Николай Халезин и Наталья Коляда — беларуская пара, которая создала Свободный театр в Минске и снискала успех по всему миру. Вот уже больше десяти лет об их труппе пишут в газетах Нью-Йорка, Лондона и других столиц (сильно реже — в газетах Минска). Последняя вау-новость: лондонский Barbican анонсировал мировую премьеру спектакля Свободного театра «Дзікае паляванне караля Стаха». По этому случаю KYKY рассказывает, чем еще в широких кругах известны эти беларусы: вот восемь фактов, которые вас точно удивят.
Халезин мог стать политиком — и театра бы не случилось
Если вы впервые услышали имя Халезина в качестве сооснователя Свободного театра, вот краткое био: Николай родился в Минске, его отец, Николай Петрович, был музыкантом, создателем культовой беларуской группы «Песняры», поэтому все детство Николай (младший) провел за кулисами и на гастролях.
После школы Халезин поступил в Нархоз, но уже на третьем курсе понял, что бухгалтерия и налоги — не для него. И пошел в журналистику. Николай сотрудничал с газетой «Имя», которая систематично иронизировала над властью, поэтому спустя всего три года существования была закрыта.
После Халезин работал в газетах «Навiны» и «Наша свабода», участвовал в создании не убиенного сайта «Хартия-97» (который, как признается сам Николай, уже давно не читает).
Помимо журналистики, Николай уже в то время занимался политконсалтингом (что продолжает делать и сейчас, разъезжая с женой по миру, они лоббируют введение санкций против режима Лукашенко и не дают Белому дому забыть про беларускую повестку). Но на вопрос, есть ли у Халезина политические амбиции, в 2017-м Николай ответил так: «Если бы хотел реализоваться как политик, я бы это сделал в конце 90-х: наравне с Лебедько, Статкевичем, Беляцким и так далее Я бы мог тогда встать в этот ряд — но остался в стороне».
У Коляды — три награды Госдепартамента США за личное мужество
Наталья тоже родилась в Минске — в театральной семье. Хотела стать актрисой, в итоге поступила на исторический факультет, начала думать о карьере дипломата. Но к власти пришел Лукашенко, поэтому дипломатом в Беларуси Наталья решила не становиться.
Она участвовала в проекте США по сокращению ядерного вооружения в Беларуси (кажется, нашей стране снова нужна такая группа) и очищения земли от ядерного топлива. А после — работала в посольстве США в Беларуси. В интервью в 2011 году Николай Халезин рассказал, что у Натальи — три награды Госдепартамента США за личное мужество, добавив, что «про это в Беларуси не пишут».
Стоит добавить, что про Наталью начали писать «фельетоны» в СБ задолго до того, как это стало мейнстримом. Например, в 2001-м вышел текст, где ее называли «организатором и финансистом всей антилукашенковской кампании». В 2010-м Наталья была арестована по политическим мотивам.
И еще один факт о ней: Коляда стала первым человеком в Беларуси, которого арестовали за пост в интернете. На суде Наталья заявила, что в беларуском законодательстве не существует такой статьи (тогда ее и правда не было), на что судья ответила, мол, скоро будет — и выписала Наталье штраф. После 2020-го Суды за посты и комментарии в сети в нашей стране стали массовыми.
Коляда познакомила жен убитых оппонентов Лукашенко с президентом США
Когда еще Наталья работала в американском посольстве, в 2001-м, она смогла организовать встречу жен убитых и пропавших политических оппонентов Лукашенко с президентом США Джоржем Бушем. В том числе, на этой встрече присутствовали Ирина Красовская и Светлана Завадская.
И еще один факт про Наталью: в 2020-м британское издание Financial Times назвало Коляду одной из женщин года. Вместе с ней в список вошла глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Коляда научила Мика Джаггера говорить «Жыве Беларусь!» по-беларуски
Это случилось летом 2007 года. Николай и Наталья встретились с вокалистом The Rolling Stones, когда у группы был концерт в Варшаве. Они рассказали ему о происходящем в Беларуси — о политической ситуации и о том, что в Минске задерживают несогласных с ней. В одном из интервью Халезин рассказывал: «Мик сказал, что это ненормальное явление в современном мире — более того, ему уже известно об исчезновениях политиков и журналистов в Беларуси. Мы спросили: «Ты хочешь что-нибудь сказать беларусам?». Он придумал текст, очень короткий. Закончил его словами «Long live Belarus», и переспросил, как это будет по-беларуски. Наташа, моя жена, научила его правильно говорить «Жыве Беларусь!»
Уже в 2019-м The Rolling Stones выступали на большом концерте в Лондоне, посвященном 10-летию Свободного театра (где также играли Дэвид Гилмор, один из лидеров Pink Floyd, Pussy Riot, «Бумбокс» и другие). Во время того выступления Джаггер тоже обратился к беларусам: ««Я желаю каждому белорусу удачи в вашем стремлении к свободе, свободе слова и свободе собраний на пути присоединения к Европе. Жыве Беларусь!».
Халезин и Коляда дружат с «богиней» Непала
Эта семейная пара давно славится дружественными связями со множеством известных людей — такими, как Кевин Спейси, Мик Джаггер или Кейт Бланшетт, которая после начала войны приютила у себя дома четверых актеров Свободного театра. Список длинный.
Еще одна подруга Николая и Натальи — Джоанна Ламли — является в Непале богиней.
Об этом Николай рассказывал в интервью KYKY: «В Непале есть такая народность — гуркхи. Это люди маленького роста, очень спокойные и сконцентрированные. Они традиционно являются снайперами в британской армии. Однажды Джоанна смотрела программу, где непалец жаловался, что когда он служил, у него были деньги, а теперь он не может содержать семью, потому что служба закончилась. Джоанна спросила у знакомых: «Почему у него нет денег, если он служил?» — «А у них нет пенсии, они же непальцы!» Джоанна говорит: «А вам не кажется странным, что человек, который готов умереть за нас, не получает пенсию?» И она начинает кампанию: выступает в парламенте, говорит о гуркхах со ступеней Букингемского дворца — она подняла всех на уши, и в итоге был принят закон, по которому гуркхи стали получать британскую пенсию. Вот теперь она святая в Непале, потому что один гуркх кормит целую семью».
Еще один близкий друг четы — Джуд Лоу
Халезин и Лоу знакомы давно. Всемирноизвестный британский актёр одним из первых вызвался помочь беларуской чете, когда они были вынуждены покинуть Беларусь в 2011-м. В 2013-м Джуд Лоу снялся с Халезиным в короткометражке.
В 2014-м Николай говорил про актера: «Он потрясающий: мягкий, добрый, смешной. Он ходит с телефоном «Нокия», который стоит 20 фунтов, и его ноутбук — это не компьютер, а старая потертая записная книжка». Однажды главред KYKY Виктор Малишевский попросил Николая привезти ему автограф Джуда, на что Халезин ответил: «Чувак, я не могу у него брать автограф: он актер, я режиссер — это неправильно».
Халезин рассказывал много классных историй, связанных с Лоу, вот одна из наших любимых: «Когда 19 декабря 2010-го [беларуского политика, экс-кандидата в президенты] Андрея Санникова арестовали, Ира Богданова, его сестра, написала, чтобы все вышли к беларускому посольству [в Лондоне]. Пришло человек пять, некому было транспаранты держать, которые Ира с мужем нарисовали. И вдруг какая-то женщина подходит и говорит: «Давайте помогу». Они с ней отстояли, передали петицию в посольство. Когда надо было расходиться, Ира говорит: «Спасибо, что вы пришли, я даже не ожидала, что кто-то придет с утра, потому что все произошло только вчера вечером». А женщина говорит: «Мне сын сказал, и я приехала сразу» — «А кто у вас сын?» «А Джуд Лоу». Вот тогда ты понимаешь, почему Джуд такой: потому что у него мама такая. Она поехала к какому-то посольству протестовать против посадки человека из Беларуси, которого она не знает, потому что сын попросил».
Чтобы поставить спектакль о смертной казни, команда Халезина говорила с приговоренными к ней
Фактов про Свободный театр невероятное множество — от количества поставленных спектаклей, мировых сцен, где выступала труппа, всевозможных наград, упоминания в зарубежной прессе до самых известных зрителей и почитателей.
Есть сумасшедшие истории: например, еще до эмиграции труппы, в Минск приезжал Бен Брэнтли — театральный критик №1 в США, чтобы ревьюировать три спектакля, который театр в прямом смысле ставил в подполье.
Свободный театр был первым в мире, кто еще до эпохи ковида начал ставить спектакли по скайпу; благодаря хорошей репутации в мире, труппа Халезина смогла получить права на постановку всех пьес Гарольда Пинтера — английского драматурга, лауреата Нобелевской премии — без выплат гонораров и поспектаклевых выплат.
Еще один классный факт про театр — Николай и команда общаются с людьми, прототипы судеб которых ставят на сцене. Например, в 2022-м Халезин поставил спектакль о человеке, который убил Александра Тарайковского на протестах в Беларуси, и пытается как-то жить с самим собой дальше. Ради этого спектакля Николай общался с беларускими силовиками, в том числе с теми, кто служит в Беларуси до сих пор. До этого Халезин ставил спектакль «Trash Cuisine», который успешно отыгрался и в Лондоне, и в Нью-Йорке. Для того, чтобы собрать информацию о смертной казни, Николай с командой объехал десять стран. В том числе, во время поездки они побывали в тайской тюрьме Бангкванг, где говорили с людьми, приговоренными к смерти.
Последний факт — как познакомились Халезин и Коляда
До личной встречи Наталья знала о Николае, как о журналисте газеты «Имя», но, как позже она сама скажет: «Мужчина с длинными волосами в кожаных штанах не вызывал никаких положительных эмоций».
Пара познакомилась в начале нулевых — благодаря политику Андрею Санникову. Это случилось, когда Наталья объединила жен политических оппонентов Лукашенко, которые пропали без вести или были убиты, и начала рассказывать миру о том, что на самом деле происходит в Беларуси. Этот проект назывался «Мы помним». Визуализировать его Санников пригласил как раз Халезина — с тех пор Наталья и Николай начали работать вместе. В 2003-м они поженились.
После восьми лет брака Николай скажет: «Когда ее нет, я не могу спать».