Велосипедные экскурсии – затея приятная, особенно летом, когда солнце светит в затылок и ты никак не замерзнешь за несколько часов путешествия. Мы уже проехали по Витебску и Минску, а сегодня вело-экспедицией руководит панорамный фотограф Иван – сертифицированный фотограф Google. Наш гид очень любит открывать новые места и перед поездкой обещает нам показать интересные локации рядом с польской границей. Иван советует взять с собой паспорта: в пограничной зоне без них не обойтись. Мы собираем документы, накачиваем колеса и отправляемся вперед к приключениям.
По словам Ивана, Гродно не слишком удобен для передвижения на велосипеде: дорожек мало, да и бордюры не занижены. Поэтому мы сразу мчим за черту города. Нам предстоит проехать 7 километров до первой точки путешествия. За это время успеваем поговорить с гидом о Гродно. Сам Иван родом из районного городка, но остался жить здесь из-за атмосферы и богатой культуры одного из самых старых городов Беларуси (Гродно был основан в 1128 году, хотя некоторые источники указывают аж на 1005-й).
Пункт первый. Единственный уцелевший форт Первой мировой у польской границы
Мы направлялись к Форту IV, бетонному сооружению, построенному по указу Николая II в конце XIX века. Как рассказал Иван, этот форт сохранился лучше всех. Точнее, он единственный из 13 фортов в Гродненской области, построенных на расстоянии 10 километров друг от друга, остался не взорван отступающей российской армией в 1915 году. В окрестностях можно увидеть массовые захоронения солдат Первой мировой.
Форт расположен на возвышенности, рядом с современной деревней Стрельчики Гродненского района. До государственной границы с Польшей – около трех километров. С одной стороны – лес, а с другой, там, где находится граница Польши, раньше было поле. Сейчас оно заросло травой, и его практически не видно. К форту можно подобраться на машине, но мы советуем ехать сюда именно на велосипеде. Воздух в окрестностях очень чистый, побывать в лесу летом – удовольствие, а подъемы и спуски по тропинкам на велосипеде заменяют хорошую тренировку в спортзале.
Совсем недавно в Форт IV можно было забраться, чтобы оценить сохранившуюся внутри систему вентиляции. К сожалению, власти Гродненской области установили железную дверь, все возможные точки проникновения заделаны. Однако ничто не мешает рассмотреть форт снаружи – он весьма впечатляющий. Форт врыт в землю, вокруг можно наблюдать систему проходов и склады с оружием. Видны выемки для пулеметчиков и их боеприпасов, есть также массивный железный дот с бойницей. Дот пережил две войны и сохранился в отличном состоянии, хотя в свое время подвергся массивной бомбежке.
Когда мы двинулись от форта, чтобы продолжить путешествие, на дороге показалась машина пограничников. Нас попросили предъявить паспорта. Иван сказал, что мы журналисты, и пограничники, увидев кучу фотоаппаратов, пропустили нас дальше. Мы выехали в поле. До границы, судя по навигатору, оставалось два километра. А вокруг, куда ни посмотри, простирался солнечный ландшафт, идеальный, будто с компьютерной заставки.
Шел 10-й километр пути, солнце двигалось к закату. Стало понятно, почему профессиональный фотограф Иван повез нас именно этой дорогой: когда солнце садится над бескрайними полями, получаются просто великолепные снимки.
Пункт второй. Каролинский фальварак Тызенгауза
Поля сменились дачами – мы оказались в новом месте. Это фальварак Тызенгауза – поместье, которое было построено ещё в XVI веке. Наибольшую популярность усадьба приобрела в XVIII веке, когда владения принадлежали меценату Антонию Тызенгаузу. С его лёгкой руки начался расцвет усадебного комплекса и здешнего парка, а потому имя Тызергауза фальварак носит и сегодня. Наш гид Иван часто устраивает здесь встречи с коллегами-фотографами. Иногда приезжает сюда на велосипеде.
До заката солнца оставалось еще два часа, и нам нужно было добраться до города, пока не стемнело. По дороге мы видели очень хорошо сохранившуюся водяную мельницу. По словам Ивана, раньше таких мельниц в окрестностях Гродно было много, но в приличном состоянии сохранилась лишь эта одна. Чуть дальше нас ждало Юбилейное озеро – место отдыха всех жителей Гродно. Здесь можно и закат встретить, и прокатиться по ровным дорожкам, и просто поваляться на траве. Но вернемся к достопримечательностям, которые порекомендовал посетить Иван.
Пункт третий. Фарный костел как память про Стефана Батория
Как только разговор зашел о достопримечательностях Гродно, Иван сразу вспомнил Фарный костел. Официально это место называется собором святого Франциска Ксаверия, а слово «фарный» (сокращенное от парафиальный) в переводе означает «главный». Со строительством костела связана занятная история. В XVI веке в Гродно любил бывать польский король Стефан Баторий.
Ему так нравился город, что король планировал основать здесь свою резиденцию и даже пожертвовал 10 тысяч злотых на строительство костела. А потом совершенно внезапно умер. Но гродненцы не были бы гродненцами, если бы через 100 лет после смерти Стефана Батория их не замучила совесть за уплаченные когда-то деньги, и костел – это белое величественное сооружение с органом – не появился бы на свет. С XVII века здание входило в состав иезуитского монастыря, именно поэтому долгое время костел называли иезуитским.
Пункт четвертый. Лютеранская кирха
Вообще, проживая в Гродно постоянно, к подобным достопримечательностям относишься как к должному, особенно их не замечая. Церковь лютеранского вероисповедания появилась в Гродно еще в 1793 году. Десятилетием ранее в город по приглашению гродненского старосты из Германии приехали лютеране, которые должны были открыть здесь королевские мануфактуры. Для их богослужений в кирху было перестроено трехэтажное здание бывшей таверны, которое общине подарил король Станислав Август. Мы не будем иронизировать на тему того, каково было германцам молиться в таверне. Скажем лишь, что полностью строительные работы завершились лишь к 1843 году. Рядом с церковью появилось первое лютеранское кладбище, позже – колокольня с часами.
Сегодня рассматривать старину невероятно познавательно. Впрочем, Гродно тем и хорош: пожалуй, это один из немногих беларуских городов, где, как в Праге или Вильнюсе, сохранились по-настоящему старые здания.