Блудный «Старший сын»
«Старший сын» – это экранизация пьесы очень недооцененного нашими с вами современниками Александра Вампилова. Сюжет простой и очень камерный: два молодых парня забрели в пригород в надежде на тусовку с девушками, но те их отбрили. Посреди ночи Бусыгин и Севостьянов оказываются в маленьком городке, куда электричка придет только утром. Не тяготея к высокоморальности, они заходят в квартиру отца с двумя детьми Сарафанову и представляют Бусыгина его внебрачным и потерянным сыном. Отец потерян, счастлив, его младшие дети – в шоке. Конечно, изнутри проявляется семейная трагикомедия, где младший сын влюблен во взрослую женщину, Сарафанов оказывается кларнетистом-неудачником, а Бусыгин и вовсе влюбляется в новообретенную сестру. Его-то и играет Николай Караченцов. Оторваться от фильма невозможно еще и потому, что в партнеры ему достались Евгений Леонов и Михаил Боярский. Тысяча чертей, это очень сильное трио.
Резанов из спектакля «Юнона и Авось»
Юнона и Авось – это не имена героев, это названия двух кораблей экспедиции графа Резанова, которые прибывают в Калифорнию для переговоров с колонистами. Там Резанов влюбляется в дочь губернатора Сан-Франциско Кончиту, но порыв страсти, который в 21 веке бы даже не заметили, в то время вызывает дипломатический скандал и Резанов уплывает домой.
В «Ленкоме» этот спектакль стартовал в 1981 году, а уже через девять лет с гастролями доехал до Нью-Йорка. Собственно, Караченцов играл в спектакле, пока серьезно не заболел – только тогда его сменил Дмитрий Певцов. Сначала Кончиту играла Елена Шанина, после ее сменила более молодая актриса Анна Большова – к этому моменту актеры стали ближе к возрасту своих прототипов, и спектакль только усилил свое воздействие на зрителя. Арии, которые писались именно под Шанину и Караченцова есть в аудиозаписях, а сам спектакль заснят на камеру (тогда у театров еще была эта полезная традиция) – и его тоже можно найти целиком в интернете. Признаться честно, с возрастом голос Караченцова стал еще фактурнее, а потому ария «Я тебя никогда не забуду» стала еще более душераздирающей.
Ретивый жених из «Собаки на сене»
Испанец Лопе де Вега написал эту пьесу в 1618 году, а через 350 лет «Ленфильм» снял двухсерийный фильм по ее переводу. Причем фильм в стихах – так что это полное прочтение, а не кинолента «по мотивам». Здесь Караченцов снова играет с Боярским, причем их герои борются за одну женщину – графиню де Бельфлё. Со всех сторон положительный герой Боярского Теодоро по классике жанра побеждает, а маркиз Рикардо (Караченцов) остается в проигрыше. Почему? Потому что эмансипированная графиня готова на мезальянс, но по любви, но не хочет идти на брак по расчету. Но у сцены фильма, где Рикардо поет свою серенаду графине, даже на ютубе несколько сотен тысяч просмотров. И мы понимаем, почему классика жива – всё дело в харизме.
Лилипут из «Дома, который построил Свифт»
«Дом, который построил Свифт» – это сатирическая комедия, действие которой происходит в одном очень странном доме. Здесь живет Джонатан Свифт (тот самый, который написал книги о Гулливере) и все его персонажи. Свифта к концу жизни объявляют психом, так что судить о происходящем логически у зрителя не выйдет. Конечно, главные роли тут играют Янковский и Абдулов, но второстепенные персонажи не уступают им ни в иронии, ни в драматизме. В этом фильме Николай Караченцов играет совсем небольшую, но от того не менее интересную роль. Вместе с Александром Збруевым они изображают лилипутов – в десятиминутной сцене, по сути, уложилась вся философия жизни маленького человека.
Вася из «Белых рос»
Этот фильм снимался на киностудии «Беларусьфильм» в Гродно – хотя бы поэтому его стоит посмотреть. Сюжет основан на рассказе о жизни человека, который участвовал аж в трех войнах, а в старости обосновался в деревне Белые росы. У ветерана войны есть три сына – старший очень расчетливый и хитрый, младший – просто веселый, ну а третий, как в сказках, «дурачок». Последнего зовут Вася, его и сыграл Николай Караченцов. Истории каждого из сыновей очень запутанные, как пишут в рецензиях – почти все фразы героев очень философские, но не нравоучительные, можно каждую разбирать на цитаты.
Хулиган из «Приключений Электроника»
В СССР любили снимать фантастику, сюжет которой закручен на технологическом прогрессе. Этот фильм один из таких – про супер-робота. Действо начинается с рассказа об американском бандите, который посылает в Москву кудрявого бандита Урии (его и играет Николай), чтобы тот выманил у советского ученого «суперотмычку». Речь про Электроника – по сути, искусственный интеллект в образе тощего 12-летнего мальчика.
Но робот оказался строптивым и сбежал от создателя, случайно познакомился со своим прообразом, Сыроежкиным и зажил обычной жизнью советского школьника. Мальчик понял, что Электроник очень быстро обучается всем предметам, и отправил его вместо себя в школу. Именно в «Электронике» впервые прозвучала песня «Крылатые качели», которую все мы весело пели в детстве, а потом выросли и переслушали с грустной ностальгией. В общем, фильм – добрая и поучительная сказка о том, что нельзя прятаться за чужими успехами. Ну и Караченцов в этой ленте – настоящий красавец. К слову, «Приключения Электроника» вошел в сотню самых популярных фильмов в СНГ, а фраза «Где у него кнопка?» которую американский бандит задавал герою Николая, стала крылатой.
Благородный жулик из «Треста, который лопнул»
Один из первых советских фильмов, снятых по мотивам рассказов О. Генри, где зрителю показали Америку. И сделали это через рассказ о благородных жуликах Энди Таккере и Джефферсоне Питерсе. Двое статных мужчин встретились в поезде и буквально сразу же открыли друг в друге родственную душу. Каждый герой преследовал личные цели – Энди, герой Регимантаса Адомайтиса, хотел открыть библиотеку, а Джефф, которого сыграл Николай Караченцов, мечтал встретиться на Западе с первой любовью. Но деньги на их осуществление оба зарабатывали одинаково – устраивали разного масштаба аферы.
У героев был принцип в стиле Робин Гуда – они воровали, но за краденное обязательно отдавали что-то взамен. Как говорил герой Караченцова: «Или мазь от прострела, или биржевые бумаги, или порошок от блох, или хотя бы затрещина». Фильм снимали в 1982 году на трех локациях: Львове, Таллинне и Одессе. В последнем городе произошла самая веселая ситуация за все съемочные дни: ради финального кадра в одесском порту повесили огромный американский флаг. Атрибуту удивились не только одесситы, но и сотрудники КГБ, которые буквально сразу же в штатском приехали на площадку. Николай Караченцов буквально спас ситуацию: пока актеры доигрывали последние дубли, он травил анекдоты и раздавал автографы гэбэшникам.
Преступник из экранизации «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Кровавая надпись»
Первые фильмы по мотивам рассказов сэра Артура Конан Дойля появились задолго до киноуспеха Камбербэтча и Дауни младшего. В 1979 году Шерлоха Холмса играл гениальный Василий Ливанов, а в одной из серий в качестве приглашенной звезды появился и Николай Караченцов. Речь про второй эпизод «Кровавая надпись» – по сути, это советский вариант «Этюда в розовых тонах», только (спойлер) смертельную таблетку людям предлагает не старый таксист, а молодой, обиженный на весь свет американец. Последнего и сыграл Караченцов. Фильм стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы проследить логику советского человека – очень часто мотивы и действия детектива и преступника в этой серии разнятся с изначальным вариантом писателя.
Кавалер из фильма «Дамы приглашают кавалеров»
Сюжет этой ленты банален до безобразия: во главе картины 30-летняя красивая женщина-товаровед провинциального универмага, которая никак не может выйти замуж. Поэтому решается поехать за кавалером в курортный Сочи. Тут-то и начинаются романы, трагедии и бесконечные мысли о правильном выборе партнера – все мужчины, который попадаются героине на южном береге, либо альфа-самцы, либо негодяи. Николай сыграл в этой ленте незначительную, но довольно яркую роль альфонса Валентина. Он приходит на свидание с героиней в ресторан в костюме-тройке, закусывает и позволяет себе уйти, не расплатившись. Казалось бы, фильм вышел в 1980 году – почти сорок лет назад, а, судя по новостям, в отношениях мужчин и женщин на постсоветском пространстве мало что изменилось.
Билли из ленты «Человек с бульвара Капуцинов»
Роль ковбоя Билли Кинга – не самая большая, но точно одна из самых ярких за всю карьеру Караченцова. Просто однажды режиссер Алла Сурикова сняла комедию-вестерн, который понравился вообще всем. Конечно, кроме сценария, из которого шутки стали хрестоматийными, в фильме собрались культовые актеры: Миронов, Табаков, Яковлева, Боярский, Кваша, Дуров, Ярмольник… Если вы действительно еще не смотрели этот фильм, сюжет его таков: на дикий Запад приезжает джентльмен «Джонни» и решает показывать «синему» джентльменам, которые умеют разве что в пьяном угаре разносить бар. Увы, про этот фильм в подобном тексте мы вспоминаем не впервые – не так давно вспоминали главные роли Олега Табакова. Но каждый раз «Человека с бульвара Капуцинов» неизменно хочется пересмотреть. К слову, мистер Джон Фёст в исполнении Миронова говорит фразу: «Когда у человека есть цель в жизни, смерть ему не страшна». Николай Петрович, это точно про вас.