Этот текст мог бы быть пропитан возмущением на тему того, как беларусы продолжают ходить на концерты «хороших русских», но речь про Вильнюс, где в целом не так много поводов куда-то культурно выйти. Саша Романова отвела дочь подростка на концерт Даниила Поперечного в столице Литвы и поняла бизнес-модель, на которой построен новый юмор.
Я узнала про Данилу Поперечного и прониклась к нему уважением после ролика «Жыве Беларусь» на его ютуб-канала на три миллиона подписчиков. Кажется, Данила два года назад получил нехилый кредит доверия от беларусов, потому что на его стендапе в Вильнюсе зал был забит именно нами. А выдали мы себя громким свистом на одной единственной шутке — про себя самих. Мол, когда русским говорят: «Да соберитесь вы уже все вместе и свалите диктатора, вам что, сложно», — беларусы отвечают: «Ага отличный план, лайк». На этом патриотический сантимент заканчивается. И начинается мое впечатление от стендапа, которое можно было бы списать на культурный шок или старческое брюзжание, если бы не Петросян — формат юмора со сцены, на который покупают билеты, существует давно и удивлять не должен. Человеку не нужно петь или играть на музыкальных инструментах, чтобы собрать зал на пару тысяч человек или даже стадион — как sex sells, так и юмор про sex sells.
Когда меня очень давно приглашали рассказать про KYKY на открытых планёрках, я любила повторять, что самые рейтинговые темы — это политика и порнография. Если нужны просмотры, журналистам нужно писать или об одном, или о другом. Данила Поперечный хакнул эту систему и шутит про первое и второе вместе, в одном стендапе. За два часа он органично перешел с размеров члена на тему любимого порно, рассказал о проблемах дефекации, трудности с эрекцией при приеме стимулирующих веществ, сексуальные предпочтения своей подруги (жены), а закончил политикой — я была в восторге, это же практически «голубой океан». Члены, дерьмо, мастурбация, стриптизерши, секс, дрочильня, политика — и все в одном флаконе, с продуманными переходами, без единой запинки, как таблица умножения.
Есть прекрасный фильм Михаила Идова «Юморист» про грустного клоуна, который всю жизнь читал публике монолог про обезьянку Артура Ильича на пляже в Ялте, потому что публика требовала именно его, а свежие и острые шутки про реальность позднего Совка ей не заходили. Герой весь фильм страдает и находится в заложниках у этой обезьянки. Он мастер одного хита, и это не лечится ни алкоголем, ни наркотиками, ни случайными половыми связями со студентками гуманитарных специальностей. Я слушала Данилу Поперечного и покрывалась холодным потом — если каждый день рассказывать про понос и порно, то через сколько лет твоя физиология возьмёт тебя в заложники? Может Данила каждый месяц меняет монологи? Моя дочь даже спросила у подруги в Варшаве, что Данила рассказывал там — сюжеты были те же, с ума сойти!
Интересно, насколько это легкий бизнес: вот ты ходишь по сцене, на чиле делишься фактами интимной биографии и зарабатываешь много денег. Звучит просто, но до конца не понятно, заходят ли шутки про дефекацию в принципе, или надо, чтобы про дефекацию шутило определенное лицо, популярное в обществе, и только тогда будет смешно? Еще интересно, сколько лет публика будет ходить на такой контент: гениталии в 30 это огонек, а в 50 уже стыдно, или нет? Факт в том, что бизнес-модель Поперечного работает. Люди очень устали. И я не знаю, как у беларусов с сексом, но они точно готовы платить за шутки про секс.
Летом в Вильнюсе я ходила на концерт Ника Кейва. Билет в фанзону стоил столько же, сколько два билета для меня и дочери-подростка на галерку Поперечного — а ведь там был ещё и партер! Я ни в коем случае не жалею своих рваных евро, в конце концов, артист рассказал столько пугающе интимных подробностей, что отработал их сполна. Но если после Ника Кейва я ещё неделю собирала особенно понравившиеся песни в своем спотифай, то после Поперечного я буду бояться случайно наткнуться на него в ютубе — когда ты узнаешь так много ненужной тебе информации о постороннем человеке, тебе немного стыдно продолжать знакомство (примерно по этой же причине попутчики в поезде никогда не созваниваются, а пьяные разговоры в баре никогда не вспоминаются на трезвую голову).
А еще мне пришла мысль, что наши дети подростки наверняка вырастут гораздо более свободными людьми, когда увидят, что шутки про члены так просто шутятся в битком набитых залах с акустикой, светом и бархатными креслами — будь проще, и к тебе потянутся люди.
В конце концов, кто не пересматривал фильм «Мальчишник в Вегасе» с похмелья, чтобы просто поржать? А сколько в этом таланта и смысла — спросите у организаторов и у таксистов, которые в ту вильнюсскую ночь заработали на паре тысяч беларусов и горстке русских, которые не могут вернуться домой.