Павел Глазков, российский таксидермист и кандидат биологических наук признался, что идея выставки пришла ему в голову еще в университете: «Когда преподаватель говорила о брачном поведении животных, аудитория оживлялась. Я понял, что людям это интересно, захотелось визуализировать процесс».
В 21 веке можно было сделать 3D-проекции, нарисовать познавательный мультфильм, создать инфографику или устраивать экскурсии по заповедникам, но биолог Павел решил вопрос самым натуралистичным образом – сделал чучела животных и скрепил их по парам в позы совокупления. Он убежден, что всем посетителям нравится его выставка и что основная мысль экспозиции, где застывшие в процессе кролики смотрят вам прямо в глаза, заключается не в демонстрации сношений, а в философии животных. По мнению биолога, звериные отношения проще и во многом правильнее, чем у людей. Павел считает, что мы стали забывать, что секс человеку дан для производства потомства. Именно поэтому он увековечил в чучелах «более искренних» существ – животных.
«Человек в 99,9% случаев занимается сексом, чтобы получить удовольствие. Из-за этого отношения портятся»
KYKY: Почему вы выбрали для размещения выставки локацию на барной улице?
Павел Глазков: Я в Минске был первый раз в жизни, поэтому всеми организационными моментами занималась компания Exponent, которая и предложила мне приехать в ваш город с экспозицией. Я поражен Минском: чистота и отношение к людям: даже в обычных магазинах – картина потрясающая. И это ведь не только в столице: когда летел, увидел из иллюминатора, что вся страна ухожена. Все засеяно: цветет, растет и пахнет. Так вот, ребята из ивент-агентства сказали, что площадка – популярная, много молодежи привлекает. А кто, как не она (молодежь) должна знать про брачное поведение животных? Одна из задач выставки – просвещение людей: нам есть чему поучиться у зверей. Человек в 99,9% случаев занимается сексом, чтобы получить удовольствие. Все же знают, что оргазм – высшая степень удовольствия, которую мы испытываем: ни наркотики, ни другие вещества не дают нам такое же сильное ощущение. И люди на этом зацикливаются, из-за чего их отношения часто портятся. То есть когда между людьми через полгода-год «заканчивается» секс, им становится скучно, они расстаются, уходят к другим партнерам. У животных отношения проще и искреннее: у них нет секса и интима, звери спариваются только с одной целью – для продолжения рода. Есть исключение – дельфины. Доказано, что эти млекопитающие тоже могут испытывать удовольствие от секса. Но исключение только доказывает правило. И в этом принципиальное отличие человека от животного: часто человек считает беременность «побочным» эффектом, животное закладывает в рождение смысл отношений. Этот момент мне хочется донести до всех: как только животные, включая человека, перестанут спариваться, чтобы размножаться, – все вымрут. Люди ведь тоже относятся к представителям животного мира.
Первый раз выставка проходила в Санкт-Петербурге. Судя по записям в книге отзывов, все 100% посетителей остались довольны. Были и такие ребята, кто пришел поприкалываться, а потом послушали экскурсию и поняли, что получили много полезной информации. Смотреть эту выставку без экскурсовода нельзя, помимо просмотра экспонатов зритель должен прослушать и лекцию, чтобы узнать не только про брачные ухаживания, но и о материнстве и отцовстве в животном мире. На экспозиции в Питере ко мне подошел заслуженный учитель России и спросил, почему выставка носит ограничение 16+, мол, надо изменить на 10+, чтобы показывать ее школьникам, у которых по образовательному плану началась зоология. А один педагог дошкольного образования и вовсе уточнила, что в Японии вопрос полового воспитания начинают обсуждать с детьми 5-6 лет, так что было бы неплохо приводить на эту экспозицию и совсем маленьких детей, чтобы обсуждать с ними эту тему.
«Cколько в мире переполненных детских домов? А это результат так называемого секса»
KYKY: Чему лекция про брачное поведение животных может научить маленького ребенка: что секс нужен для продолжения рода?
П. Г.: Я отец трех детей и прекрасно знаю, что многие, даже детские психологи и педагоги не знают, как подступиться к теме полового воспитания. Вспоминаю, как мой школьный учитель с покрасневшим лицом говорил, чтобы мы эту главу по биологии сами дома прочитали. Еще пример: одна знакомая, тоже детский психолог, рассказывала, что когда у нее в 11 лет начались месячные, подумала, что умирает. Анекдот в том, что у этой женщины оба родители – врачи. То есть воспитания никакого ни в школе, ни дома не проводится. Думаю, в Беларуси и других странах тоже есть такая проблема: взрослые думают, что ребенок сам все узнает: зайдет в интернет и ему там все покажут и расскажут. Но что именно в сети ему расскажут – загадка, поэтому, я считаю, половое воспитание детей идеально начинать на примере брачного поведения животных.
На выставке можно узнать, как у животных происходит процесс спаривания, как они ухаживают друг за другом, что происходит потом. Я сам тоже провожу экскурсии, рассказываю, например, про поведение лис – самец лисицы постоянно находится с самкой и потомством. В случае его гибели «соседи» по территории устраивают жесткие драки за право быть отчимом. Победитель может предложить себя овдовевшей лисе, а та рассмотрит его кандидатуру – в животном мире всегда выбирают только самки (хотя у людей происходит то же самое). Если лис ее устраивает, лисица приглашает его к себе в нору, и он помогает ей выращивать не своих детенышей. Этот факт меня поражает и как биолога, и как человека. Есть фраза: «Ты ведешь себя, как животное». Многие употребляют ее в негативном свете, но, узнав больше про поведение зверей, уверен, перестанут это делать. Животные во многом лучше людей: сколько в мире переполненных детских домов? А ведь это результат так называемого секса. Так что выставка нужна и взрослым – как возможность переосмыслить жизнь, задуматься над понятием семейных ценностей. Конечно, есть и отрицательные примеры: самец медведя, если детеныши останутся без матери, может их съесть. Но и этот момент я считаю поучительным.
Еще одна идея выставки – сохранение животного мира. Мне кажется, именно этот мир можно спасти только через познание. Благодаря знаниям, люди влюбляются в животных, а когда мы любим – не вредим. Запреты не останавливают человека от уничтожения дикой природы: в том же Китае предусмотрена смертная казнь за убийство амурского тигра, и каждый год этот приговор приводят в исполнение. Еще момент – это у деревенских жителей не возникает вопросов при виде того, как петух топчет курицу, или когда бык залезает на корову. А вот многие городские жители хихикают или глаза закрывают, когда видят, что собаки спариваются или голубь голубку топчет. Но это же не неприлично, это естественно. Как биологу, мне хочется и об этом говорить.
«Вам не жалко животных?» – «А вам?»
KYKY: Почему в качестве визуала вы решили использовать чучела животных, а не, к примеру, графику?
П. Г.: Я художник-таксидермист, который уже не один год работает с натуральным мехом. Был бы кузнецом, выковал животных из металла, резчиком по кости – соответственно. Но, как вы наверное знаете, во многих музеях мира для демонстраций используют именно чучела – объемный, естественный пример, к тому же, в моем случае сделанный профессионально. Если кто-то хочет на этой выставке видеть 3D-модели, пусть делает и присылает мне, но думаю, что в цифровом виде именно этот материал будет восприниматься искусственно.
KYKY: Получается, натурально будет смотреться и выставка про брачное поведение из чучел людей?
П. Г.: Я такую точно никогда не сделаю, потому что человек как вид животного меня интересует меньше всего. Как я уже сказал, смысл моей экспозиции – рассказать про отношения в животном мире.
KYKY: То есть история про сношения диких зверей – это своеобразный sex sells?
П. Г.: По сути, да. Люди приходят и новое для себя узнают. Кстати, недавно появились первые отзывы, оставленные в книге пожеланий на экспозиции в Минске – всего больше десятка, и все положительные. Вообще, за всю историю показа этой выставки только один человек, зоозащитник, высказался о ней негативно. И она даже не была на выставке. А судить о книге, если ты ее не читал, – абсурд. Надеюсь, все беларусы после посещения останутся довольны.
Возвращаясь к теме «жалко животных». Недавно шел по улице – меня, видимо, узнала некая барышня, которая сидела за столиком на террасе кафе, спросила: «А вам их не жалко?». Я подхожу, вижу, она бутерброд с ветчиной ест, и тоже спрашиваю: «А вам?». Человек задумался. Чучела – продукт охоты, точно такой же, как свинина – продукт животноводства. Ее, как и другой скот, специально выращивают, чтобы употребить в пищу. Для справки, в среднем за жизнь человек съедает около восьми коров, двадцать баранов, десятки свиней и сотни куриц. И это нормально, потому что такова жизнь. Думаю, если я бы сделал экспонаты просто из выделанной кожи, реакция была другая. Хотя, признаюсь, я стремлюсь визуализировать свои знания, поэтому постоянно думаю о расширении экспозиции. Так вот, была мысль «перевести» экспонаты на искусственный мех, но пока технологии не позволяют. Постоянно слежу за появлением современных синтетических материалов, которые, возможно, и позволили бы сделать реалистичные объемные модели животных с использованием не натурального, а искусственного меха.
«Добрый день, я – зоофил»
KYKY: Ваша экспозиция до показа в Беларуси была представлена только в России, почему решили приехать именно к нам в страну?
П. Г.: Во-первых, ваша страна близка мне по духу, во-вторых, мы рядом находимся. Ну, и в-третьих, все представленные на выставке животные водятся и в России, и у вас. За исключение росомахи – это северный вид животного, в вашем теплом климате оно бы не выжило.
KYKY: Как бы вы отреагировали, если бы к вам на выставку пришел зоофил? Или такие уже были?
П. Г.: Еще никогда зритель не представлялся мне: «Добрый день, я – зоофил». Я о таком даже не думал: каждый человек видит то, что хочет видеть. Люди с такой патологией есть, но выставка не направлена на то, чтобы спровоцировать подобные чувства.
Последнее, о чем хотелось бы сказать: я мечтаю (в том числе и в Минске) устроить ток-шоу с зоозащитниками и всеми, у кого возникают самые разные вопросы по поводу моей выставки. Я знаю, что она неоднозначная и не может быть принята обществом всецело на «ура», поэтому нужно обсуждать все возникающие вопросы и вместе думать, как их решить.