Основатель TUT.by Юрий Зиссер согласен провести лекцию об органной музыке и даже показать свой личный орган
«Мне очень нравится Бах: сначала я просто слушал, а потом решил сам поиграть его музыку. Попробовал играть на пианино и понял, что звучит плохо: не для него писано, в те времена такого инструмента еще не было, не звучит. Тогда купил синтезатор, начал экспериментировать с тембрами разных инструментов баховской эпохи, для которых его музыка была написана. Заодно влюбился в лютеранские хоралы, но их же невозможно исполнять на одной клавиатуре! Голос должен звучать в одном тембре, а аккомпанемент – в другом, что реально только при игре на нескольких клавиатурах. Поэтому я купил себе домой церковный электроорган и окончил курсы по органу и клавесину в консерватории. Так что я дипломированный органист (улыбается). Органная музыка – мой способ самовыражения, приобщения к духовному. Я ей питаюсь, получаю заряд энергии. Вряд ли я смогу учить людей органной музыке, а вот провести о ней лекцию – не против.
Сейчас в мире сложно с культурой. Для многих это слово означает сериалы, российскую попсу и танцы на дискотеках. Классическую музыку слушает один процент населения. В театры тоже практически не ходят: в двухмиллионном Минске только три – Купаловский, РТБД и Оперный – популярны, в остальные народ не ломится. В них насильно загоняют школьников и солдат. Уровень музыкальных концертов, театральных постановок часто невысокий, что тоже отталкивает людей. Ведь хорошее искусство затягивает, а плохое – нет. У многих даже формировалось отвращение к искусству, потому что в школе они получили негативный опыт знакомства с ним.
Я готов рассказывать людям про орган. Могу даже показать на своем личном инструменте, как по-разному он может звучать. Сейчас послушать орган можно не только в костелах: в 20 веке миллиардеры начали строить эти инструменты повсеместно. Например, один из крупнейших в мире органов – семь клавиатур, больше десяти тысяч труб – был построен «королем торговли» Джоном Ванамейкером в 1927 году. В Союзе по понятным причинам органное движение началось позже: де-факто была запрещена религия. Но постепенно музыканты смогли убедить министерство культуры в необходимости концертов органной музыки, и еще до перестройки в филармониях по всему СССР успели построить более ста чехословацких органов.
В Беларуси работают три таких органа: в Белгосфилармонии, костеле Святого Роха и полоцком Софийском соборе. Всего в стране 124 органа. Большинство из них установлены в костелах Западной Беларуси. Поэтому для того, чтобы послушать орган, совсем не обязательно ехать за пределы нашей страны. Правда, есть одно «но»: органная музыка звучит хорошо не в любом зале. Поэтому я рекомендую по возможности отказаться от походов в минскую филармонию, где начисто отсутствует акустика и куда обычно приезжают посредственные органисты, и отправиться слушать орган в любой из костелов. Лично мне очень нравится бывать на концертах в Кафедральном католическом костеле на площади Свободы: там прекрасно звучит орган, а вот в костеле Святого Роха чуть хуже. Хорошая акустика в Красном костеле, но там электроорган.
Скоро органов в Минске станет больше. Концертный зал «Верхний город» на площади Свободы должен был стать органным залом. К сожалению, бюджет проекта попал под девальвацию 2011 года – и органный зал открылся без органа. Уже четвертый год там реставрация. Я очень надеюсь, что уже этой осенью мы запустим там орган. Нам повезло найти обломки двух инструментов в одной из музыкальных школ, однако больше половины труб пришлось дозаказывать, они были утеряны или разворованы. Администрация концертного зала планирует каждое воскресенье проводить экскурсии внутрь органа. Ну и будут концерты, конечно!»
Кіраўнік крамы symbal.by Павел Белавус можа навучыць, як ладзiць сплавы на байдарках па Іслачы
«Прыкладна год назад я пераехаў жыць за горад, на бераг ракі Іслач. І ў нашай вёсцы стварылася невялікае камьюніці, якое паступова развівае аграэкатурызм. Мой сусед набыў бус, байдаркі і зараз пачынае арганізоўваць сплавы па рацэ, а я яму дапамагаю. Таму я рэальна планую навучаць людзей сплаўляцца па Іслачы і адпачываць ад горада. І арганізоўваць гэтыя сплавы.
Іслач – вузкая, не супер глыбокая рака, якая цудоўна падыходзіць для сплаваў на байдарках. У межах Беларусі я бы назваў яе «мікраскапічная Амазонка», бо яна натуральна знаходзіцца пасярод леса. Плывеш па ёй, а вакол зараслі папартніка, хмызнякі – прыгажосць. І бяспека: у Іслачы глубіна «па пояс», мабыць, ёсць толькі пару месцаў, дзе глыбей. Нават калі ты і перакулісься, у гэтым не будзе нічога страшнага.
Мне вельмі хочацца паказваць людзям, што недалеча ад Мінска – 30-40 кіламетраў – ёсть такія класныя мясціны. Фактычна, сплаў па Іслачы – вельмі рэлаксовы варыянт адпачынку выходнага дня. Можна раніцай прыехаць, целы дзень катацца па рацэ, а ўвечары паехаць абратна ў горад. Не так даўно да мяне ў госці прыяжджалі Пальчыс, Вячорка і Матолька – вядомыя ўсім людзі. Мы таксама зрабілі сплаў, пасля якога яны гаварылі, што натуральна адпачылі. На Іслачы няма ні інтэрнэту, ні сувязі – калі ты там знаходзішся, на нейкі момант застаешся сам насам з прыродай. Карацей, сплавы па Ісчачы – выдатны варыянт хуценька абстрагавацца ад знешняга свету».
Вокалистка группы Šuma Руся может вести лекции о подростковой сексологии
«Если бы мне предложили вести курсы, которые бы не касались ни музыки, ни постановки голоса, я бы стала преподавать сексологию для подростков. Пока что не могу назвать себя профессионалом в этой области – сама только учусь. Прохожу онлайн-курсы крутого сексолога Татьяны Славиной. Мне очень интересно узнавать о пробелах в сексуальном образовании, которые мешают жить полной жизнью даже глубоко взрослым людям. Ведь наша сексуальная культура водит за нос и женщин, и мужчин – если углубиться в сексологию, можно развеять много мифов. Например, о том, что женщина, которая не испытывает оргазм, неполноценна, или что размер детородного органа имеет значение. Многие мужчины чуть ли не всю жизнь переживают из-за этой проблемы, не зная, что у каждого формата есть свои плюсы и минусы. Главное лишь знать, как устроено тело, и как получить максимум удовольствия из того, что дала тебе природа.
Именно поэтому мне было бы интереснее говорить о сексуальности с подростками. Хочется помогать юношам и девушкам на старте их половой жизни, чтобы заранее прорабатывать разрушающие установки о сексе, привитые социумом. Часто люди начинают сексуальную жизнь, как слепые котята: абсолютно не зная, что их ждет – и ранятся о неожиданный опыт. Мне кажется, мои публичные лекции могли бы проходить в красивом просторном месте. Туда бы приходило новое поколение с абсолютно любыми вопросами по теме. Я же, в свою очередь, предлагала бы им пройти полезные тесты. Например, те, которые помогают понять свою сексуальную конституцию: часто секс оказывается плохим, потому что мы заранее выбираем не «своих» партнеров. А «своим» просто боимся сказать, чего на самом деле хотим. Научный подход к теме секса не только разгоняет туман и страхи в голове, но и помогает научиться с уважением и удовольствием относиться к своему телу и к телу своего партнера. И чем раньше человек это поймет, тем проще будет его жизнь».
Начальник отдела корпоративных коммуникаций velcom|A1 Николай Бределев готов научить белорусов пользоваться своим временем
«Я и правда умею пользоваться временем. Некоторые коллеги даже думают, что у меня в сутках 28 часов вместо стандартных 24. Но на самом деле, сутки у меня соответствуют привычным земным. Весь секрет в том, как этими сутками распоряжаться. Соблазнов потратить «лишние» четыре часа много: пять – за кофе, пятнадцать – на новости и соцсети — вот так незаметно время и уходит. Нет, я не призываю отказываться от всего и сразу, а вот совмещать – почему бы и нет! Кофе с чтением новостей, ванну – с просмотром сериала, беговую дорожку – с деловой перепиской. Как говорится, кому что ближе. Мой личный лайфхак – приходить на работу вовремя: все равно время, потраченное с утра дома, равно времени, потраченному зря. Зато задержаться вечером на работе, если пришел вовремя, – это уже выбор, а не неизбежность.
Что еще? Жить быстро и передвигаться быстро. Вы не поверите, как много времени экономят модные гаджеты для передвижения по городу. Электросамокат, гироскутер или моноколесо «решают», когда весь центр стоит в пробках».
Музыкант Змитер Войтюшкевич готов вести курс лекций под названием «Как вести усадебный бизнес, чтобы не прогореть и не выгореть»
«У меня есть агроусадьба, где я провожу все свое свободное время: принимаю гостей и отдыхаю сам, оздоравливаю своих и чужих детей. На личном примере показываю, что жизнь на хуторе может выгодно отличаться от жизни в городе. И не только с точки зрения здоровья. Вы даже не представляете, как сильно можно подружиться с дикой природой! Буквально недавно я видел маленького зайчонка, который с выпученными глазами и прижатыми ушами прятался от меня в траве. Как-то за день встретил шесть лосей. Про косуль, лис даже говорить не буду – постоянно с ними сталкиваюсь.
Сейчас ко мне приезжают не только друзья, но и незнакомые мне гости, которые хотят отдохнуть в усадьбе. Приходится выполнять домашние обязанности: стирать, убирать, иногда и готовить. Коммуникация с людьми – отдельная тема. Все приезжают разные, со своим миром. Важно уметь не мозолить им глаза, дать гостям почувствовать себя в усадьбе, как дома. Не менее приоритетно умение отсеивать клиента, не обижая его – если не хочется принимать большую компанию молодежи, мягко предлагать ей выбрать другое место.
Усадебный бизнес только кажется простым. На деле тебе постоянно нужно учиться – это как с игрой на гитаре: если не будешь совершенствоваться, ничего крутого в итоге не выйдет. Поэтому приходится с интересом ездить по другим усадьбам и люксовым отелям, смотреть, как они устроены и что-то «забирать» для себя. Многие люди, которые активно занимаются экотуризмом, часто выгорают. Мне кажется, они неразумно тратят свою внутреннюю энергию, поэтому уже через пару лет им хочется махнуть на все рукой. Наверное, я бы мог консультировать как раз на тему того, как вести усадебный бизнес, чтобы он не прогорел, а вы – не выгорели. Уже пришел к истине, что усадьба – больше не про бюрократию, а общение. Поэтому так важно понимать свои силы, иначе просто не получишь радости даже от заработанных на этом деле денег.
А! Еще в курсе про агроусадьбы у меня был бы бонусный урок про банное искусство. Я профессиональный банщик, если не чемпион, то точно очень хороший специалист. Вхожу в клуб «Аматары пара» уже лет 13-14 и знаю, что в нашей стране очень много людей, которые не представляют свою жизнь без бани. Это же не просто веником помахать! Важно не обжечь человека, чтобы парение доставляло ему удовольствие и вызывало желание вернуться в парилку. Я даже знаю детей, для которых сходить в парилку, а потом окунуться в холодную воду – событие не хуже, чем поездка в Диснейленд.
А если уйти от темы загородного отдыха, наверное, я бы согласился вести лекции по истории неманского стекла, потому что уже не один десяток лет коллекционирую его. У меня есть и графины, и салатницы, и стаканы. Просто я родился в окрестностях Лидского района, где стоит завод – там работали еще мои прапрадеды! И понимаю, что на заводе производят не просто стекло, а произведения искусства. Но сейчас люди придают стеклу лишь прикладное значение, поэтому им нужно рассказывать, как увидеть в нем красоту».
В Беларуси есть много шеринг-сервисов, где можно делиться с незнакомыми людьми все, чем угодно, даже борщом! Наконец, появилась и платформа шеринга знаний. Вы умеете ухаживать за игуанами или можете преподавать китайский язык? Регистрируйтесь на Mentor.by и делайте карьеру учителя, при желании – за деньги или по доброте душевной. Платформа будет полезна и тем, кто хочет научиться ухаживать за игуанами, играть на органе или даже попасть на курсы пикапа – для этого нужно зарегистрироваться в разделе «я хочу научиться». Возможно, вам повезет: вы найдете наставника по игуанам или органам, которому будут нужны ваши знания и уроки по макраме или немецкому. Во-первых, в таком случае курсы точно будут бесплатными, во-вторых, однозначно интересными: в один день вы сможете почувствовать себя и учителем, и учеником.