16 декабря Евросоюз одобрил третий пакет санкций в отношении Беларуси – против лиц и компаний, которые поддерживают режим Лукашенко. Сегодня, 17 декабря, появился список тех, кого решил «наказать» ЕС. Рассказываем, какие вопросы у беларусов вызвал итоговый санкционный список и кому из беларуских бизнесменов удалось избежать попадания в него.
Кто попал в санкционный список ЕС. Персоны
- Николай Воробей – бизнесмен.
- Александр Шакутин – бизнесмен.
- Анатолий Сивак – заместитель премьер-министра.
- Иван Эйсмонт – глава Белтелерадиокомпании.
- Владимир Караник – бывший министр здравоохранения, сейчас – председатель Гродненского облисполкома.
- Наталья Кочанова – председатель Совета Республики.
- Андрей Швед – генеральный прокурор Республики Беларусь.
- Игорь Луцкий – министр информации.
- Виталий Стасюкевич – заместитель начальника милиции общественной безопасности, Гродно.
- Игорь Калинник – начальник Советского РУВД Минска.
- Александр Петраш – председатель Московского районного суда Минска.
- Вадим Пригара – глава Молодечненского РОВД.
- Артем Дунько – старший инспектор ДФР КГК.
- Игорь Бурмистров – заместитель командующего внутренними войсками МВД.
- Павел Легкий – замминистра информации.
- Дмитрий Шумилин – заместитель начальника отдела по массовым мероприятиям ГУВД Мингорисполкома.
- Судьи: Виктория Шабуня, Андрей Лагунович, Елена Некрасова, Юлия Густыр, Марина Федорова, Наталья Дедкова, Елена Живица, Елена Литвина.
Компании
- «140 ремонтный завод» – государственное предприятие военно-промышленного комплекса, которое специализируется на ремонте и модернизации бронетанковой техники.
- «Агат – электромеханический завод» – специализируется на производстве специальной техники для нужд Минобороны. Ответственные за создание заградительного комплекса «Рубеж».
- «Главное хозяйственное управление» – самый крупный оператор на рынке нежилой недвижимости в Беларуси.
- Dana Holdings – сербский холдинг братьев Каричей.
- «Синезис» – международная ИТ-компания с центрами разработки в Минске и Москве. Управление делами президента Республики Беларусь
- «МЗКТ» – являются частью госуправления военпромом.
- «Белтехэкспорт» – частное предприятие, которое занимается экспортом оружия и военной техники Южной Америки, Азии и т.д.
Чем недовольны беларусы
Когда в сети появился санкционный список ЕС, у некоторых беларусов возник вопрос: почему там так мало компаний? Вот, что написал в своем телеграм-канале руководитель «Беларуского свободного театра» Николай Халезин: «Если у вас есть желание спросить у меня, как я отношусь к тому санкционному списку, который утек из администрации ЕС, я вам отвечу: воспринимаю его как предательство и плевок в лицо беларусов.
ЕС имел на руках все необходимые для атаки на режим кейсы, причём детально проработанные и подтверждённые юридическим департаментами.
По какой-то причине, все серьезные кейсы удалены, а некоторые «кошельки» Лукашенко вычеркнуты в последний момент — один из них вычеркнут шариковой ручкой (!), то есть, после всех согласований.
Наверное, пришло время атаковать не только Остервенелого Баяниста, но и «партнеров», которые ведут себя, как минимум, странно, а, как максимум, подло».
Что про третий пакет санкций думает команда Светланы Тихановской и другие эксперты
Советник Светланы Тихановской по международным вопросам Франак Вячорка рассказал TUT.by: «Самое важное, что в список попали «кошельки» Лукашенко: бизнесмены и компании, этого раньше не было. С одной стороны, список мог бы быть больше, он и был больше, но хорошо поработали международные лоббисты, представители этих компаний, бизнесменов, олигархов, чиновников, которые добились, чтобы из этого списка люди были исключены.
Но с другой стороны, этот список очень важный, потому что он расширяется и туда попали те, кто при других обстоятельствах никогда бы туда не попал. Ясно, что это накладывает на них и репутационные, и экономические ограничения. Речь не только о запрете путешествий, но и об ограничении торгово-экономической деятельности».
Похоже, эксперт аналитических центров EAST и iSANS Андрей Елисеев разделяет точку зрения офиса Тихановской. Он сказал «Нашей Ниве», мол, самое важное – «что Евросоюз вышел на качественно иной уровень санкций, добавив к персоналиям конкретные компании». И добавил: «Поскольку Евросоюз добавил в список таких лиц, как Шакутин и Воробей, то вероятно в последующие заходы санкции будут распространяться и на их активы».
Также Елисеев пояснил, насколько санкции мешают жить бизнесу: «Научный анализ свидетельствует, что санкции в отношении «кошельков» авторитарных режимов весьма болезненны для них. Именно персоналистские авторитарные режимы с большей вероятностью дестабилизируются в результате такого санкционного давления, чем однопартийные и коллегиальные военные диктатуры. Но говорить всерьез о таком эффекте санкций можно было бы только в случае значительного расширения списка и продолжительности их действия».
Кто должен был попасть под санкции, но не попал?
Как утверждают источники «Нашей Нивы», владельцу «Санта-Бремор» Александру Мошенскому удалось переубедить ЕС насчет необходимости его присутствия в санкционном списке. Якобы, Мошенский доказал властям Исландии (из этой страны он импортирует рыбу на сотни миллионов долларов), что удар по его бизнесу нанесет определенный вред и для самой Исландии. Что и повлияло на итоговое решение Евросоюза.
Мошенский не отрицает, что его имя действительно значилось в первоначальном санкционном списке. Вот, что он рассказал «Нашай Ніве»: «Но слова о рассуждениях об объеме экспорта рыбы – сказки! Я думаю, что у тех, кто составляет эти списки, есть определенные критерии включения. Наверное, правильно задаться вопросом, соответствует ли «Санта Бремор» этим критериям? Может, мы расстреляли протестующих? Может быть, мы «кошельки» в авторской терминологии? Я так не думаю. Я думаю, что они принимают решения не на основе информации о том, кто сколько рыбы экспортирует, а на основе других критериев, которым Санта-Бремор не отвечает», – сказал Мошенский. Однако он подтвердил, что они приняли определенные меры по исключению компании из списков, но не пояснил, какие именно.
Напомним, первый пакет санкций против Беларуси ЕС принял 2 октября. В нем значились 40 беларуских официальных лиц – силовики, члены ЦИК и другие. Второй пакет санкций был принят 6 ноября: Евросоюз ввел ограничения в отношении Александра Лукашенко и 14 высокопоставленных чиновников, в том числе помощника президента Виктора Лукашенко, главы Администрации президента Игоря Сергеенко, руководителя КГБ Ивана Тертеля, начальника Следственного комитета Ивана Носкевича, главы ОАЦ Андрея Павлюченко, пресс-секретаря Лукашенко Натальи Эйсмонт и других.